Формирование краеведческих знаний у младших школьников
статья (3 класс) на тему
Материал поможет учителю начальных классов при организации работы младших школьников с краеведческим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука Смоленского края (статья) | 63 КБ |
структура краеведческого альбома | 15.22 КБ |
презентация | 469.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 26 имени
А.С. Пушкина» г. Смоленска
учитель начальных классов
Кулькова Е.А.
Формирование краеведческих знаний у младших школьников.
Любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного города, села, района, области не возникают сами по себе, а воспитываются. Краеведение - по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, прекрасная школа для такого воспитания. [5].
Впервые в России научное определение краеведения было дано в «Академическом словаре русского языка» (1916 г.). В нем говорится, что это «Совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны преимущественно силами местного населения». С тех пор это определение повторяется во многих энциклопедиях, словарях и научных работах. Так, например, в современном «Педагогическом энциклопедическом словаре» школьное краеведение определяется как изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности. Причем под изучением края, как правило, понимается получение учащимися знаний о крае из различных источников. В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами». В `Малом академическом словаре - `краеведение - совокупность знаний о том или другом крае (в 3 знач.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п. В `Толковом словаре Ефремовой` - 1) Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-
либо крае. 2) Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.[7].
Важность использования элементов краеведения в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах видные зарубежные и отечественные ученые, педагоги, философы, писатели: Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев.[3].
Современные ученые Н. А. Даринский, Л. Г. Кривоносова, рассматривали краеведение как фактор воспитания. Они считали, что школьное краеведение – это важнейший фактор идейно-политического, морального, трудового, эстетичного, экологического и физического воспитания учеников, что оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учеников, вовлекает в творческую деятельность, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.[4].
Современные исследователи придерживаются мысли, что школьное краеведение – это процесс познания и передачи знаний о родной земле и жизни на ней, что осуществляется от одного поколения к следующему.
Г. Гуменюк определяет школьное краеведение как фактор воспитания личности через углубленное ознакомление с природой, хозяйственной деятельностью, историческим прошлым родного края, его культурно-образовательными традициями [7].
Объектами краеведения являются природа, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Само изучение края предусматривает ознакомление учеников с природой, географией, историей, культурой края, способствует формированию национального самосознания и ценностных ориентаций, воспитанию патриотических чувств, развития потребности и готовности распространять и преумножать культурное достояние. [2].
Великий ученый, педагог К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности» [7]
Для ученика формирование краеведческих знаний — способ расширить кругозор, так как углубленное изучение состояния одного небольшого края происходит в сравнении обычно со всей страной или со всем цивилизованным пространством, кроме того, знание одного края пробуждает интерес к другим регионам и к Земле в целом. [7].
Школьное краеведение осуществляется учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий формирования краеведческих знаний – руководящее участие в нем учителя, исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей. Педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты по формированию краеведческих знаний у учащихся во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников.
Свою работу начинаю с выявления исходного уровня знаний учащихся о родном крае. Каждому ученику была предложена работа, рассчитанная на один урок. В форме анкеты открытого типа «Как ты знаешь свой край?», состоящей из 12 вопросов [1]. Уровень знаний оценивается по следующим критериям:
«знают» - дают полные ответы на предложенные вопросы;
«допускают ошибки» - ответы неполные, есть неточности;
«не знают» - не дают ответа на вопрос или дают неверный ответ.
Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся (67%) не дали правильных ответов или затрудняются ответить на вопросы. Часть детей (33%) допустили неточности и ошибки:
1. Большинство школьников умеют писать полный домашний адрес, но затрудняются в указании номера квартиры или отказываются сообщать свой адрес.
2. Многие из учащихся правильно называют улицу, на которой находится школа, но вместо номера дома указывают номер школы, что является для них более привычным.
3. У некоторых учащихся нет четкого представления о названии района проживания.
4.Трудным для ребят оказались вопросы по достопримечательностям своего города.
Анализ ответов учащихся на отдельные вопросы подтверждает, что дети не имеют элементарных представлений об истории и культуре Смоленщины; по природе – ответы детей не выходят за рамки общеизвестных.
На основании вышеизложенного обозначилась проблема: как сформировать у учащихся знания о родном крае, чтобы они прочно их усвоили и использовали в дальнейшей деятельности.
В ходе работы наметились следующие пути её решения.
Путь 1. Региональный курс «Азбука Смоленского края» предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, историческом, культурном, экологическом и др. Материал по краеведению сочетает в себе обучающие, развивающие и воспитывающие функции, в ходе изучения которого надо ознакомить обучающихся с широким кругом краеведческих знаний.
Согласно базисному учебному плану нашего образовательного учреждения, условиям организации учебно-воспитательного процесса в школе и уровня подготовки обучающихся, мною был выбран первый (основной) вариант использования регионального курса: «АСК» преподаётся на самостоятельном уроке - 34 часа в год (1 час в неделю). Согласно всем рекомендациям, предложенным авторами курса [1], основными формами организации учебной деятельности являются урок, краеведческая экскурсия в музеи, по городу, в которые вводятся просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, встречи с деятелями литературы и искусства, выступления учащихся с докладами и т. д. В свою очередь, выбор форм, методов и приёмов работы на уроках по АСК зависят от конкретного содержания урока.
Путь 2. Работа с краеведческой информацией привела к мысли о том, что необходимо с детьми где-то фиксировать самые важные сведения по краеведению. Так мы стали использовать иллюстрированные краеведческие альбомы, которые являются важнейшим средством обучения детей.
Цель его ведения - создание некоего Справочника по родному краю. Важно, чтобы в альбоме была зафиксирована каждая изученная тема регионального курса.
Такая работа направлена на развитие у детей умения работать с информацией, учит выделять главное, развивает внимательность, память, интерес к творчеству, а соответственно и к региональному курсу. Необходимо продумать каждую запись в альбоме, чтобы ребёнок мог воспользоваться ею при повторении материала. Можно разрешить пользоваться детям ручками разных цветов, фломастерами, цветными карандашами. Нужно приучать учащихся с первого урока делать аккуратные записи в альбоме. В конце изучения курса мы проводим «Смотр альбомов». Можно выбрать самые аккуратные, наиболее интересные по содержанию и оформлению краеведческие альбомы, и поощрить авторов.
Такая форма учебного пособия наиболее интересна детям младшего школьного возраста, потому что включает не только познавательные статьи, но и предлагает детям выполнить посильные творческие работы и исследования.
В краеведческом альбоме мы ведем следующие рубрики: «Музей слов», «Летопись событий», «Творческая мастерская», «Памятки», «Фоторепортаж», «Встречи с интересными людьми», «Работа с темой урока». Альбом включает в себя изучение двенадцати тем: Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоёмы. Растительный и животный мир. Красная книга Смоленской области. Охраняемые территории Смоленского края. История Смоленщины. Смоленская крепостная стена. Народные традиции и праздники. Культура Смоленщины сегодня.
Материал в альбоме разнообразен: практические задания, схемы, таблицы, фотоотчёты, вопросники, викторины, памятки, сочинения и т.д.
Структура краеведческого альбома включает вышеуказанные рубрики, каждая рубрика выполняет свою функцию. Так, например, раздел «Работа с темой урока» предполагает:
- Выдвижение гипотез, фиксирование важной информации (3-5 пунктов при чтении параграфа), составление плана.
- Написание мини - сочинений «Что я знаю»/ «Что я узнал».
- Составление вопросов по теме.
- Работа с понятиями.
- Подбор пословиц, поговорок, загадок.
- Написание выводов.
- Сочинение стихов.
- Составление ребусов, кроссвордов.
- Работа по заполнению схем – опор.
- Подбор дополнительной литературы.
Работу с основными рубриками можно построить следующим образом:
«Музей слов»
- Выписывание незнакомых понятий.
- Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями по уточнению значений слов.
- Рисование иллюстраций, схем.
- Наклеивание иллюстраций для расшифровки понятий.
- Записи имен земляков.
«Летопись событий»
- Фиксирование основных дат и событий курса.
- Запись из текста параграфа предложений, в которых говорится о значении какого- либо события.
- Иллюстрации, картинки.
«Творческая мастерская»
- Рисование обложки альбома.
- Составление мини - сочинений, рассказов.
- Написание отзывов.
- Рисунки, аппликации, схемы.
- Работа по заполнению схем – опор.
- Составление кроссвордов.
- Проекты, исследовательская работа.
- Подготовка докладов.
- Изготовление экологических знаков.
- Подготовка коллекций.
- Подготовка сообщения по итогам наблюдений, экскурсии.
«Памятки»
- Составление памяток с правилами поведения в природе, в театре, в музее, в общественном транспорте и т.д.
- Составление правил работы со словарем и справочником.
«Фоторепортаж»
- Вид работы (экскурсия, наблюдение, встреча с интересными людьми).
- Цель данной работы.
- Подготовка плана маршрута какого-либо путешествия и т.д.
- Фотографии или рисунки с места события.
- Подписи к фотографиям или рисункам.
- Отзыв или вывод.
Предложенное структурирование учебного материала позволяет сделать акцент на самом важном, что определяют сами дети под руководством учителя.
Проводя в системе такую работу с учебниками «АСК» и альбомами по краеведению мы повышаем качество знаний учащихся о родном крае. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявлять к этому неподдельный интерес.
Список литературы:
- Болотова С.А Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края». - Методические рекомендации.- Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век», 2006.-72с.
- Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М., Просвещение, 1982. – 223 с.
- Бородин С.П. Общие вопросы школьного краеведения.- М., 1971. – 162с.
- Даринский А. В., Кривоносова Л. Н., Круглова В. А., Луканенкова В.К. Краеведение: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987. – 231 с.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература. 1985. – 205с.
- Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. – М., 2005. – 72с.
- Шмидт С. О. История, современное состояние и перспективы развития краеведения// Краеведение в России: Материалы Всероссийского семинара краеведов « Любовь к малой Родине - источник любви к Отчизне»// отв. Редактор М: АНО ИЦ Москвоведение, 2004. – 163с.
Предварительный просмотр:
Структура краеведческого альбома | |||||
Работа с темой урока | Работа с рубриками | ||||
«Музей слов» | «Летопись событий» | «Творческая мастерская» | «Памятки» | «Фоторепортаж» | |
Выдвижение гипотез, фиксирование важной (основной) информации (3-5 пунктов при чтении параграфа) | Выписывание незнакомых понятий | Фиксирование основных дат и событий курса, запись из текста параграфа предложений, в которых говорится о значении какого- либо события | Рисование обложки альбома | Составление памяток с правилами поведения в природе , в театре, в музее, в общественном транспорте и т.д. | Вид работы (экскурсия, наблюдение, встреча с интересными людьми) |
Написание мини - сочинений «что я знаю»/ «Что я узнал» | Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями по уточнению значений слов | Иллюстрации, картинки | Составление мини - сочинений, рассказов | Составление правил работы со словарем и справочником | Цель данной работы |
Составление вопросов по теме | Рисование иллюстраций, схем | Написание отзывов | Подготовка плана маршрута какого-либо путешествия и т.д. | ||
Работа с понятиями | Наклеивание иллюстраций для расшифровки понятий | Рисунки, аппликации, схемы. Работа по заполнению схем - опор | Фотографии или рисунки с места события | ||
Подбор пословиц, поговорок, загадок | Записи имен земляков | Составление кроссвордов | Подписи к фотографиям или рисункам | ||
Написание выводов | Проекты, исследовательская работа | Отзыв или вывод | |||
Сочинение стихов | Изготовление экологических знаков | ||||
Составление ребусов, кроссвордов | Подготовка коллекций | ||||
Работа по заполнению схем - опор | Подготовка сообщения по итогам наблюдений, экскурсии | ||||
Подбор дополнительной литературы | Подготовка докладов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Главная цель краеведения- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуру) и желающего принять активное участие в его развитии…» Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М., Просвещение, 1982
Вопросы анкеты «Как ты знаешь свой край» 1.Ф.И. Класс 2. Почему город назван Смоленском? 3. Что изображено на гербе города Смоленска? 4. Знаешь ли ты, почему Смоленск называют «Щитом Отчизны»? 5. На какой улице ты живёшь? 6. На какой улице находится твоя школа? 7. В каком районе города ты живёшь? 8. Назови известных тебе людей, прославивших Смоленщину. 9. Назови своё любимое место в городе. 10. В каких музеях и исторических местах города ты был? 11. Какие птицы живут в вашей местности? 12.Какие звери водятся в лесах Смоленской области?
Результаты диагностики 67% учащихся не дали правильных ответов или затрудняются ответить на вопросы анкеты; 33% -допустили неточности и ошибки при ответе на вопросы № 5,6,7,8,10
1 путь
2 путь
Структура альбома Рубрики : «Музей слов» «Летопись событий» «Творческая мастерская» «Памятки» «Фоторепортаж» «Встречи с интересными людьми» «Работа с темой урока» «Работа с темой урока»: Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоёмы. Растительный и животный мир Смоленского края. Красная книга Смоленской области. Охраняемые территории Смоленского края. История Смоленщины. 10.Смоленская крепостная стена. 11.Народные традиции и праздники. 12.Культура Смоленщины сегодня.
Это очень увлекательно и интересно!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических знаний у младших школьников
Школа должна сделать необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею....
Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...
Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики
В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию)...
Презентация "Формирование познавательных УУД у младших школьников при решении задач с использованием краеведческого материала"
Использование краеведческого материала для составления задач позволяет воспитывать у ребят любовь к родному краю....
Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы
В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...
Колычева Т.И. Формирование краеведческих представлений у младших школьников посредством интерактивных командных игр // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf
Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу св...
Формирование краеведческих знаний учащихся с интеллектуальным недоразвитием в процессе экскурсий.
Краеведение - одно из наиболее доступных, интересных и значимых для учащихся специальной школы направлений внеклассной работы. Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся с интеллектуал...