Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС
статья (1 класс)
Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС
Воспитание, а, следовательно, и присвоение детьми ценностей, не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности. Необходимо, чтобы оно охватывало и пронизывало собой все виды: и учебную, и внеурочную деятельность. На отслеживание результатов именно этих видов деятельности и направлено создание портфолио ученика. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, поскольку это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, как итог, по окончании начальной школы, показать, в каких видах деятельности ученик более успешен.
Основными задачами введения данного вида портфолио в начальных классах являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- формирование умения анализировать собственные интересы, склонности;
- стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Структура разработанного портфолио предполагает cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет по какому-либо предмету или теме, на то, что он знает и умеет выполнять, пусть и в другой области.
Предлагаемая структура портфолио делится на два основных больших блока: учебная и внеучебная деятельность. Каждый из этих блоков, в свою очередь, делится на более мелкие составные части. Таким образом, в портфолио четко угадывается последовательная структура, что в дальнейшем позволит более качественно оценивать тот вид деятельности (учебный или один из внеучебных), в котором ученик наиболее успешен.
Итак, первый основной блок – учебная деятельность, в свою очередь подразделяется на следующие составные части: математика, русский язык, литература, окружающий мир и т.д., следуя списку тех стандартных областей знаний, которые ученик усваивает в процессе обучения на уроках в школе. В каждую из этих частей учебной деятельности ученик может самостоятельно добавлять те или иные документы, свидетельствующие, по его мнению, о его успешном движении в этой области. Например, в раздел «математика», ученик самостоятельно может вкладывать сертификаты за участие в олимпиадах по математике, грамоты со свидетельствующими данными о занятом месте, свои успешные контрольные работы по математике и т.д. Такая процедура применима для каждого подраздела блока учебной деятельности. Блок учебной деятельности в структуре портфолио носит название «Моя учеба». Подразделы блока носят названия, соответствующие тому или иному изучаемому предмету.
Что касается внеучебной деятельности, структура данного блока представляет собой совокупность нескольких направлений, траекторий развития ребенка, которые, в свою очередь, могут подразделяться на более конкретные области. Направления, которые относятся ко внеучебной деятельности , были взяты из требований ФГОС и соответствуют основным шести направлениям, которые необходимо развивать в условиях начальной школы, а именно:
-спортивно-оздоровительное направление;
- художественно-эстетическое направление;
- научно-познавательное направление;
- военно-патриотическое направление;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Выбор именно этих направлений для включения их в разделы портфолио ученика обусловлен тем, что подобная структура позволит нам одновременно достичь две поставленные нами цели: во-первых, создание именно такого, более структурированного и расширенного портфолио позволит дать возможность каждому ученику понять, что он может не иметь достижений в одной деятельности, но иметь отличные успехи в другой; и во-вторых, поскольку в связи с требованиями ФГОС необходимо в условиях нашей школы развивать именно данные направления внеучебной деятельности, введение портфолио ученика позволит осуществить контроль за развитием всех этих направлений конкретно по каждому ученику, по классу, и даже по ученикам всей школы.
Каждое из направлений внеучебной деятельности имеет свой раздел в портфолио:
- Раздел «Мои спортивные достижения» (спортивно-оздоровительное направление);
- Раздел «Мое творчество» (художественно-эстетическое направление). Подразумевает подразделы: театр, музыка и сделанное своими руками;
- Раздел «Моя общественная работа» (военно-патриотическая и общественно-полезная деятельность);
- Раздел «Мои впечатления» (научно-познавательное направление);
- Раздел «Мои проекты» (проектная деятельность).
Каждый раздел портфолио может заполняться следующим образом:
Раздел | Документ, вкладываемый в портфолио |
«Мои спортивные достижения» | Участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, турнирах и т.д. |
«Мое творчество» | Театр и литература – фотографии с концерта, спектакля, тексты исполняемой роли в спектакле, сочиненные учеником стихи, рассказы и т.д. Музыка и танцы - фотографии с концерта, тексты исполняемых песен и т.д. Сделанное своими руками - фотографии поделок, сканированные рисунки и т.д. |
«Моя общественная работа» | Участие в выездных экскурсиях, оформление стенгазет, изготовление декораций и кукол для спектакля и т.д. |
«Мои впечатления» | Статьи, впечатления в школьную газету «Медвежонок», сообщения на различные интересные для ребенка темы и т.д. |
«Мои проекты» | Различные проекты ученика |
Если заполнение таких разделов, как «Мое творчество» и «Мои впечатления» может не составить особого труда, то для заполнения других разделов целесообразно использование удобной для заполнения формы, подтверждающей участие ученика в той или иной деятельности.
Фамилия, имя ________________________________
Участие
_______________________________________________________________________________________________________
Дата ________________
Подпись руководителя ____________
Например:
Фамилия, имя _____Иванов Ваня_________
Участие
________ в спектакле «Новогодний карнавал» (исполняемая роль: снеговик)____
Дата ___24.12.2010____
Подпись руководителя ____________
Необходимо отметить, что выбор необходимых документов для их дальнейшего помещения в портфолио должен происходить непосредственно самим учеником. Соответственно, заполнение формы участия в том или ином мероприятии тоже осуществляется желательно (но, по возможности) самим учеником. Необходимо дать ребенку возможность самому анализировать собственные достижения и интересы, стимулировать стремление к самосовершенствованию. Однако, необходима помощь со стороны классных руководителей и педагогов дополнительного образования в организации процесса заполнения портфолио. Например, руководитель того или иного мероприятия, в котором участвовал ребенок, в случае обращения к нему ребенка с просьбой заверить документ (заполненную форму), должен поставить свою подпись, тем самым подтвердив фактическое участие ученика.
Таким образом, из компонентов каждого направления внеучебной деятельности, представленной в портфолио, можно увидеть, что они связаны тем или иным образом с ведущими формами деятельности на кружках, проводимых в нашей школе. То есть, поскольку подразумевается, что внеучебная деятельность в условиях нашей начальной школы развивается посредством системы дополнительного образования (различных кружков), необходимо отметить, что, посещая несколько кружков во второй половине дня, ученик имеет возможность развивать каждое из направлений, включенных в блок внеучебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически у каждого ученика, посещающего хотя бы один кружок, есть возможность вложить в свое портфолио те или иные материалы. Например, если ученик посещает кружок «Путешественник», а в рамках данного кружка развивается научно-познавательное направление (дети готовят свои отзывы и статьи в школьную газету о памятниках архитектуры нашего города), ребенок может вложить накопленный и разработанный им самим материал в свое портфолио, тем самым формируя в себе уверенность в своих собственных возможностях.
Итак, структура разработанного портфолио выглядит следующим образом:
Моя учеба Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Английский язык
Бурятский язык
Портфолио Мои спортивные достижения
Мое творчество Театр и литература
Музыка и танцы
Сделанное своими руками
Моя общественная работа
Мои впечатления
Мои проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС
Воспитание, а, следовательно, и присвоение детьми ценностей, не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности. Необходимо, чтобы оно охватывало и пронизывало собой все виды: и учебную, и внеурочную деятельность. На отслеживание результатов именно этих видов деятельности и направлено создание портфолио ученика. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, поскольку это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, как итог, по окончании начальной школы, показать, в каких видах деятельности ученик более успешен.
Основными задачами введения данного вида портфолио в начальных классах являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- формирование умения анализировать собственные интересы, склонности;
- стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Структура разработанного портфолио предполагает cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет по какому-либо предмету или теме, на то, что он знает и умеет выполнять, пусть и в другой области.
Предлагаемая структура портфолио делится на два основных больших блока: учебная и внеучебная деятельность. Каждый из этих блоков, в свою очередь, делится на более мелкие составные части. Таким образом, в портфолио четко угадывается последовательная структура, что в дальнейшем позволит более качественно оценивать тот вид деятельности (учебный или один из внеучебных), в котором ученик наиболее успешен.
Итак, первый основной блок – учебная деятельность, в свою очередь подразделяется на следующие составные части: математика, русский язык, литература, окружающий мир и т.д., следуя списку тех стандартных областей знаний, которые ученик усваивает в процессе обучения на уроках в школе. В каждую из этих частей учебной деятельности ученик может самостоятельно добавлять те или иные документы, свидетельствующие, по его мнению, о его успешном движении в этой области. Например, в раздел «математика», ученик самостоятельно может вкладывать сертификаты за участие в олимпиадах по математике, грамоты со свидетельствующими данными о занятом месте, свои успешные контрольные работы по математике и т.д. Такая процедура применима для каждого подраздела блока учебной деятельности. Блок учебной деятельности в структуре портфолио носит название «Моя учеба». Подразделы блока носят названия, соответствующие тому или иному изучаемому предмету.
Что касается внеучебной деятельности, структура данного блока представляет собой совокупность нескольких направлений, траекторий развития ребенка, которые, в свою очередь, могут подразделяться на более конкретные области. Направления, которые относятся ко внеучебной деятельности , были взяты из требований ФГОС и соответствуют основным шести направлениям, которые необходимо развивать в условиях начальной школы, а именно:
-спортивно-оздоровительное направление;
- художественно-эстетическое направление;
- научно-познавательное направление;
- военно-патриотическое направление;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Выбор именно этих направлений для включения их в разделы портфолио ученика обусловлен тем, что подобная структура позволит нам одновременно достичь две поставленные нами цели: во-первых, создание именно такого, более структурированного и расширенного портфолио позволит дать возможность каждому ученику понять, что он может не иметь достижений в одной деятельности, но иметь отличные успехи в другой; и во-вторых, поскольку в связи с требованиями ФГОС необходимо в условиях нашей школы развивать именно данные направления внеучебной деятельности, введение портфолио ученика позволит осуществить контроль за развитием всех этих направлений конкретно по каждому ученику, по классу, и даже по ученикам всей школы.
Каждое из направлений внеучебной деятельности имеет свой раздел в портфолио:
- Раздел «Мои спортивные достижения» (спортивно-оздоровительное направление);
- Раздел «Мое творчество» (художественно-эстетическое направление). Подразумевает подразделы: театр, музыка и сделанное своими руками;
- Раздел «Моя общественная работа» (военно-патриотическая и общественно-полезная деятельность);
- Раздел «Мои впечатления» (научно-познавательное направление);
- Раздел «Мои проекты» (проектная деятельность).
Каждый раздел портфолио может заполняться следующим образом:
Раздел | Документ, вкладываемый в портфолио |
«Мои спортивные достижения» | Участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, турнирах и т.д. |
«Мое творчество» | Театр и литература – фотографии с концерта, спектакля, тексты исполняемой роли в спектакле, сочиненные учеником стихи, рассказы и т.д. Музыка и танцы - фотографии с концерта, тексты исполняемых песен и т.д. Сделанное своими руками - фотографии поделок, сканированные рисунки и т.д. |
«Моя общественная работа» | Участие в выездных экскурсиях, оформление стенгазет, изготовление декораций и кукол для спектакля и т.д. |
«Мои впечатления» | Статьи, впечатления в школьную газету «Медвежонок», сообщения на различные интересные для ребенка темы и т.д. |
«Мои проекты» | Различные проекты ученика |
Если заполнение таких разделов, как «Мое творчество» и «Мои впечатления» может не составить особого труда, то для заполнения других разделов целесообразно использование удобной для заполнения формы, подтверждающей участие ученика в той или иной деятельности.
Фамилия, имя ________________________________
Участие
_______________________________________________________________________________________________________
Дата ________________
Подпись руководителя ____________
Например:
Фамилия, имя _____Иванов Ваня_________
Участие
________ в спектакле «Новогодний карнавал» (исполняемая роль: снеговик)____
Дата ___24.12.2010____
Подпись руководителя ____________
Необходимо отметить, что выбор необходимых документов для их дальнейшего помещения в портфолио должен происходить непосредственно самим учеником. Соответственно, заполнение формы участия в том или ином мероприятии тоже осуществляется желательно (но, по возможности) самим учеником. Необходимо дать ребенку возможность самому анализировать собственные достижения и интересы, стимулировать стремление к самосовершенствованию. Однако, необходима помощь со стороны классных руководителей и педагогов дополнительного образования в организации процесса заполнения портфолио. Например, руководитель того или иного мероприятия, в котором участвовал ребенок, в случае обращения к нему ребенка с просьбой заверить документ (заполненную форму), должен поставить свою подпись, тем самым подтвердив фактическое участие ученика.
Таким образом, из компонентов каждого направления внеучебной деятельности, представленной в портфолио, можно увидеть, что они связаны тем или иным образом с ведущими формами деятельности на кружках, проводимых в нашей школе. То есть, поскольку подразумевается, что внеучебная деятельность в условиях нашей начальной школы развивается посредством системы дополнительного образования (различных кружков), необходимо отметить, что, посещая несколько кружков во второй половине дня, ученик имеет возможность развивать каждое из направлений, включенных в блок внеучебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически у каждого ученика, посещающего хотя бы один кружок, есть возможность вложить в свое портфолио те или иные материалы. Например, если ученик посещает кружок «Путешественник», а в рамках данного кружка развивается научно-познавательное направление (дети готовят свои отзывы и статьи в школьную газету о памятниках архитектуры нашего города), ребенок может вложить накопленный и разработанный им самим материал в свое портфолио, тем самым формируя в себе уверенность в своих собственных возможностях.
Итак, структура разработанного портфолио выглядит следующим образом:
Моя учеба Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Английский язык
Бурятский язык
Портфолио Мои спортивные достижения
Мое творчество Театр и литература
Музыка и танцы
Сделанное своими руками
Моя общественная работа
Мои впечатления
Мои проекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС
Предлагаю Вашему вниманию выступление на РМО учителей начальной школы и компьютерную презентацию к нему....
Портфолио ученика как средство реализации требований и идей ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы...
Компетентностный подход к контролю и оценке УУД обучающихся начальных классов с учетом требований ФГОС-2
Приоритетной целью школьного образования становится:• развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели,• проектировать пути их реализации,• контролировать и оценивать свои достижени...