Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
статья по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zuzina_no.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

                                                                                   Зюзина Наталья Олеговна,

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

 «Средняя общеобразовательная школа  № 132»,

учитель начальных классов,

е-mail: zuzina_natalia@mail.ru

В условиях экологического кризиса ценности экологической этики являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Соблюдение на практике ценностей экологической этики приводит к формированию экологической культуры. Экологическая культура человека – это способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого познания природы. Успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников, так как в начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к природе.    

Экологическое образование в младших классах обладает рядом особенностей. Одна из особенностей состоит в том, что весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено, скорее всего, на неподготовленную почву. Возникает противоречие между содержанием экологического образования, которое должно быть усвоено школьниками, и возрастными возможностями обучаемых.

Становление экологической культуры обусловлено наличием у человека знаний, которые он приобретает в процессе экологического образования. В реальной жизни, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду своим потребностям, он, является экологически образованным и одновременно экологически некультурным. Наличие экологических знаний не является достаточным условием формирования экологической культуры. Возникает противоречие между наличием экологических знаний и отсутствием, соответствующей этим знаниям модели поведения.  Формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не задачей, а средством и результатом экологического воспитания.

Практическая деятельность играет не менее важную роль, чем знания о природе, поэтому именно она является конечным результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств, в ней закладываются и сами отношения человека с окружающим миром. Возникает противоречие между необходимостью включения ребенка в практические отношения с миром природы и реальными возможностями ребенка в осуществлении природоохранной деятельности.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему: какие условия определяют экологическую культуру младшего школьника?

В научной литературе встречаются разнообразные интерпретации понятия «экологическая культура». По определению Б.Т.Лихачева [1, с.246], сущность экологической культуры «...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». В этом определении важно отметить, что экологическая культура личности включает в себя экологическое восприятие, экологическое воображение и экологическое чувствование.

В. К. Назаров [2,с.88] под экологической культурой понимает «систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т.д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленную в подсознании человека». Значит, экологическая культура  является частью общей культуры человека и формируется в процессе экологического образования через усвоение моделей поведения и экологически целесообразного способа мышления.

И. В. Цветкова [4,с. 26], экологическую культуру определяет как «процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура – это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой». Таким образом, экологическая культура – это содержание и один из результатов духовно-нравственного воспитания.

Можно сделать вывод о том, что экологическая культура, во-первых, целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, во-вторых, ее субъектный, системный, многомерный опыт, обеспечивающий самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

Структуру экологической культуры составляют три элемента [3]:  знания основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания; деятельностно-практическое отношение к действительности, которые реализуются в образовательном процессе в трех компонентах экологического образования: информационном, мотивационном и морально-нравственном. 

Значит, решение проблемы экологического воспитания младших школьников связано с формированием модели поведения, соответствующей экологическим знаниям и организацией доступных видов природоохранной деятельности или их имитация. Экологическая культура формируется в ходе разнообразной специально организованной деятельности, направленной на  обучение выбору альтернатив поведения и оценки выбора модели поведения.

В ходе опытно-экспериментальной работы (2011 – 2015 уч. г.г.) были определены следующие пути решения проблемы:

1. Разработка диагностической программы для оценки уровня развития экологической культуры младших школьников.

2. Повышение качества преподавания предмета «окружающий мир» через изменение технологии преподавания и структуры урока окружающего мира.

3. Обогащение содержания предметов начальной школы экологическим содержанием с целью воспитания экологической культуры у младших школьников.

4. Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Диагностическая программа включает: анализ уровня достижений предметных результатов по предмету «окружающий мир», качественных и количественных изменений в уровнях сформированности экологической культуры младших школьников на основе теста «Экологическая культура студентов и учащихся» (Асафова Е.В.), вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП» и диагностики мотивации взаимодействия с природой "Альтернатива". Для диагностики используются контрольные срезы тестового характера. Критерием оценивания является уровень образовательной подготовки по предмету. Экологическая культура определялась по следующим критериям: экологические знания, усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранных мероприятиях, тип установки и тип мотивации.

В рамках образовательного процесса проблема формирования экологической культуры младших школьников решается через изменение технологии преподавания и структуры урока окружающего мира.

Таблица  № 1

Основные изменения в структуре урока

Компоненты урока

Направления изменений

Целевой

1. Смещение акцента в формулировке цели с обучающих задач урока на формулировку социально – нравственных норм и принципов, которые формируются посредством данного содержания урока; в задачах выделять виды деятельности, которые позволят реализовать данную цель;

2. Выделение в структуре целей и задач урока элементов экологической культуры (экологические знания, экологические умения, нравственно-этические чувства; деятельностно-практические отношения);

3. Согласование предполагаемого результата с поставленными целями и задачами.

Мотивационный

1. Коррекция экологических ценностных ориентаций, интересов и потребностей: формирование личностного отношения к проблеме (с помощью фактов, цифр, суждений необходимо вызывать эмоциональные реакции учащихся);

2. Моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников;

3. Активизация потребности в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.)

4. Психологическая подготовка к реальным экологическим ситуациям (использование ролевых и деловых игр).

Содержательный

1. Расширение экологических знаний: - включение знаний об особенностях экологических сообществ; сезонных изменениях в природе; изменениях в природе под влиянием деятельности человека;

- установление логических взаимосвязей между изучаемыми предметами, явлениями и событиями;

- использование разнообразных источников информации: наблюдение ученика на уроке (экскурсия, практическая работа), знакомство с произведениями искусства, работа с учебником и презентациями, работа с др. источниками информации (энциклопедия, художественная литература, устное народное творчество);

2. Включение эстетической деятельности на уроке: - знакомство с произведениями искусства;

- собственная художественно-эстетическая деятельность ребенка (рисование, сочинение стихов, лепка, изготовление аппликаций, поделок из природных материалов);

- создание условий для выражения эстетических чувств и эмоций от общения с природой и знакомства с произведениями искусства;

3. Включение в содержание урока экологических ситуаций: - обсуждение предложенных ситуаций, оценка, выбор варианта поведения;

- использование экологических ситуаций при формулировке учебной проблемы;

- составление детьми экологических задач в совместной деятельности с учителем;

4. Включение различных видов деятельности практического характера, имеющих экологическую направленность: - имитация ситуаций, в которой необходимо выбрать модель поведения (ролевые и деловые игры);

- практическая работа и проектная деятельность (изготовление кормушки, написание памятки по уходу за домашними животными, уход за комнатными растениями);

- создание произведений, которые направлены на выражение позиции (экологический плакат, экологическая листовка, экологическая сказка и др.);

5. Расширение знаковой системы урока: - слово – источник информации о природе, а также способ передачи чувств и эмоций человека; изобразительные средства дополняют наши представления об окружающем мире;

- использование экологических знаков для обозначения экологических правил.

Контрольно-оценочный

1. Использование различных видов контроля: творческая работа, тест, устный опрос;

2. Использование различных форм контроля: самоконтроль, взаимоконтроль в паре, группе, контроль учителя;

3. Выделение критериев оценки экологических знаний, умений, деятельностно-практического отношения, которые были бы понятны ученику и учителю; их использование при оценке результов деятельности на уроке и результата урока;

4. Разработка и использование «листа самооценки достижений ученика на уроке» с выделением оцениваемых этапов и критериев оценки работы на данном этапе.

Содержание предмета «окружающий мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. Остальные предметы также вносят свой вклад в воспитание ответственного отношения к природе. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Так на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями писателей-натуралистов, из которых узнают о жизни животных и растений, правила поведения в природе, анализируют, комментируют поступки героев, дают им оценку. На основе впечатлений от прочитанных произведений поэтов-классиков дети создают творческие работы: стихи, рассказы, рисунки, зарисовки, загадки. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, содействуют формированию умений и навыков экономного использования природных ресурсов. На уроках трудового обучения обсуждаем, почему нужно строить кормушки, где лучше их разместить. При изготовлении карандашниц, игр, подарков из различных материалов учимся находить новое применение бытовым отходам (коробкам, пластиковым бутылкам, упаковкам). Изготовление поделок из природных материалов помогает познакомиться ближе с объектами природы и их свойствами, в том числе и художественными. Полезными для экологического воспитания являются арифметические задачи, которые расширяют представления детей об окружающем мире: «ледники на земле занимают 1/7 часть суши, а горы занимают ¼ суши. Что занимает большую площадь: горы или ледники?»; задачи, которые раскрывают полезные свойства животных для всего живого: «дятел за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить дятел, если будет охотиться за пищей 16 часов?»; задачи о хозяйственной деятельности человека, которые знакомят детей с некоторыми отраслями сельского хозяйства и жизнью домашних животных: «улей дает  60 кг меда. 7/15 его надо оставить на зиму пчелам. Сколько килограммов меда можно взять?» или задачи на вычисление того, сколько тонн леса можно сберечь, если использовать макулатуру. Таким образом, на основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники приходят к пониманию того, что природа – среда и необходимое условие жизни человека.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности обеспечивает систематичность и непрерывность изучения экологического материала, позволяет включить детей в практическую природоохранную деятельность или ее имитацию.

Задачами внеурочной деятельности в системе экологического воспитания являются следующие:

- развитие склонностей, способностей и интересов школьников;

- расширение и углубление знаний по предмету;

- создание условий для участия в конкурсах, конференциях, проектах различного уровня;

- создание условий для воспитания экологической культуры через усвоение навыков проектной, исследовательской, поисковой, художественно-творческой  деятельности при выполнении проектов экологической направленности.

Внеурочная деятельность включает участие детей в интеллектуально-творческих конкурсах и играх, телекоммуникационных проектах экологической тематики, экологических акциях, исследовательской и проектной деятельности.

Результаты диагностики на контрольном этапе реализации эксперимента показали, что произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности экологической культуры младших школьников. Сопоставление этих данных позволяет утверждать, что существенные изменения произошли в уровнях экологической культуры школьников: на 21,4% увеличилось количество младших школьников, находящихся на высоком уровне, на 7,2% находящихся на среднем уровне, при одновременном уменьшении на 28,6% – на низком уровне  экологической культуры. Качественный анализ результатов диагностического исследования указывает на то, что у учащихся произошли изменения в установках и типах мотивации. Так, природа воспринимается как объект охраны и изучения 34% и 45% учащихся, только 12 % воспринимают природу только как объект пользы, а 9% воспринимают природу как объект красоты. Таким образом, результаты исследования показали, что уровень сформированности экологической культуры  младших школьников повышается, если в воспитательном процессе происходит систематическое и целенаправленное использование игровых и проектных технологий. В урочной и внеурочной деятельности создаются условия для участия школьников в разнообразных видах деятельности экологической направленности, используются любые возможности для повышения качества преподавания предметов и происходит обогащение содержания учебных предметов экологическим содержанием.

На основании полученных результатов можно предложить некоторые подходы для повышения эффективности экологического воспитания младших школьников:

1. Соблюдать междисциплинарный подход. Навыки этической оценки поведения человека формируются также и на уроках литературного чтения. Формирование эстетических чувств происходит и на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения. Формирование деятельностного отношения происходит и на уроках трудового обучения и при выполнении практических и проектных работ. 

2. Развивать способности, повышающие эффективность проектной и исследовательской деятельности школьников. Индивидуальный подход в рамках данного направления позволит развивать познавательные способности и потребности одаренных детей.         

3. Создавать экологизированную среду класса.  

Список литературы:

  1. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
  2. Назаров, В. П. Социальная роль современного экологического образования / Назаров В. П. // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. - N 1. - С. 88-89
  3. Николаева А.К. Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания. // Творческое наследие В.И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания (5-е Вернадские чтения). Доклады и выступления 5-й Международной научной конференции 26-27 апреля 2007 г. в г. Донецке. – Донецьк: ДонНТУ, 2007. – 342 с.
  4. Материалы доклада на 5-й Международной научной конференции (5-е Вернадские чтения), 26 - 27 апреля 2007 года, ДонНТУ.
  5. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы Текст. / И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России. 2000. — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников".

Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников"....

Формирование экологической культуры у младших школьников.

Воспитание экологической культуры реализуется через систему знаний, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися. С целью формирования у младших школьников ...

Формирование экологической культуры у младших школьников

Сейчас как никогда остро стоит вопрос об экологической грамотности школьников Очень важно уделять внимание данной проблеме с начальной школы....

Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование эк...