Рабочая программа "Этика и этикет". Художественно-эстетическое направление.
рабочая программа (1 класс) по теме
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_i_etiket.rar | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(художественно-эстетическое направление)
«Этика и этикет»
Составила: учитель начальных классов
Ермакова О.В.
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.
Задачи программы:
- формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать решения; - формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика курса «Этика»
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание программы курса «Этика и этикет» на ступень начального общего образования
- Введение. Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных религий и народов о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Общечеловеческие ценности различных религий. Самоценность и вечность нравственных ценностей.
- Нравственные категории. Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Восхождение по «ступенькам» нравственности к счастью. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности». Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.
- Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Составные части воспитанности: культура общения, культура внешности, культура организации повседневной жизни. Воспитанность как отражение нравственности.
- Культура общения. Приличие, вежливость, тактичность - основы культуры общения. Народные традиции и культура общения. Понимание партнера - важный компонент культуры общения. Этикет общения: формулы приветствия, знакомства, представления и обращения к разным людям. Культура речевого общения. Азбука беседы (способность точно выражать свои мысли; способность слушать; спор, но не ссора, поведение во время разговора). Слово на бумаге. Тон вежливой речи, «Ты» и «Вы», «словоприкладство». Поведение человека в разных ситуациях. Искусство приносить радость. Счастье, что это? Чтобы подарить счастье, не обязательно быть волшебником. Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он приносит его другим. Умение радоваться и радовать других. Умение разделить чужую радость. Этикет приношения радости (подарки, поздравления, комплименты и другие формы).
- Культура внешности. Понятие внешность. Составные внешности: физический облик, функциональные признаки, оформление внешности (движение, осанка, мимика, поза и т. д.). Понятие о красоте. Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь. Внешность и воспитанность (не мешай, будь приятным, будь естественным). Посмотрим на себя со стороны. Зеркало в жизни человека. Гигиена — союзница красоты (помоги себе сам).
- Культура организации повседневной жизни. Как организовать свою жизнь? Я и мое время. Считаю ли я минуты? Распорядок моей жизни. Дом, понятие о доме и история дома. Я, уют, порядок и красота в моем доме. Вещи — друзья и помощники, уход за ними. Уголок в моем доме, который я люблю и о котором забочусь. Все, что я вижу из окна моего дома, - предмет моего внимания и заботы.
- Самопознание, самовоспитание. Человек. Понятие о человеке (физические, умственные, психологические данные). Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Что составляет мое «Я»? (чувства, мысли, воля, характер). Чем Я неповторим? Что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании моего «Я»? Самовоспитание. Что это? Возможно ли это? Действительно ли я могу все, что могут другие? Как «сделать» себя лучше? Что для этого нужно? Средства и способы самовоспитания.
- Семья — школа нравственности. Понятие семья. История семьи. Родословная моей семьи (древо моей жизни). Я — продолжение моей семьи. Мой дом. Семейные традиции. Моя фамилия, ее история, значение, мое имя. Родители в семье и в моей жизни. Мои ближайшие родственники. Папины «уроки», мамины «уроки». Тепло бабушкиных рук, дедушкина мудрость.
Ценностные ориентиры содержания курса «Этика»
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- конкурсы;
- праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов- получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формирование универсальных учебных действий средствами используемого курса:
Личностные универсальные учебные действия.
Содержание курса нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника ,формировать представления о моральных нормах, этических чувствах (вины, стыда, совести), моральной самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи, способность сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.
С 1 класса в работе курса идёт формирование мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, другим , объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник начальной школы получит возможность для формирования:
- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Структура изложения занятий курса позволяет строить занятия с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организовывать занятия так, что дети получают возможность учиться:
- принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними;
- осуществлять внутренний контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия
Благодаря широкому включению в занятия разнообразного дополнительного материала (развороты истории и исторические справки, опыты и элементы исследования, тренинговые ситуации, экскурсии, поездки, презентационный материал и т.д.) развиваются познавательные интересы, любознательность.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Типичными для учащегося являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, как ты думаешь, почему и т.д.
Включение учащихся в работу над проигрыванием ситуации создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий, способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативный характер курса «В мире вежливых наук» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.
Система заданий на занятиях нацелена на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.
Организация работы в паре и работа в тренинговых нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
В начальной школе курс «Этика и этикет» рассчитан на 4 года, 1 час в неделю; 33часа — 1 класс, 34 часа — 2 класс, 34 часа — 3 класс, 34 часа — 4 класс.
Тематическое планирование
№ | Раздел темы | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Введение | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Нравственные категории | 14 | 6 | 9 | 6 | |
Воспитанность. Составные воспитанности | 2 | 2 | 2 | 3 | |
Культура общения | 4 | 5 | 5 | 5 | |
Культура внешности | 3 | 5 | 5 | 5 | |
Культура организации повседневной жизни | 4 | 5 | 3 | 4 | |
Самопознание. Самовоспитание. | - | 5 | 4 | 5 | |
Семья — школа нравственности | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Заключение | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Приложение 1
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Примечание |
Введение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки.) | По стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
Нравственные категории «Легко ли быть человеком?» | Д. Родари «Путешествие Д.П.» | |
«Добрым быть совсем-совсем непросто» | В. Осеева «Отомстила» | |
«История о добром сердце» | Ш. Перро «Золушка» | |
«Я могу быть волшебником и творить добро словом и делом» | А.Чувилин «Как Машенька чудеса искала» | |
«Самое главное, что у тебя большое сердце» | Б.Заходер «Серая звездочка» | |
«Друзья нашего детства» | Д. Драгунский «Друг детства» | |
«Зачем нужно печальное?» | Г. Андерсен «Ромашка» | |
«Учусь дружить» («Человек без друга — птица с одним крылом, жить будет, ходить по земле будет, а летать никогда») | Седунов «Дом с трубой и без трубы» | |
«Любить — это защищать и заботиться» | Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» | |
«Учусь быть честным» | (По корейской сказке «Честный мальчик» | |
«Какая красота важнее» | Р. Погодин «Жаба» | |
«Элементарные правила рыцарства» | Е. Пермяк «Надежный человек» | |
«Учусь быть приветливым и вежливым» | По мексиканской сказке «Вежливый кролик» | |
С чего начинается Родина?» | ||
Воспитанность. Составные воспитанности «Какого человека можно назвать воспитанным?» | ||
«Ежели вы вежливы» (О том, как важно и приятно быть вежливым) | ||
Культура общения «...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников) | ||
«Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье) | ||
«Если бы я был волшебником» (О способности радовать других, о поздравлениях, подарках) | ||
«У меня зазвонил телефон» (Об этикете телефонного разговора) | ||
Культура внешности «В гостях у Мойдодыра» | ||
«Если хочешь быть здоров, закаляйся!» | С. Прокофьев и Г. Сапгир «Румяные щеки» | |
«Почему привычки бывают вредными? (О том, как вредные привычки портят внешность» | ||
«Культура организации повседневной жизни» «Вещи — друзья и помощники. (Вещи — помощники дома, в школе, нужные вещи и не очень. Вещи как память об ушедшем времени) | К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Книжка про книжку», В Осеева «Бабка» | |
«Дом, в котором я живу» (Мой адрес. Как мне найти свой дом) | ||
«Уют и порядок в моем доме» (От кого зависят уют и порядок в доме? Как сделать, чтобы было уютно?) | ||
«Семья — школа нравственности» «Семь — я». (Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях) | ||
«Загляни в семейный альбом» (Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?) | ||
«Любимые занятия в моей семье» (Чем занимаемся? Что поем? Что читаем, что любим всей семьей?) | ||
«Вместе с папой, вместе с мамой» Игра - соревнование | ||
Заключительное занятие |
Литература
- Колбовская, С. Г. Методическое пособие для учителей начальных классов «Уроки этики» / Под редакцией С.Г. Колбовской. – Ярославль.
- Колбовская, С. Г., Косоурихина , Л. М. Хрестоматия по этике / С.Г. Колбовская, Л.М. Косоурихина. – Ярославль.
- Колбовская, С. Г.Уроки этики. Сборник методических материалов для учителей / Под редакцией С.Г. Колбовской. – Ярославль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеучебной деятельности. Направление: художественно- эстетическое
Рабочая программа в виде брошюры....
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления
Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»
Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы...