В гостях у Этики и Этикета.
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Курс «В гостях у Этики и Этикета» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
- беседа;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-спор;
- подвижная игра;
- учебная игра;
- конкурс;
- праздник.
Срок реализации программы – 1 год.
Учебно-тематический план
№ | Перечень модулей, тем | теория | практика | Количество часов Колич. часо |
модуль№1 – «Правила поведения в общественных местах» | ||||
1 | Введение. Азбука этики. | 1 | 1 | |
2 | Школьный этикет. Этикет на уроке. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3-4 | Перемена с увлечением. | 1 | 1 | 2 |
5 | Этикет общения на празднике в школе. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | День рождения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7-8 | Мы идём в гости. | 1 | 1 | 2 |
9 | Я выбираю подарок. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10-11 | Правила поведения в общественных местах. Путешествие по театру. | 1 | 1 | 2 |
модуль №2 – «Ты живёшь среди людей» | ||||
12-13 | Особенности русского этикета. Ежели вы вежливы. | 1 | 1 | 2 |
14 | Этикет внешнего вида. Моя причёска. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Человека встречают по одёжке. | 1 | 1 | |
16 | Путешествие по стране Вежливости. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17-18 | Наше настроение – залог здоровья и успеха. | 1 | 1 | 2 |
19 | Культура приёма гостей. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Простое слово «Извините» | 0,5 | 0,5 | 1 |
21-22 | "Простые слова". Театральное представление. | 1 | 1 | 2 |
23-24 | Речевой этикет. Использование слов при общении. | 1 | 1 | 2 |
25 | Ты о людских пороках не кричи! | 1 | 1 | |
модуль №3 – «Правила этикета за столом» | ||||
26 | Культура поведения за столом. | 1 | 1 | |
27-28-29 | Правила сервировки стола. Стильный стол. | 1 | 2 | 2 |
30-31 | Салфетки. Столовые приборы. | 1 | 1 | 1 |
32-33 | Мы за чаем не скучаем. | 1 | 1 | 1 |
34 | Брейн-ринг «Этикет и мы» | 1 | 1 | |
Итого: | 18 | 16 | 30 |
Содержание программы
1. Введение. Азбука этики.
Дать понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Познакомить с правилами этикета и золотым правилом этики.
2. Школьный этикет. Этикет на уроке.
Дать понятие «этикет» и правила поведения на уроке. Показать необходимость этих правил для организации работы на уроке. Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке».
3-4. Перемена с увлечением.
Познакомить с правилами поведения на перемене, с правилами подготовки к уроку. Практическая часть урока. Подвижные игры.
5. Этикет общения на празднике в школе.
Дать понятия «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.
6. День рождения.
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».
7-8. Мы идём в гости.
Правила этикета в гостях. Игры. Поведение в квартире, за столом. Ролевая игра.
9. Я выбираю подарок.
Научить детей выбирать подарок, дарить его и правильно получать. Ролевая игра.
10-11. Правила поведения в общественных местах. Путешествие по театру.
Нормы поведения в магазине, в общественном транспорте, в библиотеке. Познакомить с интерьером театра и правилами поведения в нём.
12-13. Особенности русского этикета. Ежели вы вежливы.
Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг. Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
14. Этикет внешнего вида. Моя причёска.
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.
15. Человека встречают по одёжке.
Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.
16. Путешествие по стране Вежливости.
Дать понятия «класс», «одноклассники», «коллектив класса». Роль вежливого общения и взаимопомощи в классе для дальнейшей жизни. Содержание понятия «доброжелательное отношение».
17-18. Наше настроение – залог здоровья и успеха.
Учить детей сдерживать эмоции. Выучить психологические приёмы сброса отрицательных эмоций. Практическое занятие.
19. Культура приёма гостей.
Воспитывать привычку обращаться к старшим на «Вы».Не допускать в речи слов, которые могут обидеть твоего собеседника. Учить детей не встревать в разговор старших. Игры в помещении.
20. Простое слово «Извините».
Формировать умения употреблять в своей речи различные формы выражения извинения. Ролевые игры.
21-22. "Простые слова". Театральное представление.
Дать понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Инсценирование сказки.
23-24. Речевой этикет. Использование слов при общении.
Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – самая необходимая черта человека. Актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре. Ролевые игры.
25. Ты о людских пороках не кричи!
Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе, уважать других людей; учить доброму отношению друг к другу. Знакомство с басней Крылова «Зеркало и обезьяна»
26. Культура поведения за столом.
Есть медленно, не спеша и не разговаривая.
Бережно относится к хлебу.
Не класть локти на стол.
Не подпирать щеку рукой.
27-29. Правила сервировки стола. Стильный стол.
Иметь элементарные знания про сервировку стола. Уметь правильно располагать предметы на столе. Дать понятие «стильный стол» Практическое занятие по сервировке.
30-31. Салфетки. Столовые приборы.
Дать историческую справку о происхождении салфетки, столовых приборов. Правила пользования столовыми приборами.
32-33. Мы за чаем не скучаем.
Знакомство с обычаем русского народа. Историческая справка о чае. Правила заваривания чая. Практическое занятие. Чаепитие.
34. Брейн-ринг «Этикет и мы».
Итоговое занятие – игра. Проверка знаний и навыков по овладению навыков культурного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Путешествие в страну этики и этикета"
С введением ФГОС первоклассникам выпала прекрасная возможность разностороннего развития с помощью внеурочной деятельности, которая должна быть ориентирована на воспитательные результаты. Включение в п...
Рабочая программа "Этика и этикет". Художественно-эстетическое направление.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правил...
Игра по станциям "Этика и этикет"
Игра для учащихся 3-4 -х классов....
Этика и этикет
Методическая разработка...
Разработки конспектов к Кружку "Этика и этикет"
материал для занятий...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика и этикет»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утверждённого приказом МО и Н ...
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема: "Этикет".
"Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться" (Блез Паскаль)....