Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов. В процессе занятий дети знакомятся с проектной деятельностью, с этапами проекта, учатся работать в команде. Начинается работа с краткосрочных проектов, но уже во втором классе реализуются долгосрочные проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_pervye_proekty.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шипиловская основная общеобразовательная школа»
Экспертиза проведена
Утверждаю:
«___»_______20__ г Директор МОУ «Шипиловская ООШ»
_________.
______________
«___»________20__г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
1-2классы
Учитель начальных классов
Мухаметова Н. А.
2011 г.
Пояснительная записка
В настоящее время в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
- Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
- Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
- Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
- Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
Программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности
- -освоение навыков исследовательской деятельности, создание мини-научно-исследовательских работ;
- -умение сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть внимательным и толерантным;
- -расширение читательского кругозора, развитие связной речи, критического мышления, пополнение словарного запаса;
- бережное отношение к растениям и животным;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества
- интерес к чтению, произведениям искусства,;
- умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, искать информацию;
умение работать в группе, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
творческих проектов
1 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Тематическое планирование
1 класс
№ занятия | Тема проекта | Содержание. Вид деятельности | Количество часов | Вид занятия | ||
теория | практика | Аудиторное | внеаудиторное | |||
1-2 | Наша школа | Экскурсия по территории школы. Конкурс рисунков «Моя школа». | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Секреты предметов. | Эксперименты с магнитом и металлами. | 1 | 1 | ||
4-5-6. | Краски осени. | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. Выставка работ | 1 | 1 1 | 3 | |
7-8 | Классный уголок. | Беседа «Что такое классный уголок?» Оформление классного уголка. | 1 | 1 | 1 | 1 |
9-10 | Кем я стану. | Игра «В мире профессий» Конкурс рисунков «Моя профессия» | 2 | 2 | ||
11-12 | Наши имена | Беседа «Что значит моё имя?» Рассказы детей о своих именах. | 1 | 1 | 1 | 1 |
13-14 | Фруктовая азбука. | Игра « Овощи и фрукты» Составление фруктовой азбуки. Книжка-самоделка. | 2 | 1 | 1 | |
15.-16 | Моё любимое животное. | беседа «Эти забавные животные». Конкурс рисунков «Моё любимое животное» и их представление. | 1 | 1 | 1 | 1 |
17-18-19 | Птицы зимой. | Беседа «Как помочь птицам зимой?» Изготовление кормушек для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улице. | 1 | 2 | 1 | 2 |
20-21 | Сувенир в подарок. | Изготовление сувениров , посвященных 23 февраля. Изготовление сувениров , посвященных 8 марта. | 2 | 2 | ||
22-23 | Сказочная страна. | Беседа «Герои русских народных сказок» Выставка поделок «Мой любимый сказочный герой» | 1 | 1 | 1 | 1 |
24-25 | Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость» Конкурс рисунков «Дом моей мечты» и их презентация | 1 | 1 | 1 | 1 |
26-27 | Как делают книгу? | Беседа о производстве книг. Коллективная игра «Книжкино море». Выставка любимых книг. | 1 | 1 | 1 | 1 |
28-29 | Откуда пришли комнатные растения? | Беседа «Зачем нам комнатные растения?» Посадка цветов для озеленения класса. | 1 | 1 | 1 | 1 |
30-31 | Такие разные игрушки. | Выставка « Моя любимая игрушка» Беседа «История игрушек» | 1 | 1 | 2 | |
32-33 | Праздник «Прощание с 1 классом» | Подготовка к празднику. Конкурсы «Чему мы научились? | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
2 класс
Дата | №п/п | Темы занятий | Количество часов | Вид занятия | ||
Теория | практика | Аудиторное | внеаудиторное | |||
1 | Проектная деятельность. | 1 | 1 | |||
2 | Что такое команда? Работа в команде.
| 1 | 1 | |||
3. | Персональные и групповые проекты. | 1 | 1 | |||
4 | Выбор темы творческого проекта . | 1 | 1 | |||
5-14 | Работа над проектом. «Основа здорового питания» Практическая работа. Предположения и идеи. Обработка полученных результатов. Наблюдения. Учимся делать сообщения. Главное и второстепенное. Подготовка презентации. Презентация проекта | 2 | 8 | 5 | 5 | |
15-19 | Работа над проектом «Такие разные сказки» Гипотеза. Сбор материала. Обработка полученных результатов. Подготовка презентации. Презентация проекта. | 1 | 4 | 1 | 4 | |
20 | Персональный проект. | 1 | 1 | |||
21-22 | Выбор тем персональных проектов. | 2 | 2 | |||
23-28 | Выполнение проектов. Индивидуальная работа | 6 | 1 | 5 | ||
29-30 | Правила оформления работы. | 2 | 1 | 1 | ||
31-32 | Подготовка выступления. | 1 | 1 | 2 | ||
33-34 | Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 2 | 2 | |||
Итого: 34 | 8 | 26 | 10 | 24 |
Литература
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"
Научно-исследовательское направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...