Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
рабочая программа (1 класс) по теме

Мухаметова Наталья Александровна

Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов. В процессе занятий дети знакомятся с проектной деятельностью, с этапами проекта, учатся работать в команде. Начинается работа с краткосрочных проектов, но уже во втором классе реализуются долгосрочные проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pervye_proekty.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шипиловская основная общеобразовательная школа»

                               

Экспертиза проведена

                                                                           Утверждаю:

«___»_______20__  г                                             Директор МОУ «Шипиловская ООШ»

                                                                         _________.

  ______________                                                                                          

                                                           «___»________20__г.      

                                                                                             

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мои первые проекты»

1-2классы

                                                        

                                                        Учитель начальных классов

Мухаметова Н. А.

2011 г.

Пояснительная записка

В настоящее время в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

  1. Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской  деятельности;
  2. Способствовать формированию потребности  в самопознании и саморазвитии;
  3. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
  4.   Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Новизной  данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

Программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, Проектная деятельность  в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности

  1. -освоение   навыков исследовательской деятельности, создание мини-научно-исследовательских работ;
  2. -умение сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть внимательным и толерантным;
  3. -расширение читательского кругозора, развитие связной речи, критического     мышления, пополнение словарного запаса;
  4. бережное отношение к растениям и животным;
  5. умение видеть красоту природы, труда и творчества
  6. интерес к чтению, произведениям искусства,;
  7. умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, искать информацию;

              умение работать в группе, объективное оценивание своего вклада  в         решение общих задач группы;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

творческих проектов

1 класс

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о  своем проекте. План своего выступления.

 Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.

Тематическое планирование

1 класс

занятия

Тема проекта

Содержание.

Вид деятельности

Количество часов

Вид занятия

теория

практика

Аудиторное

внеаудиторное

1-2

Наша школа

Экскурсия по территории школы.

Конкурс рисунков «Моя школа».

1

1

1

1

3

Секреты предметов.

Эксперименты с магнитом и металлами.

1

1

4-5-6.

Краски осени.

Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала.

Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала.

Выставка работ

1

1

1

3

7-8

Классный уголок.

Беседа «Что такое классный уголок?»

Оформление классного уголка.

1

1

1

1

9-10

Кем я стану.

Игра «В мире профессий»

Конкурс рисунков «Моя профессия»

2

2

11-12

Наши имена

Беседа «Что значит моё имя?»

Рассказы детей о своих именах.

1

1

1

1

13-14

Фруктовая азбука.

Игра « Овощи и фрукты»

Составление фруктовой азбуки. Книжка-самоделка.

2

1

1

15.-16

Моё любимое животное.

беседа «Эти забавные животные».

Конкурс рисунков «Моё любимое животное» и их представление.

1

1

1

1

17-18-19

Птицы зимой.

Беседа «Как помочь птицам зимой?»

Изготовление кормушек для птиц.

Выставка работ и вывешивание их на улице.

1

2

1

2

20-21

Сувенир в подарок.

Изготовление сувениров , посвященных 23 февраля.

Изготовление сувениров , посвященных 8 марта.

2

2

22-23

Сказочная страна.

Беседа «Герои русских народных сказок»

Выставка поделок «Мой любимый сказочный герой»

1

1

1

1

24-25

Наш дом

Беседа «Мой дом – моя крепость»

Конкурс рисунков «Дом моей мечты»  и их презентация

1

1

1

1

26-27

Как делают книгу?

Беседа о производстве книг.

Коллективная игра «Книжкино море».

Выставка любимых книг.

1

1

1

1

28-29

Откуда пришли комнатные растения?

Беседа «Зачем нам комнатные растения?»

Посадка цветов для озеленения класса.

1

1

1

1

30-31

Такие разные игрушки.

Выставка « Моя любимая игрушка»

Беседа «История игрушек»

1

1

2

32-33

Праздник «Прощание с 1 классом»

Подготовка к празднику.

Конкурсы «Чему мы научились?

2

2

Учебно-тематический план

2 класс

Дата

№п/п

Темы занятий

Количество часов

Вид занятия

Теория

практика

Аудиторное

внеаудиторное

1

Проектная деятельность.

1

1

2

Что такое команда? Работа в команде.

 

1

1

3.

Персональные и групповые проекты.

1

1

4

Выбор темы творческого проекта .

1

1

5-14

 Работа над проектом. «Основа здорового питания»

Практическая работа.

Предположения и идеи.

Обработка полученных результатов.

Наблюдения.

Учимся делать сообщения.

Главное и второстепенное.

Подготовка презентации.

Презентация проекта

2

8

5

5

15-19

Работа над проектом

«Такие разные сказки»

Гипотеза.

Сбор материала.

Обработка полученных результатов.

Подготовка презентации.

Презентация проекта.

1

4

1

4

20

Персональный проект.

1

1

21-22

Выбор тем персональных проектов.

2

2

23-28

Выполнение проектов.

Индивидуальная работа

6

1

5

29-30

Правила оформления работы.

2

1

1

31-32

Подготовка выступления.

1

1

2

33-34

Заслушивание всех проектов.

Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2

2

Итого:                                                34

8

26

10

24

Литература

 

  1. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
  4. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...

рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"

Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"

Научно-исследовательское направление...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...