Портфолио ученика как средство реализации требований и идей ФГОС
статья на тему
Выступление на педагогическом совете школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika_kak_sredstvo_realizatsii_trebovaniy_i_idey_fgos.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика как средство реализации требований и идей ФГОС
По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу,… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать». Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио – способ фиксации и структурирования индивидуальных достижений за определенный период.
Слово «портфолио», как и сама идея собрания работ, не есть изобретение 20 века. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен”.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность;
• расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Создание и ведение портфолио ученика, на сегодняшний день, это одно из требований ФГОС. И конечно, большая часть работы по организации работы с портфолио ложится на плечи классных руководителей.
Существует много вариантов ведения портфолио, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В каждой школе разрабатывается и утверждается собственное положение о портфолио ученика.
Существуют три типа портфолио:
- «портфолио документов» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений.
- «портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
- «портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.
Каждый из этих типов портфолио имеет свои достоинства и недостатки. На сегодняшний день широкое распространение получил комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.
На методическом объединении учителей начальных классов мы выбрали комплексный тип портфолио и сами определили содержание и требования к оформлению портфолио. Портфолио ученика начальной школы состоит из следующих разделов.
Раздел 1 «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя.
Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также рисунками, докладами и т.п.
Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика.
Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.
Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.
Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.
Раздел 7 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Сюда включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы).
Раздел 8 «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Выделяют три основные цели такой формы работы:
1) как я уже говорила выше, смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути;
2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач;
3) создание места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Основная часть работы с портфолио проходит на классных часах. В своей работе я применяю программу курса для учащихся 1-го класса «Портфолио как средство развития творческой активности личности», разработанную кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником в Федеральном институте развития образования Максимовой Светланой Валентиновной. Каждое занятие предполагает групповую работу в классе и работу дома с родителями и состоит из 4-х частей:
1) мотивационная. На данном этапе проводятся игры, беседы, упражнения по теме занятия. Цель этого этапа – заинтересовать ребенка, очертить область вопросов, обменяться мнениями, создать ситуации для самопознания.
2) собственно работа с портфолио. Учащимся предлагается выполнить задания на осознание своей индивидуальности в разных областях – «Я в мире музыки», «Я и природа», «Я и моя семья» и т.д.
3) рефлексия – обсуждение, что сегодня понравилось, какие чувства возникли, что можно сделать дома.
4) самопрезентация. Эта часть переносится на начало следующего занятия, т.е. каждое следующее занятие начинается с выполненных дома заданий.
Успех этих классных часов во-многом зависит от соблюдений принципов работы с портфолио:
1. Систематичность.
2. Активность и инициатива ребенка (ребенок сам выбирает, какие работы помещаются в портфолио, может их менять).
3. Индивидуальный подход.
4. Сотрудничество (ребенок – родитель – педагог).
Важно, чтобы создание портфолио было не разовым мероприятием: сделали, положили на полку и забыли, а систематической работой. Ребенок должен знать, что есть книга, в которой он является главным героем. В этой книге собираются его лучшие работы, сочинения, интересные вопросы, истории, собственные видения и осознания. Ребенок должен быть заинтересован в том, чтобы эта книга была «живой», постоянно обновлялась. Он самостоятельно отбирает работы, которые считает достойными, и принимает участие в ее оформлении. Важный принцип этой работы – совместное творчество. Рисунок делает ребенок, а рамку – родитель, или если это объемная работа, то фотографию делает учитель или родитель. Если ребенок почувствует, что его творчество ценится, радует взрослых – это даст ему мощный стимул к продолжению.
В заключении своего выступления, хотела бы напомнить народную мудрость «Умные учатся на ошибках других, обычные на своих, а дураки не учатся» и познакомить с результатами работы членов рабочей группы Министерства образования и науки РФ, которые систематизировали ошибки, которые невольно допускают и в отдельных школах, и в муниципальных образованиях в целом при работе с портфолио школьников.
Первая группа ошибок связанна со сбором материалов портфолио: нарушение принципа «добровольности» при сборе документов и формирования портфолио, сбор материалов в место ученика, игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, формализм и соревнование при сборе портфолио.
Вторая группа ошибок связанна с формированием объёма портфолио: сбор в портфолио только официальных документов, сбор материалов только за выпускной класс.
Третья группа ошибок связанна с подменой идеи портфолио традиционными схемами. Это подмена портфолио зачетной книжкой, обязательной характеристикой, подмена систематической работы над портфолио разовой акцией, завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвёртая группа ошибок связанна оценкой материалов портфолио: стремление оценить баллами все материалы портфолио, завышение “удельного веса” портфолио, отсутствие единства в оценке материалов портфолио.
Учитесь на чужих ошибках. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе.
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе. ...
Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации требований ФГОС НОО.
Роль дидактических игр в реализации требований ФГОС.Принципы системы дидактических игр.Результаты применения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.Памятка для учителя д...
Технология формирования экологического сознания "Знай и люби природу" как средство реализации требований ФГОС
В статье представлен материал о необходимости разработки технологии формирования экологического сознания "Знай и люби природу" с использованием ИКТ....
Использование информационно – коммуникационных технологий как средства реализации требований ФГОС НОО в работе с младшими школьниками
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...
«Организация технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС НОО»
мастер-класс...
Личностно – ориентированный подход на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС»
материалы методической мастерской...