Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема: "Этикет".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
"Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться" (Блез Паскаль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Этикет". Конспект. | 34.88 КБ |
"Этикет". Презентация. | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ. Светская этика.
Тема: «Этикет» (урок 27).
Цели урока:
Познакомить с понятиями «этикет» и «формы этикета».
Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Предметные умения:
Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.
Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм этики.
Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.
Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.
Оборудование: учебник «Основы светской этики», 4-5 кл./ А.Я. Данилюк, мультимедиа, презентация, раздаточный материал на этапе «Изучения новых понятий и способов действий» и на этапе «Итог урока».
Этапы урока | Ход урока | Предполагаемые ответы учеников | Формирование УУД | |
I. Актуа-лизация знаний. II. Поста- новка учебной задачи.
| Слайд 2 («Сладкая мечта»). - Прочитайте стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта». - Что вас развеселило в этом стихотворении?
- А что удивило? - О чём это стихотворение? - Зачем Т. Рик написала его? - Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. - Сегодня мы будем говорить о правилах хорошего тона. - А кто из вас знает, как это называется? | Стихотворение написано в шуточной форме, с большим чувством юмора. Ребята могут обратить внимание и на употребление в переносном значении слова «совесть», и на количество сладкого, о котором мечтает герой, и на «Игру слов», которую использует писательница, чтобы передать «смакование» героя и т.д., т.е. ответы могут быть разные. - Поведение героя, его жадность. - О том, как человек может забыть о правилах хорошего тона из-за сильной любви к сладкому. - Чтобы некоторые люди могли посмотреть на себя со стороны, посмеяться и сделать выводы. - Правила поведения. - Этикет.
| Познавательные УУД:
4. Устанавливать причинно-следственные связи. | |
III. Изуче-ние новых понятий и способов действия |
- Правильно, этикет. - Откуда к нам пришло это слово? - Слово возникло во Франции от названия карточки – «этикетка». «Этикетка» – описание товара, а «этикет» – описание образцов поведения. 2). Работа с текстом (листочки с текстами лежат на партах). Учитель организует комментированное чтение текста. Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. (Как думаете, почему?) Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. (Бывает такое?) Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. (Приходили?) Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики? В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается, есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. (Вы знали об этом?) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу – таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы». Вопросы после чтения. – Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации? – В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку? 3). Слайд 4 (Знакомы ли вам эти правила?). - Знакомы вам эти правила? - Давайте все вместе вспомним их сейчас.
- Свой этикет существует и в одежде. 4). Слайд 5 (Этикет в одежде). - Ребята, как вы думаете, отчего зависит выбор одежды? - Выбор одежды должен зависеть от её уместности. Например, нарядный костюм мы наденем в театр или в гости, а для занятий спортом – спортивную одежду. Если мы идём на работу или в школу, мы используем деловой костюм. Слайд 6 (Зачем нужна форма в школе?) - А как вы думаете, зачем нужна форма в школе? (Варианты ответов). - Давайте посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы ответили (см. слайд 6). - Ребята, а как вы думаете, кроме одежды, какие ещё формы этикета нужно соблюдать? - Одежда, жесты, мимика, речь – всё это формы этикета. - Что важнее, как вы думаете? - Речь в этикете имеет огромное значение. - Как вы думаете, ребята, на что мы должны обращать внимание при общении друг с другом? 5. Слайд 7 (Этикет в речи). - Каждый из нас должен обращать внимание на громкость, тон, темп и содержание. Давайте подумаем, какой должен быть темп при общении? Тон? Какая громкость? Какое содержание? - Давайте сделаем вывод. - Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации? - Мы с вами увидели, что правил этикета много, все они разные. - Но что же их объединяет? -Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике. 6. Работа с учебником с.56-57. Учитель организует комментированное чтение текста. | Ребята высказывают различные мнения. - Да. - Да. - Да (нет). - Этикет. - Соблюдение правил этикета – принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике. -Да. Дети по фотографиям вспоминают правила поведения при встрече, за столом, в зрительном зале, в школе. Варианты ответов могу быть разные: от вкуса, моды, времени года, финансовых возможностей и т.д. Ребята высказывают различные мнения. - Речь. - Как мы разговариваем друг с другом. Что мы говорим. С помощью учителя ребята делают вывод о том, что темп речи должен быть неторопливым, тон –доброжелательным, громкость должна быть такая, чтобы собеседнику было слышно хорошо, а содержание должно соответствовать вежливому стилю общения. -Этикет. - Все правила нужны для того, чтобы научится уважать друг друга. | Регулятивные УУД: 1. Определять цель деятель-ности на уроке. 2. Оценивать учебные дейст-вия в соответс-твии с постав-ленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникатив-ные УУД:
Личностные УУД 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентиро-ваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |
IV. Форми-рование умений и навыков. V. Итог урока. V. Домаш-нее задание. | 1). Слайд 8 (Где нарушены правила?) - Рассмотрите внимательно картинки. Найдите среди них те, где нарушены правила. Обоснуйте свой ответ. 2). Слайд 9 . - Объясните смысл высказывания, используя учебник: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Блез Паскаль) - Давайте подведем итог урока с помощью стихов (тексты со стихотворениями лежат у учеников на партах): Много правил есть на свете, Все не выучить зараз. Но о главных в этикете Должен каждый знать из вас. ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА. Кто-то другу иль подружке * * * * * * * * * * * * НА УЛИЦЕ. Вот мальчишка пальцем тычет: В КИНО И ТЕАТРЕ. В ТРАНСПОРТЕ. Ты о правилах несложных Никогда не забывай! И везде, где будет можно, Ты их в жизни применяй! Выполнить задание из учебника на с.57. | Вместе с учителем ребята разбирают каждую ситуацию, показанную на картинках. - Правила конкретны, ценны и доступны каждому. Знание их не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны научиться. | ||
Интернет ресурсы:
http://school2100.com/pedagogam/lessons/general.php?SECTION_ID=1606
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛАДКАЯ МЕЧТА Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать... Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! (Т. Рик )
ЭТИКЕТ ЭТИКЕТ – это правила хорошего тона. Слово возникло во Франции от названия карточки – «этикетка». «Этикетка» – описание товара, а «этикет» – описание образцов поведения.
Знакомы вам эти правила?
ЭТИКЕТ В ОДЕЖДЕ
ЗАЧЕМ НУЖНА ФОРМА В ШКОЛЕ? Внешний вид человека должен соответствовать его внутреннему миру , а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу ученик надевает школьную форму, на работу взрослые – деловой костюм, в театр или в гости – праздничную одежду.
ЭТИКЕТ В РЕЧИ ГРОМКОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЬ ТЕМП ТОН
Где нарушены правила?
Объясните смысл высказывания: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Блез Паскаль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по светской этике на тему "Совесть"
В ходе урока дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, ...
Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".
Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
материал содержит конспект урока и призентацию...
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...
Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"
Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...
Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"
Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...