Современные интерактивные средства обучения в начальной школе на уроках русского языка.
статья
Интерактивное обучение – это диалоговое общение между учителем и учеником, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ними.
Учителем используются различные средства и методы, чтобы вывести детей на осознанную деятельность. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, идет работа с документами и различными источниками информации, применяются интерактивные образовательные ресурсы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные интерактивные средства обучения в начальной школе на уроках русского языка.
Интерактивное обучение – это диалоговое общение между учителем и учеником, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ними.
Учителем используются различные средства и методы, чтобы вывести детей на осознанную деятельность. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, идет работа с документами и различными источниками информации, применяются интерактивные образовательные ресурсы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Термин «интерактивные методы обучения» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий:
- первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера;
- вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.
В состав интерактивных дидактических материалов входят:
Методические пособия с электронными интерактивными приложениями. Учитель может работать с интерактивными приложениями на уроках, использовать их для внеурочной деятельности по предмету, в том числе как одно из средств обучения различных категорий школьников (например, домашнее обучение, дополнительные задания для слабоуспевающих учеников).
- Рабочие тетради с индивидуальными электронными тренажерами полностью соответствуют требованиям стандартов второго поколения и позволяют формировать позитивное отношение обучающихся к учению, предоставляют возможность каждому ребенку выбрать индивидуальный темп обучения.
Интерактивные дидактические материалы содержат разнообразные задания:
- тесты;
- логические задания на установление соответствия или закономерности;
- на восстановление текста;
- на определение «лишнего понятия»;
- развивающие игровые задания типа кроссвордов и филвордов.
Остановимся на некоторых интерактивных типах заданий:
1.Тесты с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных (многовариантные тесты, двухвариантные тесты).
Задача ученика прочитать вопрос, проанализировать, предложенные варианты ответов, выбрать тот, который, с его точки зрения, правильный, и подтвердить свой выбор, а затем перейти к следующему вопросу по указателю в нижней правой части экрана. Там же есть информация о том, сколько всего тест содержит вопросов и с каким вопросом работает сейчас ученик.
При работе с заданиями этого типа происходит формирование следующих УУД:
регулятивных – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка результатов процесса работы;
познавательных – структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов;
коммуникативных – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске информации.
Формы и методы применения данных заданий.
Тесты можно применять на разных этапах урока:
- на этапе проверки д/з,
- этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний,
- закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
2. Задания на выявление общих признаков (Найди «лишнее»).
Работа с этим типом задания также направлена на отработку у обучающихся навыков систематизировать свои знания.
Для того, чтобы выполнить задание, ученику нужно проанализировать данную информацию, понять, по какому принципу она сгруппирована, найти и зачеркнуть (или выделить курсором) «лишнее».
3. Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски»).
Задания этого типа предназначены для развития письменной речи учащихся, формирования логического мышления, умений проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Читая и анализируя текст, школьник, используя слова-подсказки, выстраивает его так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.
4. Развивающие игровые задания (кроссворды, филворды).
Кроссворды – это отличный вид работы для развития логического мышления, формирований умений обобщать и систематизировать информацию.
Решая кроссворды, ребенок вспоминает, как пишутся слова, закрепляет знания о различии между произношением написанием слов.
Не менее интересным является и задание на решение филвордов (венгерских кроссвордов).
Суть задания – собрать слова понятия к одной теме. Буквы, из которых состоят слова, могут располагаться в разных направлениях: по вертикали, по горизонтали, уголком.
Задача ребенка – найти эти слова.
Решение филвордов является отличным упражнением для развития зрительной памяти и орфографической зоркости.
5. Задания на установление соответствия или закономерности.
Работа с этим типом задания направлена на отработку у обучающихся навыков и умений систематизировать свои знания. Для того чтобы выполнить задание, ученику нужно поставить буквы в нужную колонку или соединить стрелочками соответствующие понятия.
Применение электронного интерактивного приложения активизирует работу школьников на уроке, помогает избежать монотонной деятельности, существенно повышает качество знаний у обучающихся.
Электронное интерактивное приложение (CD-диск) можно использовать при помощи мультимедийного проектора, на интерактивной доске любого типа, в компьютерном классе, на персональных компьютерах.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...
Применение модульной технологии в начальной школе на уроках русского языка при прохождении темы: "Слова с непроверяемыми написаниями"
Доклад для МО на тему: "Обучающие модули"...
Проектные технологии в начальной школе на уроках русского языка
Проектные технологии на уроках русского языка в начальной школе.Содержание:- особенности проектной деятельности в начальной школе;- метод проектирования на уроках русского языка;- работа над проектом ...
Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)
В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...