Компетентностный подход к контролю и оценке УУД обучающихся начальных классов с учетом требований ФГОС-2
материал на тему
Приоритетной целью школьного образования становится:
• развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели,
• проектировать пути их реализации,
• контролировать и оценивать свои достижения.
Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_marina_25.03.14.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход к контролю и оценке УУД обучающихся начальных классов с учетом требований ФГОС-2
В соответствии с ФГОС-2 , приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для этого учитель должен создать условия, в которых стало бы возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Приоритетной целью школьного образования становится:
• развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели,
• проектировать пути их реализации,
• контролировать и оценивать свои достижения.
Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Таким образом, предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время являются:
- собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных
способов их преодоления;
- операциональный состав действий при решении поставленных задач;
- личные достижения в учебном и внеучебном материале;
- прогностическая оценка возможности действования;
- перевод одной шкалы оценивания в другую;
- самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения.
Работа с «картой знаний» в учебном предмете как средство построения образовательной траектории учащихся Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы .Особое внимание индивидуальной работе учащихся по созданию в учебных курсах «карты знаний», работе с ней и последующему ее анализу. «Карта знаний» по предмету может помочь учащимся целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-практических задач, может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших содержательных движениях. В переходный этап образования «карта знаний» может стать средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где работа по планированию и изучению материала разворачивается только как коллективное действие, на данном этапе обучения подобная работа уже частично становится индивидуальным действием. Основное условие эффекта от работы с «картой» - ее системность и последовательность обращений к ней от сентября до мая. Полученный на переходном этапе образования навык работы с «картой знаний» будет необходим учащимся на последующих этапах образования, где предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей школе - для обучения по индивидуальным учебным планам.
Целесообразно с учетом возрастных особенностей детей в критические периоды своего развития педагогически грамотно выстроить переход от младшего школьного возраста к подростковому.
Для этого необходимо выполнить ряд принципиально важных организационно-педагогических и содержательных действий:
1. Акцент в учебном плане на данном этапе образования необходимо сделать на интеграцию учебных дисциплин, возможность построение разновозрастных учебных занятий, увеличения роли самостоятельной работы, индивидуальных и групповых учебных занятий.
2. При разработке рабочих учебных программ учителя «замедлить» процесс движения детей в учебном материале. Построить «новый» материал как конкретизацию известных детям способов действия, усилив роль пробы и поиска, эксперимента.
3. Учебный процесс должен носить ритмичный характер в связи с этим целесообразно перейти на составление более динамичного расписания с учетом рабочих учебных программ конкретных педагогов.
Педагогическое общение
Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Для выявления на каждом этапе реализации программы возможных негативных последствий и их своевременной коррекции необходимо регулярное отслеживание ее посредством наблюдения, постоянного контакта координаторов и педагогов.
Измерители достижения требований стандарта в целом должны охватывать содержание основных разделов учебных дисциплин и ведущие виды учебной деятельности, которые формируются в учебном процессе. Традиционная ориентация системы оценивания только на элементы предметного содержания приводит к доминированию репродуктивной составляющей. Неоходимо объективно оценить такие образовательные достижения обучающихся, как функциональная грамотность, предметные и общеучебные компетентности (соответственно: умения применять знания в учебной ситуации для получения новых знаний, использование знаний в неучебных ситуациях, связанных с реальной жизнью, для решения разного рода жизненных проблем и принятия обоснованных решений). В основной школе главным результатом образования является:
• формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой;
• подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы (интериоризация). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития общеучебных умений (УУД) могут выступать проверочные работы, состоящие из компетентностных задач. Критерием проверки результатов программы будут являться данные комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) у учеников на начальном и заключительном этапах основной школы. Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают: 1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; 3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС
В этой статье рассказывается о современных подходах к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС...
Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к функциональным компонентам урока по ФГОС
Показан современный подход к контролю и оценке знаний обучающихся, поможет при планировании оценивания различной деятельности....
Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения
Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК К СТРУКТУРНЫМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТАМ УРОКА ПО ФГОС.
Выступление на педсовете....
Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...
Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС
Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русском...
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.
Показан опыт в сфере деятельности педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...