Рабочая программа "Занимательная математика"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Занимательная математика" | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования утверждённой приказом №____________от____________
Программа курса
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Занимательная математика»
Автор-составитель:
Кускова Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов
Рассчитана на детей 10 -11 лет
Срок реализации программы: 1 год
с. п. Салым
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе программного курса О.А. Холодовой «Заниматика» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования. Программа относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения раскрывают новые социальные запросы, которые определяют цели современного образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это предполагает, что современный ученик не только должен усваивать определённый объём знаний, но и учиться сотрудничать со сверстниками и взрослыми в ходе познавательной деятельности, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с различными видами информации и т.д. На обеспечение условий для индивидуального развития, стимулирование познавательного интереса, выявление талантливых детей и направлена программа организации внеклассной деятельности младших школьников «Занимательная математика». Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Курс «Занимательная математика» развивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально востребованного результата личностного и познавательного развития обучающихся
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность младших школьников по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет обучающимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и принимать участие в различных конкурсах. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руководство состоит в создании условий для работы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит обучающимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Цель курса: развивать математический образ мышления.
Задачи курса:
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
- формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
- формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формировать способность наблюдать, сравнивать обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формировать пространственные представления и пространственное воображение;
- привлекать обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы курса «Занимательная математика»
- Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
- Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность.
Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность.
Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность.
- Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных и игровых задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Структура занятия
- Орешки для ума (3 мин.)
Основной задачей данного этапа является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Играй, да дело знай (8 мин.)
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1 мин.)
Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью занятия.
- Смекай, решай, учись (10 мин.)
На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того, чтобы обучающиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.
- Задачи профессора Маконгуру (3мин.)
Раздел в котором 3 вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.
- Исследуй, проектируй, твори (9 мин.)
На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
- Загадки Весёлого Карандаша (6 мин.)
Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении таких заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребенка различные области руки, предплечья, пальцев и т.д. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава.
- Для ЮЛМов (Юных Любителей Математики) – раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки. Работа проходит в свободное время.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Программа учебного курса рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут. Всего 34 часа в течение года.
Содержание программы курса:
Тема 1. Введение (1ч)
Знакомство с рабочей тетрадью. Беседа о целях занятий в новом учебном году.
Тема 2. Город геометрических превращений
Свойства геометрических фигур. Моделирование геометрических фигур. Решение пространственных задач, связанных с вычерчиванием фигуры
Плоские и неплоские поверхности пространственных фигур. Вершины, ребра и грани куба. Центр, радиус, диаметр окружности. Простейшие геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
Тема 3. Город загадочных чисел (8 ч)
Чтение и запись натуральные числа в пределах 1000000, классы, разряды, число единиц каждого разряда. Решение занимательных задач на основе нумерации. Взаимосвязь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания. Решение арифметических задач. Повторение знаний о долях и действий с ними
Тема 4. Город закономерностей (6 ч)
Решение математических ребусов на упорядочивание нескольких чисел. Классификация на основе анализа информации. Решение словесных и числовых ребусов, составление шифровок. Лингвистические головоломки.
Тема 5. Город логических рассуждений (5 ч)
Высказывание истинные и ложные. Построение высказываний с использованием связок И, ИЛИ. Составление множеств, заданных перечислением и общим свойством элементов. Перевод информации из одной формы в другую (текст – рисунок, символы - рисунок, текст – символы и другое). Чтение и заполнение несложные готовых таблиц.
Тема 6. Город занимательных задач (8 ч)
Установление соотношений между единицами измерения величин и их преобразование. Определение времени по часам. Измерение площади сложных фигур на основе деления их на прямоугольники. Распознавание монет и купюр. Различные способы решения текстовых задач и нахождение наиболее
рационального способа.
Тема 7. Закрепление (1 ч)
Решение олимпиады «Юные любители математики».
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Введение (1ч) | ||||
1 | Удивительная страна | 02.09 | ||
Город геометрических превращений (5 ч) | ||||
2-3 | Художественный проезд | 2 | 09.09 | |
16.09 | ||||
4-6 | Конструкторский проезд | 3 | 23.09 | |
30.09 | ||||
07.10 | ||||
Город загадочных чисел (8 ч) | ||||
7 | Числовая улица | 1 | 14.10 | |
8-9 | Вычислительный проезд | 2 | 21.10 | |
11.11 | ||||
10 | Числовая улица | 1 | 18.11 | |
11-12 | Вычислительный проезд | 2 | 25.11 | |
02.12 | ||||
13-14 | Дробный переулок | 2 | 09.12 | |
16.12 | ||||
Город закономерностей (6 ч) | ||||
15 | Порядковый проспект | 1 | 23.12 | |
16-17 | Улица Магическая | 2 | 13.01 | |
20.01 | ||||
18 | Улица Ребусовая | 1 | 27.01 | |
19 | Улица лингвистических задач | 1 | 03.02 | |
20 | Улица Ребусовая | 1 | 10.02 | |
Город логических рассуждений (5 ч) | ||||
21 | Проспект Умозаключений | 1 | 17.02 | |
22-23 | Проспект Логических задач | 2 | 02.03 | |
16.03 | ||||
24-25 | Проспект Комбинаторных задач | 2 | 30.03 | |
06.04 | ||||
Город занимательных задач (8 ч) | ||||
26 | Улица Величинская | 1 | 13.04 | |
27 | Денежный бульвар | 1 | 20.04 | |
28 | Временной переулок | 1 | 27.04 | |
29 | Измерительная площадь | 1 | 04.04 | |
30 | Скоростное шоссе | 1 | 11.05 | |
31-32 | Смекалистая улица | 2 | 18.05 | |
25.05 | ||||
33 | Хитровский переулок | 1 | ||
Закрепление (1 ч) | ||||
34 | Испытания для юного любителя математики | 1 |
Информационно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплект (УМК):
- Холодова О.А. Занимательная математика: Рабочие тетради для 4 класса: в 2-х частях, М.: Издательство Росткнига, 2018 ;
- Холодова О.А. Занимательная математика. 4 класс. Методическое пособие. ФГОС, М.: Издательство Росткнига, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа Математика 1 класс
По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа "Математика 2 класс"
Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс" для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....
Рабочая программа Математика 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- про...