Внеурочка для 2 класса "Мои первые проекты"
рабочая программа (2 класс)
Внеурочка "Мои первые проекты" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочка "Мои первые проекты" | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _________Карамова Г.Г. Протокол № 1 от « » августа 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________ / Нургалиева Ч.Р. « » августа 2021 г. | «Утверждено» Директор школы ________/Тимергалиев И.М. Приказ № от « » августа 2021 г. |
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОИ ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ 2 КЛАССА
КАРАМОВОЙ ГУЛЬНАР ГАЛИМУЛЛОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ «БОЛЬШЕКУКМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМ. М. М. МАНСУРОВА»
КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « » августа 2020 г.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мои первые проекты» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности во 2 классе, способствует созданию условий для развития познавательных способностей ребёнка.
Срок реализации программы:
1 год по 1 часу в неделю.
Цель программы:
Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной лексикой основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся сначала совместно с учителем, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы.
5. Развивать практические умения и навыки выполнения проектных работ
6. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
7. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
8. Формировать умение решать творческие и проблемные задачи.
9. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Важнейшие задачи образования в начальной школе — формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В решении этих важных задач особая роль принадлежит внеурочной деятельности, которая является важной составляющей образовательного процесса в системе начального общего образования.
Программа внеурочной проектной деятельности разработана на основе следующих документов: Федерального закона Российской Федерации от 29.122012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 Мая 2011 г. МОЗ-296»Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
Актуальным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Решение этой проблемы в начальной школе возможно через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие всех учащихся класса в познавательной деятельности. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность проектной деятельности связано с тем, что ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью — стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Каковы основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов; ~ корректировка;
- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.
С учетом логики исследовательской деятельности могут быть определены и структурные элементы проектной технологии, которые необходимо помнить при работе над проектами:
- Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
- Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
- Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
- Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
- Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
- Рефлексия итогов деятельности. Выдвижение новых Проблем.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для последующего обучения в старших классах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» состоит из 3 частей: «Тренинг» , «Проектная и исследовательская практика» и «Мониторинг».
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться—самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1) интегративный подход к организации исследовательской и проектной деятельности; стремление к междисциплинарности при разработке проектов;
2) системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
3) непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно-исследовательской деятельности;
4) взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной деятельностью;
5) принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы и формы проектирования.
Отличительные особенности данной программы
1. Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.
Тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня.
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
- выбор темы проекта;
- выявление проблемы;
- поиск информации;
- выдвижение гипотезы;
- нахождение путей решения проблемы;
- исследовательская работа (наблюдения, эксперимент, мысленный эксперимент);
- создание продукта проекта (книжка-малышка, представление, выставка и т.д.);
- подготовка мини-сообщения;
- представление продукта публике и т.д.
2. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
- В материал каждого урока включены упражнения, которые нацелены на формирование специфических исследовательских и проектных умений младших школьников, что продиктовано задачами подготовки учащихся к более осознанной проектной деятельности в последующих классах.
- Задания разработаны с учетом того, что проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. В материал занятий включены загадки о геометрических фигурах, птицах, сказочных персонажах. Все это знакомо учащимся и способствует повышению познавательного интереса на занятии.
- Рубрика «Совет Ежика-исследователя» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
- Различные формы самооценки в конце коллективных проектов помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки проектантов.
- Значительно обогащена рубрика «Разминка», которая помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
- Каждое занятие (кроме проектов) заканчивается заданием «Допиши пословицы и объясни их значение», что целенаправленно учит осмысливать содержание, способствуя тем самым развитию метафоричности мышления, а также формирует умение использовать пословицы в разговорной речи, тем самым материал активизирует внимание и умственную деятельность учащихся.
- На этой ступени обучения особую роль играют коллективные и групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). В связи с этим в тетрадь включены 9 проектных заданий. Все они содержат проблемную ситуацию, из которой необходимо вычленить проблему и решить ее путем создания проекта. Таким образом, усилены логика и содержательный аспект проектных заданий, обогащено их информативное составляющее.
Данная программа предусматривает достижение результатов:
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
В целом в проектной деятельности второклассников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, предлагает проектное задание, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий—подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и групповой деятельности человека;
- бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила работы в группе;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- эстетические чувства (красивое и некрасивое, аккуратное и неаккуратное);
- широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности групповой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости групповой деятельности;
- представления о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- представления об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при подготовке проекта;
- потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей;
- с помощью учителя планирования предстоящей практической деятельности;
- под контролем учителя выполнения предлагаемых проектов с опорой на план и образец;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные результаты
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные результаты
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения проектной задачи с использованием учебной литературы;
- использовать знаки, символы, модели, схемы, для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей)
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием дополнительной литературы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных сообщений;
- готовить продукт проекта;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему)
- анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- ставить и удерживать цели;
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Способы проверки результатов освоения программы
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, создание книжек-малышек, альбомов с рисунками учащихся, учебных таблиц, макетов, наглядных пособий, серии иллюстраций, фотоальбомов.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание | |
план | факт | |||
Тренинг | ||||
1 | Мир твоих интересов | 06.09 | ||
2 | Выбор темы проекта. Все дело в проблеме… | 13.09 | ||
3 | Цель и задачи проекта. | 20.09 | ||
4 | Выдвигаем гипотезы | 27.09 | ||
5 | Удивительный вопрос | 4.10 | ||
6 | Наблюдения | 11.10 | ||
7 | Эксперимент | 18.10 | ||
8 | Эксперимент | 25.10 | ||
9 | Источники информации. Интересный человек. Интервью | 8.11 | ||
10 | Источники информации. Интересный человек. Интервью | 15.11 | ||
11 | Как работать с информацией | 22.11 | ||
12 | Учимся выделять главное и второстепенное | 29.11 | ||
13 | План и планирование | 6.12 | ||
14 | Презентация проекта | 13.12 | ||
15 | Самоанализ. Текстовая работа. | 20.12 | ||
Проектно-исследовательская практика | ||||
16 | Проект «Радуга-дуга» | 27.12 | ||
17 | Проект «Радуга-дуга» | 17.01 | ||
18 | Проект «Сюрприз для мамы» | 24.01 | ||
19 | Проект «Сюрприз для мамы» | 31.01 | ||
20 | Проект «Собака – друг человека?» | 7.02 | ||
21 | Проект «Собака – друг человека?» | 14.02 | ||
22 | Проект «Мобильный телефон: плюсы и минусы» | 21.02 | ||
23 | Проект «Мобильный телефон: плюсы и минусы» | 28.02 | ||
24 | Проект «Кто питается в наших кормушках?» | 7.03 | ||
25 | Проект «Кто питается в наших кормушках?» | 14.03 | ||
26 | Проект «Полезный мусор» (групповой проект) | 21.03 | ||
27 | Проект «Полезный мусор» (групповой проект) | 11.04 | ||
28 | Исследовательский проект «Наращивание кристаллов соли в домашних условиях» | 18.04 | ||
29 | Исследовательский проект «Наращивание кристаллов соли в домашних условиях» | 25.04 | ||
30 | Проект «История моей семьи» | 2.05 | ||
31 | Проект «История моей семьи» | 9.05 | ||
32 | Коллективный проект «Говорящая история улиц нашего села» | 16.05 | ||
33 | Коллективный проект «Говорящая история улиц нашего села» | 23.05 | ||
Мониторинг | ||||
34 | Мини конференция «Мой лучший проект» | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проектной деятельности "Мои первые проекты"
Программа проектной деятельности для 1-4 классов школы в рамках ФГОС НОО...
программа внеурочной деятельности "Наши первые проекты"
Программа для кружковой работы в начальной школе созданная на использовании проектной технологии в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников....
Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов. В процессе занятий дети знакомятся с проектной деятельностью, с этапами проекта, учатся работать в команде. Начинается работа с краткосрочных проектов, но...
Программа дополнительного образования "Мои первые проекты" 3 класс
Рабочая программа кружка "Мои первые проекты" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100") с использованием пособия "Всё узнаю, всё смогу"...
О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.
В 2007 г. я участвовала в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...
Проект "Первые проекты" (Савенков А.И. «Я-исследователь»: учебник – тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004).
Актуальность программы внеурочной проектной деятельности определяется рядом факторов:- во-первых, программа создаёт условия для вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обеспечив...
4-5 Методичка Проект Мой первый проект на Scratch
Методическая разработка для проведения занятий по предмету информатика....