План самообразования учителя начальных классов
материал
План самообразования учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование учителя | 599.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г.Грозного
Папка по самообразованию
учителя начальных классов
Арсамерзоевой Заиры Зубайевны
Содержание
1.. Тема самообразования, цель, задачи.
2. План работы по самообразованию.
3. ИКТ-компетентность учителя.
4. Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя.
Тема самообразования: «Современный учитель - активный Интернет-пользователь»
Цель: формирование ИКТ-компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования.
Задачи:
- активное использование учителем и учащимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развитие метапредметных навыков учащихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
- развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ - компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;
- повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.
Предполагаемый результат:
- повышение качества преподаваемых предметов;
- регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;
- участие в интернет-конкурсах и в интернет-проектах с учащимися.
План работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | 1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность ученика? 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме. | Сентябрь |
2. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Октябрь |
3. Практический | 1. Система мер, направленных на регистрацию на педагогических сайтах, обучение работе в интернете. 2. Формирование методического комплекса. | Весь год |
4. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. | май. |
5. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя :
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
- Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
- Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
- Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
- Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
- Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
- материалы для урока,
- тематическое планирование ,
- мониторинги по своему предмету,
- различные отчеты по предмету,
- анализ процесса обучения, и т.д.
- Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
- Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
- Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
- Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
- школьная сеть,
- электронная почта ,
- oсоциальная сеть (Дневник.ру, …),
- форум ,
- блог (сетевой журнал или дневник событий),
- Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
«Современный учитель –
активный Интернет-пользователь»
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть ИКТ- компетентен во многих вопросах.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Сейчас уже неоспорим факт применения ИКТ на уроках. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Одна из главных целей в использовании ИКТ на уроке – это повышение качества образования. Но, а что даёт самому учителю применение ИКТ-технологий?
Учитель может вести блог, страничку зарегистрироваться на педагогических сайтах и получать методическую помощь от учителей всей страны, размещая материалы на сайтах, вы имеете возможность получать сертификаты о публикации необходимые при прохождении аттестации, принимать участие во Всероссийских конкурсах. Давайте разберёмся, что же такое блог и каковы его возможности.
Блог1 (blog - англ.) - дневник, сетевой журнал одного или нескольких авторов, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Блоггер\блогер (blogger) - человек, ведущий блог.
Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.
С ведением блога появляется возможность
- обмениваться информацией,
- осуществлять обратную связь с коллегами, родителями, учениками,
- анализировать и обобщать свой собственный опыт.
В последние годы интерес и потребность в Internet-блоге очень возросли. На мой взгляд, в школы приводят своих детей новое поколение родителей, обладающее высоким уровнем компьютерной грамотности. Учитель должен соответствовать требованиям и запросам времени.
Первый сайт, где я зарегистрировалась был сайт мультиурок
Почему именно на этом сайте? Потому, что это
- бесплатный школьный портал, на котором можно пообщаться с тысячами других школ, учителей и учеников,
- разместить фото-, видеоинформацию, документы, презентации,
- получить компетентную помощь и поддержку миллионной аудитории учителей и т.д.
В настоящее время проявляется большой интерес к образовательным блогам, т.к. в них размещаются педагогический опыт, идеи, размышления, инновационные приемы, методы, способствующие достижению целей уроков или занятий.
По своему функциональному применению, реализуемый в педагогической деятельности блог, относится к категории личных профессиональных блогов. Это некий "монолог на тему", прерываемый и направляемый комментариями, вопросами, рекомендациями блоггеров.
В процессе ведения блога можно:
- получить навыки в работе с персональным компьютером, освоить новые компьютерные программы, непрерывно совершенствовать свои знания в области ИКТ и делиться ими с учениками;
- расширить кругозор;
- участвовать в диалоге с представителями учительских сообществ, получить нужную информацию, помощь или поддержку, а также, услышать компетентное мнение по интересующему вопросу, комментировать достижения коллег из разных уголков России, а также делиться с ними результатами своего труда;
- систематизировать накопленный опыт, обобщить результаты самообразования, саморазвития.
Таким образом, у педагога, ведущего блог, формируются и развиваются профессиональные компетенции, растёт педагогическое мастерство и творчество.
Становясь активным интернет-пользователем вы приобретаете новых друзей, находите поддержку и помощь в решении проблем и сами можете оказать помощь другим педагогам.
Публикации на сайтах:
Название материала | Адрес |
КВН. «Осенний калейдоскоп» | |
Портфолио учителя | |
Открытый урок по окружающему миру | |
Презентация к открытому уроку по окружающему миру |
Общие сведения.
- Дата рождения: 14 марта 1990 год
- Образовательное учреждение, факультет, год окончания учреждения профессионального образования:
ЧГПУ Начальное образование
- Занимаемая должность: учитель начальных классов.
- Преподаваемые предметы: Математика, русский язык, литературное чтение, ОРКСЭ, окружающий мир, музыка, ИЗО, физическая культура, технология.
- Педагогический стаж: 9 лет.
Моя педагогическая философия.
«Уча других, я учусь сама»
Значение слова толкуется в Большой Советской Энциклопедии: Кредо (От латинского credo – верю), в католической церкви символ веры, убеждения. В переносном значении – взгляды, убеждения, основы, мировоззрения.
Во что же верю я? Каковы мои убеждения, взгляды?
Когда начался мой путь в профессию. Я думаю, еще в школе.
Самое ценное, чему меня научили мои учителя и прежде всего мой классный руководитель, - это учиться.
Я испытываю радость и гордость от того, что я учитель. Я не согласна с теми, кто говорит, что учителем надо родиться. Учительство – это творчество, что означает творить. А возможно ли родиться с этим умением? Это приобретается в течение жизни. А значить, настоящий учитель – это творец, готовый нести свою миссию всю свою жизнь, готовый отдать себя без остатка ученикам.
Главная моя задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.
Я убеждена, ребенок – главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.
Если бы меня спросили, какое качество я хотела бы привить каждому своему ученику, я бы ответила, не колеблясь – стремление к творчеству. Для человека, стремящегося творить, нет преград, нет неразрешимых задач и нет места скуке и безделью. Творчество всегда предполагает определённый запас знаний, а творческий человек собирает знания и бережно хранит каждое его зерно в своём разуме, где они произрастают и создают великолепный сад мудрости. Творчество порождает вдохновение, небывалый подъем душевных сил, эмоций и чувств – и в душе человека, стремящегося к творчеству, нет места злу и подлости, зависти и ненависти, а только любовь и радость. Творчество требует и физическое здоровье – болеющий человек чаще смотрит на термометр, чем на мир вокруг, а творящий красоту вокруг себя хранит красоту и здоровье своего тела. Кто, как не творец, знает цену малейшему усилию, и он ценит то, что сотворил другой.
Вот он, мой идеальный ученик – творящий, думающий, знающий, добрый и радостный, здоровый физически и духовно, оберегающий чужой труд и чтящий природу. Конечно же не все мои ученики таковы, да и я не такова, но я стараюсь приблизить их – и приблизиться сама – к этому идеалу. Точнее, мы стремимся, потому что мы делаем это вместе.
Класс, в котором проходит наш урок – это зона совместного творчества, и через любовь к творчеству мои ученики приходят к любви к учению.
То, что не удаётся порой обычными методами, легко решается, будто само по себе, если в него внести изюминки творчества. Мальчик, не выполнявший домашнее задание, становится самым подготовленным учеником, если на дом задано изобразить и рассказать, а не просто скучно вызубрить текст. Что может быть скучнее того, чтобы рыться в словаре в поисках незнакомого слова, найти и тут же забыть. Но как легко запомнить самое сложное, самое длинное слово, если его перевод не записан, а зарисован! Как легко запомнятся буквы, если ты сам смастеришь и оживишь ее! Конечно, слишком большое количество творчества на уроках тоже утомляет, но в этом и прелесть творческого мышления, что оно очень гибко.
Я считаю, что школьная жизнь – это не помощь в овладении какими-то знаниями, не подготовка к будущей жизни. Это и есть сама жизнь. И какой мы сделаем её для наших учеников, зависит только от учителя. Я знаю, что каждый ребенок – индивид, и не стараюсь найти к нему какой-то подход, я просто живу вместе с ним в нашем общем мире.
Я уже упоминала, что в школе я не только учу, но и учусь сама. Мое педагогическое кредо: «Учитель никогда не должен прекращать учиться!»
Самообразование.
Век живи – век учись.
(пословица)
В мире, который становится все более зависимый от информационных технологий, учитель должен быть ИКТ – компетентен во многих вопросах. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Готовясь к уроку, выступлению, беседе, общешкольному мероприятию, олимпиаде и другим видам деятельности возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не может из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
Поэтому для себя я определила новую тему для самообразования: «Современный учитель – активный Интернет-пользователь»
Задачи:
- активное использование учителем и учащимися средств информационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развитие метапредметных навыков учащихся: УУД (познавательных, коммуникативных)
- развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
- повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ – технологий.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
Цель:
- развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;
- обучение самостоятельному приобретению знаний
Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю включение учащихся в проектную деятельность.
ИКТ-компетентность учителя
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Работа с родителями:
В работе с родителями приходилось испытывать затруднения с проведением родительских собраний. Не секрет, что большинство родителей не любят их посещать. Всегда находятся причины, по которым они не могут (или не хотят) присутствовать. И собрать всех – вот моя задача. Существуют различные методики для решения этой проблемы, и я их часто применяю в свой работе. Одним из них и является использование ИКТ: применяя фото и видеоматериалы из жизни класса, предлагая диаграммы успеваемости и качества знаний, я стараюсь сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.
ВЫВОД: начатая в 2020 учебном году работа над научно-методической проблемой «Современный учитель - активный Интернет-пользователь для использования информационно-компьютерных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников позволила:
- Повысить качество знаний.
- Продвинуть ребенка в общем развитии.
- Помочь преодолеть трудности.
- Внести радость в жизнь ребенка.
- Создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование ИКТ позволили:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Применение электронных ресурсов органично сочеталось с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что способствовало развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям?
В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Уже сейчас компьютеры достаточно широко используются в образовании. Внедрение ИКТ в образовательный процесс является одним из факторов, влияющим на повышение эффективности обучения.
Современное образование должно опираться на широкую информатизацию. Другими словами, информатизация – это важнейшее направление модернизации системы образования, в котором участвуют и ученики, и родители, и учителя, и администрация школы. Это и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование Интернет - технологий в образовании. Считаю, что основными задачами внедрения ИКТ в учебный процесс, являются:
- Повышение информационной компетентности педагогов.
- Разработка и апробация учебных занятий с использованием информационных технологий (И Т).
- Разработка психолого-педагогического мониторинга на основе ИТ.
Основные направления работы:
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Внедрение в образовательный процесс электронных учебников.
Использование на учебных занятиях Интернет - технологий .
Использование интерактивных средств обучения.
Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность образовательного процесса. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников.
Я, как учитель, ставлю перед собой следующие педагогические цели применения ИКТ, такие как:
- Обучение использованию ИКТ для решения практических задач, исследований реальных жизненных ситуаций .
- Формирование умения выдвигать предположения и гипотезы, разрабатывать методы их проверки.
- Формирование умения выделять общие утверждения, на основе которых создаются обобщения.
- Формирование умения нахождения оптимального решения.
- Обучение использованию компьютера для создания и преобразования графических образов.
- Обучение построению диаграмм по заданным значениям.
- Обучение динамическому представлению графической информации.
В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности.
Школа - не просто учебное заведение, а информационный, культурно-просветительный центр, база разнообразной творческой деятельности учащихся, учителей.
Огромное значение при работе над внедрением в образовательный процесс приобретает создание в нашем образовательном учреждении школьной медиотеки.
Школьная медиатека в учебном процессе помогает обеспечивать доступ к различным источникам информации.
Позволяет при организации работы на уроках сместить акценты:
- с репродуктивных и объяснительно-иллюстративных методов на исследовательские, поисковые, проблемные;
- с фронтальных видов работ на групповые и индивидуальные.
Создание информационного пространства в школе позволяет сделать процесс обучения более содержательным и интересным
Справка
Я считаю, что использование ИКТ на уроках русского языка и литературы очень актуально в наше время. Поэтому на уроках русского языка я использую интерактивные тренажеры по теме: «Обобщение знаний об……». На одном из этапов урока , ученикам предоставляю группуиз нескольких заданий, позволяющих объективно оценить знания ученика по выбранной теме.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить «компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя». На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью создаю портретные галереи и фонотеку, мультимедийные презентации с отрывками из аудиокниги.
Внедрение ИКТ в преподавание математики я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.).
Следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ по математике к созданию собственных. Детям представляю несколько интерактивных упражнений .
Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира беспорна. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...
Личный план самообразования учителя начальных классов
Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...
План самообразования учителя начальных классов на 2010-2013 годы
Материал содержит план самообразования по теме "Формирование типа правильной читательской деятельности как средство развития универсальных учебных действий по работе с информацией"....
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...
план самообразования учителя начальных классов на учебный год
Тема по самообразованию: "Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся, воспитанников с ОВЗ через использование виртуальных экскурсий". Цели, задачи, этапы самообразования, ...