Колычева Т.И. Формирование краеведческих представлений у младших школьников посредством интерактивных командных игр // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf
статья

Колычева Тамара Ивановна

Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей родной земли.

Чем раньше начинать говорить с детьми о родном крае, тем скорее они начнут осознавать себя представителями своего народа, частью окружающего мира, осознают важность этого мира и своего места в нём. Это позволяет детям по-новому осмыслить привычное, способствует социализации личности школьников.

Изучение родного края в МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г.  Белгорода начинается с дошкольного возраста и, соблюдая преемственность, продолжается в начальной школе в рамках занятий внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина». Кроме того, на базе учреждения работают объединения «Духовное краеведение Святого Белогорья» и «Юный краевед» ГБУДО «Белгородского областного Дворца детского творчества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolycheva_t.i.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Колычева Тамара Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМАНДНЫХ ИГР

Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей родной земли.

Чем раньше начинать говорить с детьми о родном крае, тем скорее они начнут осознавать себя представителями своего народа, частью окружающего мира, осознают важность этого мира и своего места в нём. Это позволяет детям по-новому осмыслить привычное, способствует социализации личности школьников.

Изучение родного края в объединении «Духовное краеведение Святого Белогорья» и «Юный краевед» ГБУДО «Белгородского областного Дворца детского творчества» начинаем с младшего школьного возраста.

В своей работе учитываем возрастные, психологические особенности детей, их интересы и потребности, поэтому основные формы и методы формирования у младших школьников краеведческих представлений и воспитания любви и уважения к родному краю представлены в игровых технологиях, так как игра – это естественная потребность детей. Таким образом, одной из отличительных особенностей краеведческой работы с младшими школьниками является использование интерактивных командных интеллектуальных краеведческих игр, отличающихся тематикой и форматами проведения.

Участвуя в подготовке и проведении краеведческих игр, обучающиеся не только получают дополнительные знания о родном крае и расширяют кругозор, но и имеют возможность раскрыть свои таланты и способности. Также игры способствуют пробуждению интереса к истории и культуре родной земли.

Уже традиционными стали такие игры, как интеллектуальная краеведческая игра «Белгородская оборонительная черта». Она содействует формированию интереса к истории родного края и города. В игровой форме дети закрепляют знания об одном из важнейших моментов в истории Белгородской области и родного города. «Погружение» в XVII век помогает обучающимся узнать о городах-крепостях Белгородской оборонительной черты, традициях предков, духовных православных святынях того времени.

Популярными среди младших школьников становятся игры, основой которых являются телевизионные интеллектуальные игры. Огромный интерес ребята проявили при проведении интерактивной командной игры «Сердцу милая сторона», которая проходила в формате «Мозгобойни» – что-то среднее между телевизионными интеллектуальными играми типа: «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра» и др. Принципы данной формы игры:

- чем больше команд принимает участие в игре, тем лучше, интереснее играть;

- игра требует предварительной подготовки (чтение краеведческой литературы, посещения музеев города и области (в том числе, виртуальные), информационные беседы, занятия в рамках внеурочной деятельности и т. д.);

- туры (геймы, конкурсы, блоки и т. д.) игры посвящены различным темам, и связаны они с малой родиной: природа, история, знаменитые земляки, достопримечательности родного города и др.;

- время для ответов на каждый вопрос строго ограничено;

- задания каждого тура (гейма, конкурса, блока и т. д.) игры представлены в оригинальной форме (ответить на видео вопрос, прослушать и угадать звуки леса, определить растение по запаху, объяснить связь предмета и родного края и т. д.).

Ещё одна командная краеведческая игра построена по типу телевикторины «Где логика?». Она предназначена для проверки эрудиции и логического мышления; учит детей работать в команде; заставляет размышлять, анализировать; способствует более глубокому и прочному овладению  краеведческого материала. Темы могут быть самыми разными и касаться различных сфер и аспектов краеведения: «Флора и фауна Белгородской области», «Центры образования микрорайона», «Памятники родного города», «Культурно – развлекательные места», «Знаменитые земляки» и т.д.

В своей работе по формированию краеведческих представлений у младших школьников популярны квест-игры. Краеведение во всех проявлениях даёт прекрасную возможность для создания интересных разработок краеведческих квестов, маршрутов, игр-путешествий по станциям и т. д. Квест-игра учит детей мыслить логически, развивает интуицию, расширяет рамки привычного общения, даёт возможность раскрытия творческого потенциала. Игра может быть посвящена определённому краеведческому событию, знаменательной дате, известному человеку и т. д.

Например, в Год Памяти и славы была проведена краеведческую квест-игру «Победа, которую нам завещали». Каждая станция маршрута пробуждала светлую память о героях войны, погибших за Родину.

Квест-игра может иметь общее направление, включая общую тему. Примером такой игры в нашем учреждении стала интеллектуальная квест-игра «Моя малая родина – Белгородчина». Обучающиеся, передвигаясь по краеведческому маршруту в здании, вспоминали историю Белгородской области, православные святыни Белгорода, знаменитых людей региона, символы районов, работали с картой области.

Все эти и другие игры являются своего рода итоговыми занятиями по определённым разделам и темам краеведческой работы в рамках проведения занятий объединений дополнительного образования. Безусловно, они требуют тщательной подготовки детей, при которой   интеллектуальное развитие обучающихся идёт интенсивно, знания имеют глубокий характер. Любознательность и любопытство – особенности школьников, поэтому они открыты к восприятию нового, интересного, значительного.

Учитывая возрастные особенности детей, используя близкие им по духу формы работы в виде интерактивных командных игр, можно доступно, интересно и увлекательно познакомить детей с малой родиной, её историей, культурой и традициями.

Литература

1. Белгородская энциклопедия: страницы истории Отечества, Русской Православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев / гл. ред. В. В. Овчинников. – Белгород, 2000. – 431 с.

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.

3. Областная целевая долгосрочная программа «Духовно – нравственное воспитание и образование населения Белгородской области на 2011 – 2013 годы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП  является одним из важнейших разделов  воспитания детей с  ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет  поиск педагога...

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Формирование краеведческих знаний у младших школьников

Материал поможет учителю начальных классов при организации работы младших школьников с краеведческим материалом....

Современные интерактивные средства обучения в начальной школе на уроках русского языка.

Интерактивное обучение – это диалоговое общение между учителем и учеником, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ними.Учителем используются различные средства и методы, чтобы вывес...