Конспект внеурочного занятия по направлению "Финансовая грамотность. Учимся для жизни"
план-конспект занятия (3 класс)

Шакирова Альфинур Халимовна

Данная методическая разработка занятия по функциональной грамотности поможет в проектировании занятия  с позиции формирования УУД.  Может быть полезна как молодым специалистам, так и учителям со стажем, работающим по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект внеурочного занятия34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

по развитию функциональной грамотности школьников

 «Решение жизненных задач. Поход в зоопарк»

Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи занятия: Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические) для решения учебно-практических (жизненных) задач,

- умения работать в команде (группе),

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

- Умения находить и отбирать информацию.

- Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.

-Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

Оборудование: компьютер, презентация,  раздаточный материал, картинки героев.

Ход занятия:

1. Этап организации.

 -Здравствуйте, ребята.  Какой сегодня прекрасный день. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.     

Сегодняшнее занятие проведем под девизом: «Учимся не для школы, а для жизни!» ( Луций Сенека) (слайд 1)

2.Этап актуализации . Подготовка к активной деятельности  на основном этапе. Математическая разминка. 

1. Кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?

 2. Какого цвета волосы у колобка?

3.  Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?

4. Что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?

5. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?

 6. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?

7. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы?

8.Какие часы два раза в сутки показывают верное время?

3. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

-На какую тему будут сегодня предложены здания, вы узнаете, отгадав загадку:

Здесь мы можем встретить волка,

И медведя, и козу,

Тигра, льва, жирафа, панду,

Даже хитрую лису. (зоопарк)

- С какой темой будут связаны задания? (Задания будут связаны с темой «Зоопарк»)(Слайд )

-Сформируйте , пожалуйста, тему занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Зоопарк»)

-  Зоопарк – то самое единственное место, где люди, не покидая каменных джунглей современных городов, могут увидеть настоящих диких животных. В зоопарках обитает множество самых разнообразных видов зверей, птиц, рептилий, пресмыкающихся и насекомых. Огромные террариумы с разными змеями, бассейны с животными севера, вольеры с песками и высокой температурой для переселенцев из жарких стран – и все это размещается в одном месте!

Казанский зооботанический сад — старейший зоопарк в России и один из старейших зооботсадов в Европе. Был основан при Казанском университете в 1806 году Карлом Федоровичем Фуксом, а в 1829 году были приобретены прибрежные участки на берегу озера Кабан для закладки ботанического сада площадью 6,7 га. В 1834 году возвели оранжерею, и ботанический сад открылся для посещения.

В 1931 году ботанический сад объединили вместе с зоосадом при Центральном музее Татарской Автономной Советской Социалистической Республике в одно учреждение, которое стало называться Зооботаническим садом. (слайд)

Зооботсад успешно размножает некоторые редкие виды животных и растений.

_ И так мы будем решать жизненные задания, связанные с зоопарком.                                      (Слайд 2)

-Кто  из  вас  был  в  зоопарке?

- Каких  зверей  видели?

- Кто  назовёт правила  поведения  в  зоопарке?( Приложение 1)

Правила надо выполнять.

- Вы готовы в путешествие?

- Мы посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий, связанных с темой зоопарка.

4.Основной этап. Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы.

Первое задание. (Учащиеся читают задания на индивидуальных листах. Приложение 2)

-Семья планирует посещение зоопарка. Что нужно знать? (Сумму, необходимую для покупки билетов. По другому стоимость билетов для всех членов семьи.)

-Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на поставленный вопрос?

-Вспомним правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)

-Что надо знать чтобы найти стоимость? Найдите ключевые слова и подчеркните. Задания выполняют в парах.

-Где указана цена билета? (в таблице)

 Выполните задание и запишите ответ.

- Сколько денег надо заплатить? ( проверка решения).

Оцените себя. У кого получился правильный ответ закрасьте кружок зеленым. У кого неправильно красным.

- У кого зеленый? Поднимите руку. За что можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие  и делать верные вычисления)

-Какой совет можете дать остальным? (быть внимательными)

- С первым заданием вы справились. Молодцы! Какие умения вам помогли вам дать ответ на вопрос? (выполнять вычислительные действия, умение работать по таблице, находить стоимость товара умение выделять главное)

- Какой вывод можно сделать, нужны ли математические умения в повседневной жизни?

Физминутка. Предупреждение утомляемости учащихся.

Физминутка. «Зоопарк»

По зоопарку мы шагаем          Маршируют на месте
И медведя там встречаем       
Раскачивание туловища.
Этот мишка косолапый          
Руки полусогнуты в локтях
Широко расставил лапы,       
Ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе           
Переступание с ноги на ногу
Долго топчется на месте.    

Впереди из-за куста                
Дети всматриваются вдаль, держа
Смотрит хитрая лиса             
ладонь над бровями, повороты.
Мы лисичку обхитрим          
Бег на месте на носках.
На носочках пробежим.

Вот волчата спинку выгнули    Прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнули.       
Легкий прыжок вверх

Подражаем мы зайчишке          Ладони на голову, подскоки.
Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра                
Вернуться на места.
Заниматься нам пора.

5. Этап применения изученных моделей действия. Закрепление. Групповая форма работы с элементами фронтальной работы.

Еще одна семья планирует посещение зоопарка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к 2ому заданию. (учащиеся читают задание, см. приложение, задание 2)

-Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе даю алгоритм выполнения задания.

В ходе работы осуществляется помощь группам. Пользуясь алгоритмом учащиеся выполняют задание в группах.

После каждая группа объясняет свое решение. Каким образом пришли к этому решению?

-Нужны ли математические умения для решения этого задания? Какие умения? (умение выделять информацию, работа по таблице, вычислительные умения, выполнять действия с многозначными числами)

6. Закрепление знаний. Решение задач.

В зоопарке мы отправились к клетке льва.

-Что вы знаете о львах? (ответы детей)

 Лев — рекордсмен по высоте  среди всех кошачьих. Самцы львов обладают большой гривой из густых волос длиной до 40 см. Грива у взрослых самцов уникальна  (ни у кого из кошачьих нет ничего подобного) эта одна из самых ярких отличительных особенностей данного вида. (слайд )

Пума – горный лев (кугуар). Она может прыгать вниз с высоты 18 м и совершать короткие, но стремительные рывки в беге (до 80 км/ч), удерживая равновесие с помощью длинного хвоста. Пума – чемпион по прыжкам в высоту без разбега. Она может прыгнуть вверх на высоту 7 м. (слайд)

ЗАДАЧА 3.  В зоопарке живут лев и львица. Лев в день съедает 8 кг мяса, а львица -6 кг. Сколько кг мяса необходимо заготовить этим животным на неделю? Сколько кг мяса съедают лев и львица за год?

Решение в парах.

- Сколько кг мяса нужно этим животным в неделю?

- Сколько кг мяса съедают лев и львица за год?

7. Этап рефлексии. Фронтальная форма работы.

 Подведем итог. Какая  наука помогала нам сегодня справиться с жизненнными задачами? (математика)

- Как мы видим математика нужна  нам в повседневной жизни, она помогает нам решать бытовые повседневные задачи.

Продолжаем подводить итог. Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам  фразы:

  • На занятии я узнал(а)…
  • Я учился …
  • Работая в группе, …
  • Я понял(а) …
  • У меня получилось …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мне захотелось…

Приложение 1.

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ЗООПАРКА

1.Не кормите животных

2.Не дразните и не пугайте животных. Они нуждаются в спокойствии и отдыхе

3.Не стучите по стеклам вольер в павильонах зоопарка

4. Не заходите за барьеры и ограждения, не пытайтесь потрогать или погладить животных. Это опасно!

5.Соблюдайте чистоту, пользуйтесь урнами

6.Не ломайте ветки деревьев и кустарников

7. Не бросайте в вольеры к животным никаких посторонних предметов

8. Обращайте внимание на надписи на указателях и этикетках

9. Фотографируйте животных без применения вспышки

10. Вход на территорию зоопарка с животными запрещен!

Приложение 2

Задание 1.

Семья Каримовых состоящая из двух взрослых и двух детей  планирует посещение зоопарка. Сколько рублей нужно для покупки билетов?

Цены входного билета на зоопарк

Категория посетителей

Взрослый

300р.

Детский с 3 до 17 лет (включительно)

150р.

Задание  2.

Семья Салимовых из пяти человек решили посетить зоопарк. Отец, мать и мальчик 7 лет, девочка 5 лет, и их братишка 2 лет.  На это они выделили 1500 рублей. Если они 400 потратят на буфет, сколько денег останется на сувениры? (см. таблицу задания 1)

Задание 3.  В зоопарке живут лев и львица. Лев в день съедает 8 кг мяса, а львица -6 кг. Сколько кг мяса необходимо заготовить этим животным на неделю? Сколько кг мяса съедают лев и львица за год?

Приложение 2

        Алгоритм выполнения задания 2:        

  1. Прочитайте текст задания.
  2. Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?
  3. Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.
  4. Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.
  5. Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов.
  6.  Узнайте цену билета.
  7. Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4.
  8. Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия "Финансовая грамотность"

Конспект внеурочного занятия "Финансовая грамотность"...

Конспект внеурочного занятия "Финансовая грамотность"

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯНазвание курса (кружка): Финансовая грамотностьНаправленность внеурочной деятельности: Общеинтелектуальное направлениеКласс / возраст детей: 2 классТема: Как разумно делать...

Конспект внеурочного занятия на тему "Учусь искать информацию"

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работы: кружокТема занятия: Учусь искать информациюЦель занятия: построение простейшего способа поиска информации и ф...

Конспект внеурочного занятия "Зачем я учусь?" для учащихся коррекционной школы ("Разговоры о важном")

Внеурочное занятие  «Зачем я учусь» для обучающихся 1 – доп. классов коррекционной школы, является первым уроком из  цикла «Разговоры о важном». Занятие  з...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 класс) поможет провести занятия интересно и познавательно....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПрограмма разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, федеральной программой воспитания. Программа внеурочной деятельности связана с Рабо...