Программа воспитательной работы
рабочая программа

Миленченко Алла Федоровна

2

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vo_vsyu_stranitsu.pdf317.96 КБ
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_s_klassom.docx603.58 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

                         

Содержание

I.Пояснительная записка

1.1. Постановка проблемы и условия разработки программы 1.2.Нормативно-правовая основа

1.3.Цель и задачи программы.

1.4.Способы достижения целей.

1.5.Подходы к воспитанию.

1.6.Принципы построения воспитательной системы.

1.7. Предполагаемый результат

II. Содержание программы

2.1. Направления программы.

2.2. Планирование воспитательной работы.

2.3. Диагностическое сопровождение процесса воспитания.

III. Показатели эффективности реализации программы.

IV. Ресурсное обеспечение.

V. Источники информации

I.Пояснительная записка

1.1. Постановка проблемы и условия разработки программы.

Актуальность программы: Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Немаловажную роль в этом играет уклад школьной жизни, учитывающий полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.

Организацию уклада школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными и духовными традициями.

            В связи с этим новизной программы воспитания и социализации является идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты социально открытого уклада школьной жизни, позволяющего каждому учащемуся  и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.

1.2.Норматино-правопая основа программы:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
  4. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ «Средняя школа №3» на ступени НОО
  5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни МАОУ «Средняя школа №3» на ступени НОО

1.3. Цель программы:

Воспитание социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности, обладающей духовно-нравственным потенциалом, творческими способностями, проявляющей самосознание и самостоятельность.

Задачи:

 

  1. Создание воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
  2. Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  3. Организация сотрудничества и согласование усилий социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
  4. Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привития навыков культуры поведения.

 5. Формирование традиций в классном коллективе и создание единой системы «Классный руководитель + ученики + родители = МЫ».

1.4. Способы достижения целей:

Участие детей в управлении классом 

(организация самоуправления).

  • совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;
  • совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни класса и отдельных его членов;
  • самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
  • гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в классе и школе:

  • творчество в процессе обучения (на уроках);
  • творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
  • возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  • проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся классным руководителем с участием других педагогов, родителей, специалистов);
  • проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологом).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  • проведение игр, моделирующих различные проблемные и другие  ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность классного руководители и педагогов, работающих с классом:

  • учитывать развитие природных задатков;
  • создавать условия, направляющие развитие задатков;
  • предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
  • предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
  • предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
  • слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
  • согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
  • включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать;  
  • создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам.

1.5. Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Рука в руке» и организуемого в соответствии с ней отрытого уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),

Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики Росси:

  •  Справедливость
  •  Свобода - личная и национальная, слова, вероисповедания и рода занятий
  • Жизнь человека
  • Межнациональный мир
  • Семейные традиции
  • Забота  о младших и старших
  •  Патриотизм, вера в Россию, единство российской нации

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (узнаваемы) и принимаемы (применимы ребенком в практических ситуациях).

  1. Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости;

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности, т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности. 

1.7. Предполагаемый результат

Выпускник начальной школы должен обладать:

  1. Способностью самостоятельно адаптироваться в новый коллектив;
  2. Способностью к сотрудничеству, коммуникации, умению организовывать   самостоятельно свой труд, работать в условиях творчества;
  3. Мотивацией к обучению;
  4. Умением общаться с другими людьми и получать от этого удовольствие.

II.Содержание программы

2.1. Направления программы.

 

.

 «Мы в России»

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое

(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Ценности

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи

  • создать условия для формирования:

- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

- любви к школе, своему городу, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;

- умения отвечать за свои поступки;

- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

Виды деятельности

-  получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;

с  историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

с содержанием и значением государственных праздников;

с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

- участие во встречах и беседах с педагогами, учениками и выпускниками школы, родителями, интересными людьми, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых в школе.

Формы деятельности

  • беседа,
  • чтение книг,
  • проведение классных часов,
  • просмотр учебных фильмов,
  • изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;
  •  экскурсии,
  • просмотр кинофильмов,
  • путешествия по историческим и памятным местам,
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
  • творческие конкурсы,
  • фестивали,
  • праздники,
  • КТД,
  • туристско-краеведческие игры,
  • народные игры,
  • работа в студиях и кружках краеведческого направления,
  • организации и проведения национально-культурных праздников,
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.

 «Мы в мире людей»

Направление деятельности 

Социальное партнерство 

(воспитание нравственных чувств и этического сознания).

Ценности

нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Задачи

создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- различения хороших и плохих поступков;

- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- элементарных представлений о религиозной картине мира,

- почтительного отношения к родителям;

- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач, компьютерных игр.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 

накоплен

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Виды деятельности

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,

первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий,

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями),

с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Формы деятельности

Формы деятельности:

  • чтение книг,
  • изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,
  • беседа,
  • экскурсии,
  • заочные путешествия,
  • участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
  • классный час,
  • просмотр учебных фильмов,
  • наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
  • совместные игры,
  • семейный праздник,

  • КТД,
  • творческий проект.

 «Мы в труде и жизни»

Направление деятельности

Интеллектуальное

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).

Ценности

трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость

Задачи

создать условия для формирования

- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

накоплен

  • первоначальный опыт участия в различных видах интеллектуальной, творческой, общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Виды деятельности

получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;

первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,

 начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,

умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике

участие во встречах и беседах с учениками школы, знакомство с биографиями интересных людей, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

Формы деятельности

  • изучение учебных дисциплин,
  • экскурсии,
  • сюжетно-ролевые экономические игры,
  • игровые ситуации,
  • внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),
  • презентации учебных и творческих достижений,
  • стимулирования творческого учебного труда,
  • творческий проект,
  • занятие народными промыслами,
  • природоохранительная деятельность,
  • работа творческих и учебно-производственных мастерских,
  • трудовые акции.

 «Мы  за  здоровье»

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное 

(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Ценности

здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи

создать условия для формирования:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

накоплен

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

Виды деятельности

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом питании, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности;

элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы деятельности

  • урок физической культуры,
  • беседы.
  • просмотра учебных фильмов,
  • встреча со спортсменами, тренерами, врачами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,
  • подвижные игры,
  • туристические походы,
  • спортивные соревнования,
  • спортивные секции

 «Мы с природой дружим»

Направление деятельности

Экологическое

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде )

Ценности

жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля

Задачи

создать условия для формирования:

- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- бережного отношения к растениям и животным.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

накоплен

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Виды деятельности

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,

в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе,

участия в природоохранительной деятельности,

участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Формы деятельности

  • изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
  • беседа,
  • просмотр учебных фильмов;
  • экскурсия,
  • прогулка,
  • туристический поход,
  • путешествие,
  • экологическая акция,
  • коллективный природоохранный проект,
  • творческий проект

 «Мы в мире прекрасного»

Направление деятельности

Эстетическое воспитание

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи

  • создать условия для формирования:

- представления о душевной и физической красоте человека;

- умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

- стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформированы

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

накоплен

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Виды деятельности

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,

первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества,

элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, городском и загородном ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду,

прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ,

в художественном оформлении помещений.

Формы деятельности

  • изучение вариативных дисциплин,
  • беседа,
  • экскурсия,
  • конкурс,
  • фестиваль,
  • ярмарка,
  • выставка,
  • разучивание стихотворений,
  • знакомство с картинами,
  • просмотр учебных фильмов.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • Третий уровень результатов – приобщение школьников к самостоятельным общественным действиям. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

2.2.Планирование   воспитательной   работы  

     

Разделы /Тема четверти, виды деятельности, формы занятий

Мы

в  России

Мы

в мире людей

Мы

в труде и жизни

Мы за

здоровье

Мы

с природой дружим

Мы

в мире прекрасного

На протяжении года

Через уроки, общешкольныевнеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание

Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание

Через уроки,  общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание, занятия по дополнительным программам внеурочной деятельности «Социокольтурные истоки», участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах, общественно полезном труде, участие в работе

Федеральной инновационной площадки Школьная Лига Роснано

Через уроки «Физической культуры», «Окружающего мира», «ОБЖ»,  

Занятия кружка «Игры народов России», посещение спортивных внешкольных учреждений,

участие в школьных спортивных соревнованиях

Ежегодный профилактический  медицинский осмотр.

Через уроки «Окружающий мир»,

« Литературное чтение»,

«Изобразительное искусство», «Технология», участие в экологических проектах, экскурсиях

Через уроки «Окружающий мир»,

«Литературное чтение на родном языке»,

«Изобразительное искусство», «Технология», занятия в кружке «Изонить», участие в творческих конкурсах, экскурсии

Ежедневно

Наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения различных людей.

Различные игры (ролевые, подвижные, интеллектуальные и пр.) на  уроках, ГПД, переменах.

Приобретение навыков самообслуживания дома и в школе. Организация дежурства по классу.

Проведение физкультмину-ток динамической перемены, прогулка

1четверть

Осеннее путешествия

1 класс

Беседы по краеведению

Мини - исследование. Символика города

Школа хороших манер: «Что такое хорошо, и что такое плохо» (Правила поведения в общественных местах, обязанности школьника)

Праздник «Здравствуй, школа!»

Интерактивное занятие.

«Мы - школьники. Устав школы».

Библиотечный урок

День рождения школы.

Правила безопасного поведения  в осенний период.

Подвижные игры на свежем воздухе

Экскурсия- путешествие

 «На рябиновом бульваре»

Игровое занятие.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Семейная фотовыставка

 «Осень в родном городе»

Праздник «Посвящения в первоклассники»

2 класс

Беседы по краеведению

Мини - исследование. Символика ХМАО-Югры

Школа хороших манер: «Правила этикета за столом»

Праздник «Здравствуй, школа!»

Интерактивное занятие.

«Мы - школьники. Устав школы».

Библиотечный урок

День рождения школы.

Правила безопасного поведения  в осенний период.

Подвижные игры на свежем воздухе

Экскурсия- путешествие

 «На рябиновом бульваре»

Выставка аппликаций из природного материала

Семейная фотовыставка

 «Как я провёл лето»

Праздник «Осенние посиделки»

3 класс

Беседы по краеведению

Мини - исследование. Символика Тюменской области

Школа самоуправления:

«Командовать и подчиняться»

Праздник «Здравствуй, школа!»

Интерактивное занятие.

«Мы - школьники. Устав школы».

Библиотечный урок

День рождения школы.

Правила безопасного поведения  в осенний период.

Подвижные игры на свежем воздухе

Экскурсия- путешествие

 «На городской набережной»

Выставка поделок из природного материала

Семейная фотовыставка «Профессии наших родителей»

Игра «Знай свой край»

4 класс

Беседы по краеведению

Мини - исследование. Символика России

Школа самоуправления:

«Ответственность и доверие»

Праздник «Здравствуй, школа!»

Интерактивное занятие.

«Мы - школьники. Устав школы».

Библиотечный урок

День рождения школы.

Правила безопасного поведения  в осенний период.

Подвижные игры на свежем воздухе

Экскурсия- путешествие

 «На городской набережной»

Выставка поделок «Природная фантазия»

Семейная фотовыставка «Мы со спортом дружим!»

Праздник «Осенний бал»

2 четверть

Зимние путешествия

1 класс

Беседа. Государственные праздники.

( Ко Дню народного единства)

Библиотечный урок

Работа с портфолио.

«Мир моих увлечений»

Создание игровой картотеки

«Зимние забавы»

 Интеллектуальная игра «АБВГДейка»

МИП-мероприятие Федеральной инновационной площадки Школьная Лига Роснано

Правила безопасного поведения  в зимний период.

Конкурсно - игровая программа «Загадки Зимушки-Зимы»

Интерактивное занятие

«История новогодней игрушки»

2 класс

Беседа. Государственные праздники.

( Ко Дню Конституции РФ)

Библиотечный урок

Работа с портфолио.

«Мир моих увлечений»

Создание игровой картотеки

«Зимние забавы»

Участие в олимпиадах и интеллектуальных викторинах, конкурсах

Правила безопасного поведения  в зимний период.

Музейное занятие. «Ребятам о зверятах»  

(Животный мир ХМАО-Югры»

Интерактивное занятие

«История Деда Мороза и Снегурочки»

Новогодняя мастерская

Новогодний праздник у ёлки

3 класс

Беседа. Государственные праздники.

( Ко Дню Героев России)

Музейное занятие.

 «Ярмарка народных костюмов»

Работа с портфолио.

«Мир моих увлечений»

Создание игровой картотеки

«Зимние забавы»

Участие в олимпиадах и интеллектуальных викторинах, конкурсах

Правила безопасного поведения  в зимний период.

Конкурсно - игровая программа «Игры народов севера»

Интерактивное занятие

«Новый год у ворот»

Новогодняя мастерская

Новогодний праздник у ёлки

4 класс

Беседа. Государственные праздники.

( Ко Дню Конституции РФ)

Библиотечный урок

Работа с портфолио.

«Мир моих увлечений»

Создание игровой картотеки

«Зимние забавы»

Участие в олимпиадах и интеллектуальных викторинах, конкурсах

Правила безопасного поведения  в зимний период.

Экскурсия в п. Русскинские «Ребятам о зверятах»  

(Животный мир ХМАО-Югры»

Интерактивное занятие

«Новый год в разных странах»

Новогодняя мастерская

Новогодний праздник у ёлки

3четверть

Путешествие в мир девочек и мальчиков

1 класс

Интерактивное занятие

 «Богатыри земли русской»

Игра-тренинг. «Встречают по одежке»

Классный праздник.

«Вместе весело шагать»

( к 8 Марта и 23 февраля)

Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

«Весёлые старты»

Акция «Покормите птиц зимой»

Коллективный проект.                    

 «Сборник песен о маме»

2 класс

КТД « Памятные даты России»

Классный праздник.

«Вместе весело шагать»

( к 8 Марта и 23 февраля)

Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

«Малые олимпийские игры»

Акция «Покормите птиц зимой»

Коллективный проект.                    

 «Сборник солдатских песен»

3 класс

КТД « Великие женщины России»

Классный праздник.

«Вместе весело шагать»

( к 8 Марта и 23 февраля)

Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Акция «Покормите птиц зимой»

Коллективный проект.                    

 «Пионеры-герои»

4 класс

КТД « Великие люди России»

Классный праздник.

«Вместе весело шагать»

( к 8 Марта и 23 февраля)

Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Мини-исследование: Спортивные рекорды класса

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Акция «Покормите птиц зимой»

Коллективный проект.                    

 «Города-герои»

4четверть

Весеннее путешествие

1 класс

Музейное занятие «Жили-были игрушки» (Игрушки наших бабушек)

День Победы

Тренинг

«Дружба крепкая»

Праздник успеха.

Выставка Потрфолио достижений

Правила безопасного поведения  в весенний период.

Марафон здоровья

Экологический марафон «Моя Югра- моя планета»

Трудовой десант «Субботник», Экскурсия «Пробуждение природы»

День смеха и веснушек Музейное занятие

«Изготовление текстильной куклы»

Мини-сценки кружка «Театр»

2 класс

День Победы

Чтение и обсуждение произведений Осеевой, Драгунского, Носова и др. о нравственности

Праздник успеха.

Выставка Потрфолио моих достижений

Правила безопасного поведения  в весенний период.

Марафон здоровья

Экологический марафон «Моя Югра- моя планета»

Трудовой десант «Субботник»

«Экскурсия «Весна-красна»

Юморина

Конкурс рисунков» Космические фантазии»

Мини-постановки кружка «Театр»

3 класс

Библиотечный урок

День Победы

Поход в КДК «Янтарь» обсуждение просмотренного фильма.

Праздник успеха.

Выставка

Потрфолио моих достижений

Правила безопасного поведения  в весенний период.

Марафон здоровья

Мини - исследование.

«Компьютер и телевизор»

Экологический марафон «Моя Югра- моя планета»

Трудовой десант «Субботник»

«Экскурсия «Природа глазами души»

КВН с родителями «Смех и радость»

Спектакль кружка «Театр»

4 класс

День Победы

Поход в КДК «Янтарь» обсуждение просмотренного фильма.

Праздник успеха.

Выставка Потрфолио моих достижений

Правила безопасного поведения  в весенний период.

Марафон здоровья

Экологический марафон «Моя Югра- моя планета»

Трудовой десант «Субботник»

Экскурсия «Как прекрасен этот мир»

Посиделки «Минутка для весёлой шутки»

Спектакль кружка «Театр»

1 класс

2020-2021

2 класс

2021-2022

3 класс

2022-2023

4 класс

2023-2024

Занятия по ПДД

  1. Мы идём в школу
  2. Правила поведения учащихся на улице
  3. На наших улицах (практ.)
  4. Где и как надо переходить улицу
  5. Движение пешеходов группами
  6. Сигналы светофора
  7. Переход улиц и дорог  (практ.)
  8. Мы знакомимся с дорожными знаками
  9. Дорожные знаки в районе школы (практ)
  10. Где можно играть?
  11. Правила пользования общественным транспортом
  12. Мы пассажиры (практ)
  13. На загородной дороге
  14. Мы учимся соблюдать ПДД (практ)
  15. Конкурс знатоков ПДД
  16. Экскурсия по городу «Знай и выполняй!»
  17. Конкурс плакатов по ПДД

1. Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах

2. Детский дорожно-транспортный травматизм

3-4.Движение пешеходов по улицам и дорогам (занятие+прак)

5. Элементы улиц и дорог.

6. Дорожная разметка (практ.)

7-8. Сигналы светофора и регулировщика (занятие+практ.)

9. Правила перехода улиц и дорог

10. Выбор наиболее безопасных переходов дорог по пути в школу

11. Перекрёстки и их виды

12. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

13-14. Дорожные знаки

15. Обязанности пассажиров

16. Правила пользования общественным транспортом

17. Конкурс знатоков ПДД

1. Дорожно-транспортный травматизм

2. Поведение на улице, дороге, движение пешеходов группами (практ)

3. Конкурс рисунков «Безопасное колесо»

4-5. Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка (занятие+практ)

6. Сигналы для регулирования дорожного движения

7. Виды светофоров и их сигналы (прак)

8. Дорожные знаки и их группы

9. Мы определяем дорожные знаки  (практ.)

10. Правила перехода улиц и дорог

11. Переход улиц и дорог в разных  частях города (практ.)

12-13. Тормозной путь транспортных  средств (занятие+практ.)

14. Виды транспортных средств

15. Конкурс «Правила движения  достойны уважения»

16. На загородной дороге

17. Игры «Безопасное колесо»

1. Правила поведения на улице, дороге, в транспорте

2. Забота государства о безопасности движения

3-4. Причины дорожно-транспортного травматизма

5-6. Виды перекрёстков. Поведение пешеходов на перекрёстках.

7. Знаки дорожные помни всегда

8. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам и перекрёсткам

9. Пересечение загородной дороги

10. Тормозной путь транспорта

11-12. Правила пользования городским транспортом

13. Правила перехода улицы при высадке из транспорта

14. Правила пользования железнодорожным транспортом

15-16. Игры и соревнования

17. Проверка знаний по ПДД    

Тематика родительских  собраний

  • Трудности адаптации первоклассников к школе
  • Телевизор и компьютер  в жизни семьи и первоклассника
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром
  • Родителям о внимании и внимательности
  • Режим дня в жизни школьника
  • Законы жизни семьи, законы жизни класса
  • Первые уроки школьной отметки
  • Причины и последствия детской агрессии
  • Поощрения и наказания детей в семье
  • Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка
  • Воспитание культуры поведения
  • Семейные традиции и способность ребёнка трудиться
  • Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка
  • Мой ребёнок становится трудным…
  • Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека
  • Домашняя школа интеллектуального развития
  • Стили семейного воспитания
  • Роль семьи и школы в формировании интереса к учению
  • Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника
  • Как научить своего ребёнка жить в мире людей
  • Как уберечь ребёнка от насилия
  • Семейный конфликт и дети
  • Ваш ребёнок и его друзья

2.3. Диагностическое сопровождение

 процесса воспитания

Аспекты изучения

Диагностические средства

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Методика изучения мотивов (Л.В. Байбородова)
  3. Методика «Цветик-семицветик» (И.М. Витковская)
  4. Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
  5. Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).  
  6. Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность)

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

1. Педагогическое наблюдение.

2. Тест «Размышляем о жизненном опыте».

    Н.Е.Щуркова (вариант для младших классов)

3. Игра «Магазин» (О.В.Соловьёв)

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей. (Р.В.Овчарова)
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности». - Киров, 1990г.)

IV. Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности

в классе.

  1. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр  «Академия» 2007г.;
  4. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
  5. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
  6. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».  

V. Сформированность классного коллектива.

  1. Сформированность коллектива учащихся (по классификации А.Н. Лутошкина)
  2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня

развития ученического самоуправления».

3. Педагогическое наблюдение.

III. Показатели эффективности реализации программы:

  1. Проявление индивидуальности классного коллектива.
  2. Развитие классного и школьного самоуправления.
  3. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
  4. Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
  5. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной  внеучебной деятельности.
  6. Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
  7. Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
  8. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
  9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
  10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
  11. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
  12. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
  13. Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
  14. Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы

IV.Ресурсное обеспечение.

Информационное обеспечение:

  • нормативно-правовое обеспечение (документы федерального, регионального, муниципального и школьного уровня, регламентирующие воспитательную работу)
  • наличие комплекта информационно-методических материалов (журналы, книги, рекомендации, публикации,  литература по направлениям, энциклопедии др.),
  • методические пособия и разработки мероприятий;
  • музыка, видеоматериал;
  • использование современных образовательных технологий и методик в воспитании,
  • использование современных информационных технологий.
  • сеть Интернет.

Организационно-методическое обеспечение:

  • целенаправленная работа методического объединения классных руководителей по вопросам работы с обучающимися,
  • изучение опыта работы других педагогов,
  • мониторинг деятельности.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер,
  • принтер, сканер, проектор;
  • система поощрения (грамоты, призы, подарки)


V. Источники информации

  1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников./Классный руководитель. 1998. №1.
  2. http://pedsovet.su/
  3. http://www.it-n.ru/
  4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
  5. «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр  «Академия» 2007г.;

3.И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 1990г.

4. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск,  2007

5. http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...