ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
статья
«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием
культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий
способ преобразования природных задатков и возможностей».
Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_kak_sposob_vhozhdeniya_cheloveka_v.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В
МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование
чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание,
совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает
предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности
(историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения
познавательного характера представляют собой совокупность материального
и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных
положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было
сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и
воспитание молодого поколения средствами культуры.
«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием
культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий
способ преобразования природных задатков и возможностей».
Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»
Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых
культурных ценностей, в рамках образовательной системы является
созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.
Процесс общения педагога с представителями разных наций и
народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как
опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В
современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога
культур (русской, европейской, американской, западной и восточной).
Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая
художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».
Как известно, язык является способом познания окружающего мира и
средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя
и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к
поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно
уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к
языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия
образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения
ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и
обогащению исторических, научных и культурных ценностей.
Таким образом, соотношение образования и культуры можно
рассматривать в разных аспектах:
- в рамках культурологической парадигмы педагогической
системы;
- в через формирование поликультурного образования;
- в условиях культурно-исторического типа образовательной
системы (вуза, школы);
- как систему культурно-образовательных центров в рамках одной
или разных стран;
- через анализ учебных дисциплин культурологической
направленности;
- путей и способов развития культуры субъектов образования
(педагогической культуры и умственной культуры учащихся);
- описания и прогнозирования образа культурного и образованного
человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие
специфики культурно-образовательной среды растущего человека;
- обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных
традиций народа, этноса, нации.
Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний
и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется
из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То
есть образование является социокультурным феноменом и выполняет
социокультурные функции.
Поэтому образование становится необходимым и важным фактором
развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего
общества.
Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся
потенциал современного образования.
1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов
вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования
человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается
и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и
народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из
жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере
образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.
Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в
мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной
стратегии образования человека (независимо от места и страны его
проживания, типа и уровня получения образования)
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями
знаний и культурных ценностей.
Велика миссия образования в развитии у молодого поколения
ответственного отношения к культуре родного языка и языков
международного общения. Этому способствуют диалогические формы
обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего
мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного,
эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации.
Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор
правил общения и способов поведения человека в социальной группе.
Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в
дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого
человека.
Одновременно образование представляет собой процесс трансляции
культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также
устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна
зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования,
культуры и квалификации граждан.
Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в
культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в
процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания,
профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако
именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные
нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации,
общества и человека. Поэтому при определении целей и задач
образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь
содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона,
страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с
культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности
поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека
и преемственности поколений людей. В разных социально-политических
условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим
фактором между новыми социальными представлениями и идеалами
предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции.
Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и
передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в
сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии,
новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной
из главных задач образования является подготовка молодого поколения к
самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива
будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности
человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности,
досуга).
В условиях радикального изменения идеологических воззрений,
социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно
образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует
адаптации человека к новым жизненным условиям.
В критические моменты истории необходимо обеспечить
преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя
самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение
вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе
мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция
выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания
нового поколения.
Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в
пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает
существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения,
устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между
традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека
воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.
Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и
перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся
в нем стереотипы, или совершенствуя его.
Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как
подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны,
закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в
перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:
• в формировании образа жизни, принятого в обществе;
• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной,
трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурнодосуговой, семейно-бытовой);
• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.
Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурноисторического этапа развития общества и государства характерна своя
система образования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в
международных педагогических системах существуют общие черты. Именно
они закладывают основы для процесса интеграции в мировое
образовательное пространство.
Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных
цивилизациях, известны и сегодня?
Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически
сложилась в европейской цивилизации.
В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве
методологии образования и воспитания человека.
В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание
миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека
часто использовали общественное мнение. Поэтому теория воспитания
человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь
подводила некоторый итог существующей традиции.
3. Образование является механизмом формирования общественной и
духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие
образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи.
Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью
образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования
заключается в возможности развития познавательных и духовных
потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и
уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовнонравственного потенциала страны.
4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных
образцов человеческой деятельности.
В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные
нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате
осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в
социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а
также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно
смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во
времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в
пространстве культуры.
5. Образование как функция развития региональных систем и
национальных традиций.
Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер
педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или
села посредством образования. В региональных образовательных системах
учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп
населения. Так, например, разработка образовательного стандарта
определяется спецификой региона страны.
Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент
включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ
Дагестана – «История и культура народов Кавказа».
6. Образование является тем социальным институтом, через который
передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития
общества.
Образовательные системы — это социальные институты,
осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к
самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки
целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо
уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны.
Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования
ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно
развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста,
воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы
приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного
человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период
высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то
сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также
гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.
Образовательные учреждения — это социальные институты,
развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного,
среднего специального, высшего и дополнительного образования
приобретает государственный статус системы образования в стране. В
данном контексте образовательные учреждения включены в социальную
практику. Их социальная функция состоит в предоставлении
образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной
функции требует прогнозирования и планирования развития
образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе
формирования государственной образовательной политики страны.
Государственную норму того или иного типа образования определяет
государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений
такой политики является разработка государственных образовательных
стандартов для школы и вуза.
Государственные образовательные стандарты определяют обязательную
учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух
частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов
дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской
Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным
компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть —
обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть
— предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований
к подготовке выпускника школы или вуза.
7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и
преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его
«врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую
он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования,
воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот
процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и
индивидуальности. Этот факт доказывается исследованиями и
образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают
условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают
личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и
проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и определенная
образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.
Резюме
Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового
сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного
прогресса и развития цивилизации.
Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных
аспектах:
• на уровне социума, в историческом контексте;
• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития
человека;
• на уровне учебных дисциплин.
Образование человека и образовательную систему рассматривают только в
конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их
отношений.
Образование выполняет социокультурные функции:
• является способом социализации личности и преемственности поколений;
• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и
техники;
• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта
и индивидуальности;
• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения
ценностных ориентаций и моральных принципов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»
Педагогическое исследование направлено на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание...
"Наука и культура" Месячник в школе.
Воспитательная работа в школе также важна, как и учебный процесс. В течение учебного года приходится проводить и участвовать во многих школьных и городских мероприятиях, в том числе различных "месячни...
31 способ вхождения в урок
Нестандартное начало урока в начальной школе...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и природа в народной культуре"
На занятиях дети знакомятся с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества....
Презентация: "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроках физической культуры в начальных классах".
Построение. Приветствие.Выполнение команд:»Становись!» «Равняйсь», «Смирно», «Направо»Ходьба на носкахХодьба на пяткахбег с высоким подниманием бед...
«Человек, перевернувший мир науки». "РОБОБАТТЛ"
Презентация. "Окружные робототехнические соревнования «РОБОБАТТЛ» (Творческая категория)Опыт участия в конкурсе....