«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Краснокустовская основная общеобразовательная школа»
посёлок Красный куст, Судогодский район
Обобщение опыта
по теме:
«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»
Выполнила
Шилина Тамара Александровна
учитель начальных классов
2011 г.
1. Условия возникновения и становления опыта.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 20 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», а в данный момент обучение веду по Образовательной программе «Школа 2100». Этот выбор был не случайным.
В программе «Школа 2100» построена новая модель обучения, которая:
- во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения;
- во-вторых, программа доступна массовой школе;
- в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения;
- в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.
Всё это целиком и полностью можно реализовать в свете нового ФГОС. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Задача формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Это и явилось важной предпосылкой возникновения данного опыта. Педагогическое исследование направлено на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание условий для максимального развития умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
2. Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
Представим разделы программы в соответствии с УМК «Школа 2100».
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. [1]
Структура стандартов включает три основных требования:
· к содержанию основных образовательных программ;
· условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);
· результатам освоения основных образовательных программ.
Основным образовательным результатом является формирование мотивированной компетентной личности.
Остановимся на некоторых содержательных аспектах ФГОС, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования".
Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные планируемые результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.[2]
Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального образования, стимулируемое социальным заказом: воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
3. Ведущая педагогическая идея
данного опыта заключается в том, что развитие личностных качеств младших школьников достигается, если внести изменения в организацию процесса обучения путем обогащения содержания предметов и использования современных педагогических технологий в сочетании с деятельностным подходом в обучении, на котором основан стандарт второго поколения и которому полностью отвечает Образовательная система «Школа 2100».
4. Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта основана на ФГОС второго поколения.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться связи с тем что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.. Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.[3]
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный
моральный выбор.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования определяет формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Предметные диагностические работы составляются из конкретных заданий по отдельному предмету для отслеживания уровня познавательных действий обучающегося.
Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. [4]
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования...Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».[5]
В «Концепции развития РФ до 2020 года» в разделе об образовании говорится: Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:
- обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Данные теоретические положения стали основой моего опыта.
5. Новизна опыта.
Новизна данного опыта заключается, прежде всего, в подходе к проблеме формирования личностных результатов младших школьников. Основу составляет использование комплексного подхода содержание предметных областей и внеурочной деятельности. Кроме того элементом новизны является использование методики отслеживания достижения личностных результатов ОС «Школа 2100» .
6. Технология опыта.
Тема моего опыта «Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания».
Работая в Образовательной системе «школа 2100» в этом направлении, ставлю перед собой цель – создание условий для формирования личностных результатов младших школьников через использование различных методов и способов обучения и воспитания.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты по проблеме;
- определить факторы, способствующие формированию личностных результатов учащихся;
- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
- использовать набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие личностных качеств школьников;
- проанализировать работу по формированию личностных результатов учащихся средствами диагностики.
Задачи эффективно решаются при следующих условиях:
- Отбор содержания учебных предметов на основе образовательных ресурсов УМК « Школа 2100»
- Использование современных форм обучения (метод проектов, исследовательская деятельность).
- Организация внеурочной деятельности
- Отбор методик для отслеживания формирования личностных результатов.
Важнейшие личностные результаты в терминологии Образовательной системы «Школа 2100»
Личностные результаты Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор |
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
Личностные результаты на разных этапах обучения
Классы | Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе) | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
1–2 классы – необхо- димый уровень | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого». Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих» | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты) | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей. ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки |
3–4 классы – необхо-димый уровень (для 1–2 классов – это повышен-ный уровень) | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе); – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), –что я могу (результаты) | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для: – всех людей, – своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства. Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание) |
Повышен-ный уровень 3–4 класса | Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: – общечеловеческих ценностей и российских ценностей; – важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества. Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
| ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели само-; – свои наиболее заметные достижения. | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе: -отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; -искать свою позицию (7–9 кл. –постепенно осуществлять свой гражданский и куль-турный выбор) в много-образии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; -стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; -осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. ПОСТУПКИ Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: – культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность – базовых российских гражданских ценностей, – общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание) |
1. Одним из путей формирования личностных результатов младших школьников мне видится в отборе содержания учебных предметов. Остановлюсь на этом подробнее.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Личностные – определяют мотивационную ориентацию. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир |
Личностные | жизненное само- определение | нравственно-этическая ориентация | Смысло- образование | нравственно-этическая ориентация |
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования личностных результатов.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература»
Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»
УУД | Типы заданий | |
Личностные | Оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной. | Задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста. В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? |
Личностные | Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости: - беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; - работать над развитием и совершенствованием собственной речи. | Система речевых упражнений: - свободные диктанты, - обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование. |
Личностные | Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости: - беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; - работать над развитием и совершенствованием собственной речи. | Система речевых упражнений: - свободные диктанты, - обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование. Например, 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр. 2 стр. 33. «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие». |
Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »
УУД | Типы заданий | |
Личностные | Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Работа с задачами на историческом материале, относящемся к построению Российского государства в период XVII–XIX веков, подразумевает личностную оценку описанных реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ. | Задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…» Задачи и задания, названные «Не только математика». |
Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»
УУД | Типы заданий | |
Личностные | Одна из целей предмета – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил. Умение осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. | На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина — Россия!». Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. Учебник 1-го класса, ч. 2 (с. 72) ● На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.) Учебник 3-го класса, ч.2 (с. 21) ● Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина — Россия!». (Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.) Учебник 4-го класса, ч.1 (с. 25) ● Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.) |
(Приложение №1)
2. Использование проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Мной был организован следующий проект:
Учебный проект «Что в имени тебе моём…»
Предмет, класс
Окружающий мир, Русский язык, Литературное чтение
1класс
Аннотация проекта:
Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а так же привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.
Задачи проекта:
- изучить историю возникновения имен, их значение;
- развить навыки исследовательской деятельности;
- привить любовь к своему имени и к имени окружающих.
(Приложение № 2)
Проект “Цветочные фантазии”
Данный проект предназначен для осуществления учащимися учебной деятельности на уроках технологии и во внеурочное время.
1. Тема проекта связана с проектом “Школа – выставочный зал” и направлена на оформление школы средствами декоративно-прикладного искусства.
2. Цели проекта образовательные и воспитательные:
- воспитание у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- формирование у школьников основополагающих знаний и представлений из области дизайна.
3. Задачи учебно-педагогические:
- приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического вкуса;
- формирование навыков по исследовательской деятельности;
- развитие умений владения техникой лепки, аппликации, шитья, ковроткачества, росписи батика, вышивки, изображения объемных и полуобъемных предметов, основами дизайна, бумагопластики, составления композиции букета.
Проект "Часовых дел мастера»
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Планируемый результат: модели часов для дидактических игр.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе создания моделей часов.
Задачи:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определению задач, исходя из поставленной проблемы;
- планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- выбору материала и способу действия;
- умению аргументировать свой выбор;
2. Продолжать учить детей использовать раннее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
- свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.
3. Организация внеурочной деятельности.
В нашей школе разработан учебный план (1класс) на основе стандарта второго поколения, который основан на приоритете развития личности, личностно-ориентированном обучении и воспитании обучающихся.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
В новом базисном плане занятия второй половины дня называются внеурочной деятельностью, которая также входит в сетку часов.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Я использую программу надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию УУД, разработанную д.п.н. Л. Г. Петерсон для учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. Целью курса является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Курс «Мир деятельности» для 1 класса представлен в двух комплектах:
Комплект для ученика 1 класса:
- Учебное пособие с наклейками. Работая с наклейками ученик закрепляет новое знание.
- Разрезной материал представлен в виде отдельной тетради. Предназначен для использования его на уроке для организации открытия детьми нового надпредметного знания и его закрепления в индивидуальной и групповой работе.
- Эталоны (двусторонние карточки, на одной стороне сам эталон для фиксации нового знания «Мои открытия», на другой – карточка для самооценки «Копилка моих достижений») с папкой. После урока ученик вставляет новую карточку в специальный альбом и пользуется ею в течение всех уроков.
В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:
- Что значит учиться?
- Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?
- Какие качества помогут мне успешно учиться?
- Как согласованно и дружно работать в паре или группе с другими учениками?
- Как я смогу исправить свои собственные ошибки?
Курс помогает первоклассникам:
- учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;
- не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
- развивать навыки согласованной работы в группах;
- развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
- учиться более увлеченно и результативно!
4. Диагностика личностных результатов.
На этапе предварительной диагностики использовалась методика «Что мне нравится в школе?» (по Н. Г. Лускановой). Эта методика позволяет выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Методика «Школьной зрелости» (А. Керн)
Тест состоит из трёх заданий:
- Рисование мужской фигуры по представлению,
- Подражание письменным буквам,
- Срисовывание группы точек.
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению.
«Диагностическая программа» И. В. Дубровиной. Результаты диагностики в приложении. (Приложение № 3)
Одна из основных идей, которую разделяют все авторы Образовательной системы «Школа 2100» состоит в том, что цели и задачи обучения должны знать не только взрослые (и прежде всего учителя), но и сами дети. Вот почему я использую таблицу требований с основными умениями и предлагаю самих школьников учиться себя оценивать. Эту таблицу предметных и общеучебных умений предлагается заполнять так. Сначала родители или учитель читают ученику умение и предлагают подумать – согласен ли он, что это умеет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником может выразить свое мнение – заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить. (Приложение № 4)
Где накапливать отметки и оценки?
В «Портфеле достижений».
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик.
Учитель примерно раз в четверть пополняет небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно». (Приложение № 5)
В конце первого класса обучающимся предлагаются специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) для 1 классов, которые созданы в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Эта работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Примеры заданий, проверяющие конкретные универсальные учебные действия.
Личностные результаты. Проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные однозначно поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Задание в общем виде: Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки, как правило, конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде.[6] (Приложение № 6)
Таким образом, все эти формы направлены на поддержание психического здоровья ребёнка, они позволяют ему обрести уверенность в своих силах и свести к минимуму чувство тревожности и незащищённости, а значит, увеличить комфортность пребывания ребёнка в стенах школы.
Общеизвестно, что проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Очень важно, чтобы этот компонент соответствовал современным требованиям общества.
7. Результативность опыта.
Результаты диагностики подготовки детей к школе, проводимая в августе:
Методика «Что мне нравится в школе?» (по Н. Г. Лускановой).
Анализ рисунков показал, что 42% детей изобразили ситуации не учебного характера (ученики на перемене, ученики с портфелями). Этим детям свойственно положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты. 29% учеников изобразили игровые ситуации (качели, игрушки). Это дети с положительным отношением к школе, но у них преобладает игровая мотивация . 29% детей с высокой школьной мотивацией и учебной активностью. На рисунках учеников учитель с указкой, доска с написанными заданиями. Это говорит о наличии у ребёнка познавательных учебных мотивов.
Обучение по Образовательной системе «Школа 2100» соответствует современному социальному заказу, поскольку является развивающим, личностно ориентированным, вариативным и здоровьесберегающим.
Хорошие результаты при изучении учебной мотивации обучающихся первого класса по методике М. Р. Гинзбурга в течение первого полугодия свидетельствуют об эффективности выбранного мною пути.
Результаты:
- II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов – 42%
- III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов – 29%
- IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов – 29%.
На качественные результаты в немалой степени повлиял отбор содержания учебных предметов.
Метод проектов создаёт условия для приобретения социальной практики за пределами школы и ситуации успеха ребёнка. Для определения уровня эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям провели Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Данный тест показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. На основании данных протоколов детей был вычислен индекс тревожности каждого обучающегося:
- Средний уровень тревожности – 29%
- Низкий уровень тревожности – 71%
Составить более полную картину о достижении учащихся мне позволяет ведение их портфолио. На мой взгляд, это важная современная форма оценивания способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации и личностных результатов.
В результате систематической работы по накоплению материала портфолио, ребята учатся анализировать и улучшать показатели своей качественной успеваемости, осознавать свою социальную успешность как результат собственной деятельности.
Проводимая внеурочная работа также способствует развитию у школьников умения работать над проблемой, сотрудничать, выполнять творческие задания. Ребята обнаруживают в себе силы не только в учебе, но и во внеклассной деятельности. Они активно участвуют во всех коллективных творческих делах школы. Являются победителями школьного конкурса «Подарок маме», призёрами конкурса «Осенины» (в номинации «Поделка из природного материала») и спортивном празднике «В здоровом теле - здоровый дух».
Таким образом, данные результаты доказывают, что опыт работы по формированию личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования реализуется, созданные условия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.
8. Адресная направленность.
Представленный опыт может быть использован учителями начальных классов, работающих по различным УМК. Отдельные фрагменты работы (диагностика личностных результатов) могут быть использованы при проведении диагностических занятий, направленных на изучение личностной сферы учащихся.
9. Трудоёмкость опыта.
Работа по данной проблеме требует от педагога
- знания теоретических основ Образовательной системы «Школа 2100» ;
- высокой профессиональной компетентности педагога;
- владение методиками диагностики личностных особенностей учащихся.
10.Список использованной литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Прочерочные работы. 1 класс. / Бунеева Е. В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010.
- Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ Дубова М. А. – М. : Баласс, 2011.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах./Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Концепция развития РФ до 2020 года.
[1] Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах./Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
[3] «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
[4] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.
[5] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция развития РФ до 2020 года.
[6] Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. / Бунеева Е. В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»
Педагогическое исследование направлено на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...