Формирование коммуникативных УУД в современной начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
формирование коммуникативных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Резникова Елена Владимировна
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 339
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
умение слушать собеседника.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Группы коммуникативных действий( по Асмолову А. Г.):
- коммуникация как взаимодействие;
- коммуникация как сотрудничество;
- коммуникация как условие интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие.
- Понимание возможности различных позиций и точек зрения.
- Ориентация на позицию других людей.
- Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
- Учёт мнений и умение обосновывать своё мнение.
Коммуникация как сотрудничество.
- Умение договариваться и находить общее решение.
- Умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать.
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации.
- Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания.
- Способность строить понятные для партнёра высказывания.
- Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
К коммуникативным действиям относятся:
- постановка вопросов;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- принятие решения и его реализация;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение достаточно полно выражать свои мысли в диалоге
Условия формирования коммуникативных УУД
- Определение целей коммуникации
- Выбран партнёр
- Распределены функции и роли
- Ученики умеют действовать и взаимодействовать.
Формы организации коммуникативного общения
Учитель – Ученик Ученик – Ученик(групповая или парная)
Правила работы в группе
1.Слушай внимательно партнёра.
2. Переспрашивай и уточняй.
3.Отмечай прежде всё положительное.
4. Уважай чужие ошибки, вежливо объясни своё мнение.
5. Проси помощи у партнёра, помогай сам.
6. Результатом работы является ваше общее мнение.
7. Поблагодари партнёра за работу.
Уровни устной коммуникативной компетентности
- Обсуждение и дискуссия
- Небольшие выступления
- Презентации
Виды упражнений на развитие коммуникативных УУД:
* ассоциативные
* мыслительные
* речевые
* рефлексивные
* интерпретация
Основные критерии сформированности коммуникативных УУД:
- Желание вступать в контакт с окружающими
- Знание норм и правил
- Умение организовать общение
- Умение решать конфликтные ситуации
- Умение работать в паре.
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Для развития коммуникативных способностей нужно:
-постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
-стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
-используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
-проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
Список литературы:
1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
2. М.Д.Виноградова, И.Б. Первин «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников», М: Просвещение, 1977
3. В.Ф.Ефимов «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании»// Начальная школа, 2009, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы
Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Информационно - коммуникативные технологии в современной начальной школе.Презентация.
Это интересно!...

Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий в начальной школе
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успеш...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....

Информационно - коммуникативные технологии в современной начальной школе
ИКТ используются в начальной школе с целью сбора, хранения, распространения и использования информации....

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...