О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.
статья на тему
В 2007 г. я участвовала в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься исследовательской деятельностью с детьми. Темы детских работ выбираю из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Мои ученики показали результаты в различных городских и республиканских конкурсах "Юный исследователь". В этом направлении эти дети продолжают развиваться под руководством уже учителей старшей школы. В 2014-2015 учебном году в первом классе стартовал педагогический проект "Дети-наше будущее".Тип проекта-социальный.На материале этой статьи приведен пример работы над социальном проектом: актуальность проекта,задачи, планируемые результаты,этапы работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_pervyh_opytah_issledovatelsko-proektnoy_deyatelnosti.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
О первых опытах исследовательской деятельности в начальной школе. Первые проекты. (Из опыта работы учителя начальных классов Ивкиной Натальи Юрьевны)
1.По определению. Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. 2. По цели. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. 3. По наличию гипотезы. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Радость, интерес, творческий поиск, споры - вот составляющие исследовательской деятельности. Так же в ходе работы над проектами, исследовательскими работами ребенок учиться проявлять требовательность к себе, соблюдать дисциплину, отвечать за свои поступки. Совместная деятельность учителя и родителей дает ученику уверенность в своих силах, учит ребенка ориентироваться в потоке информации.
Остановлюсь на работе над проектом « Дети –наше будущее» в первом классе. Тип проекта – социальный.
Актуальность проекта. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?
Гармоническая личность - человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой, обладающий системой нравственных ориентиров, доминированием высших уровней над низшими. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности. Полноценное формирование личности ребенка зависит от того, какие именно потребности приобретут у него значимую форму. Формирование всесторонне и
гармонично развитой личности выступает идеалом современного воспитания. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни. Семья и школа - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они могут создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является важной формой взаимодействия школы и семьи. Она направлена на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла.
Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, что позитивно отражающиеся на его физическом и психическом здоровье. Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются организация педагогического проекта «Дети - наше будущее».
Основная идея. Важным условием реализации проекта является пропаганда здорового образа
жизни, заострение внимания на правильной организации режима дня и свободного
времени обучающихся, на «правильных» увлечениях, что происходит через их знакомство с профессиями родителей.
Цель: Формирование гармонично развитой, социально адаптированной личности ребенка путем взаимодействия школы и семьи через совместную деятельность.
Задачи:
- вооружение обучающихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека, формирование отрицательного отношения к наркотикам, помощь в осознании
масштабов вреда наркомании;
- мотивация обучающихся к ведению здорового образа жизни;
- воспитание у ребенка нравственных ценностей, любви к Родине, родному городу, уважения к людям разных профессий;
- развитие творческого потенциала;
- развитие коммуникативных навыков: уметь рассуждать в диалоге,обмениваться мнениями, слышать собеседника, работать в коллективе;
- формирование у родителей интереса к работе школы через совместное творчество взрослого и ребенка;
- совершенствование педагогической компетентности родителей в вопросах социального развития через тематические мероприятия.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами и правилами поведения, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Личностные результаты:
- формирование стойкого негативного отношения к вредным привычкам;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации.
Предполагаемые результаты:
- осознание обучающимися понимания того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжение всей жизни;
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей в здоровом образе жизни.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа.
- Изучение социального состава семей
- Формирование групп обучающихся и родителей.
- Определение темы для каждой группы родителей и детей.
Для успешной организации проекта мы обозначили следующие направления:
«Здоровье»
Цель: воспитание понимания важности физического здоровья человека,
формирование у ребенка стремления к ведению здорового образа жизни,
формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Формы работы: спортивные конкурсы, турниры, дни здоровья, беседы.
Профессия: врач, спортивный тренер, повар, массажист.
«Гражданин»
Цель: формирование у обучающихся знаний о праве, правовых нормах.
Воспитывать в ребенке чувство патриотизма; бережное отношение к природе
родной земли.
Формы работы: тематические классные часы по правовой тематике.
Профессия: сотрудник МВД, преподаватель ВУЗа.
«Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам рационально проявлять интеллектуальные
умения, определять зону его ближайшего развития, развивать его кругозор.
Формы работы: интеллектуальные марафоны, занятия по развитию памяти,
внимания.
Профессия: преподаватель ВУЗа, программист и др.
«Общение, досуг»
Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков социального общения
людей, знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений,
формирование культуры общения, формировать у ребенка нравственно-этические
нормы поведения.
Формы работы: социометрия; посещение театров, музеев, выставок.
Профессия: психолог, аниматор, актер и др.
«Нравственность»
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования,
умению отстаивать свою нравственную позицию, осознание общечеловеческих
ценностей.
Формы работы: тематические часы, беседы, экскурсии.
Профессия: социолог, сотрудник музея боевой славы и др.
«Семья»
Цель: воспитание гармоничных отношений в семье.
Формы работы: тематические классные часы, походы, дни творчества.
Профессия: домохозяйка.
«Созидание»
Цель: формирование уважения к физическому труду, значимость рабочих
профессий.
Профессия: плотник, электросварщик, монтажник и др.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа- сбор и уточнение информации.
- Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся.
- Составление родителями и учителем плана работы, обозначение задач.
- Формулирование конкретных вопросов.
- Подбор наглядности и информационных ресурсов для проекта.
- Подбор материала о профессии, его изучение, отбор объектов, на которых будет
представлен данный материал, решение организационных вопросов.
-Родители вместе с детьми представляют материал по следующей схеме:
1.Название профессии.
2.История ее становления, перспективы.
3.В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит.
4.Какие достоинства профессии можно определить.
5.Какие качества личности нужно развивать, для того, чтобы добиться успеха в этом
деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
6.Знание каких предметов школьной программы необходимо, чтобы стать
профессионалом в этой области?
7.За что Вы любите свою профессию?
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
- Работа в группах. Подготовка сочинений, рисунков, подбор стихов.
-Составление плана выступления, презентации.
-Оформление результатов работы.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита мини-проекта. Урок-презентация.
Задача этапа – коллективная защита проекта.
- Совместное представление родителями и детьми результатов своей работы.
-Обмен мнениями по работе.
Работая над проектом, дети приобретают знание о себе и приобретают опыт
самостоятельного действия. Приобретённое знание, пережитые чувства и
отношения, совершённые действия развивают личность, способствуют
формированию его компетентности.
Работа над проектом дает возможность ребенку: приобрести опыт
коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи; осознать себя членом социума в самом широком смысле, быть ответственным за свое здоровье; повысить интерес к науке и научным открытиям, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.
Воспитание любви к своим родителям и уважения к профессии оказывает
благоприятное влияние на психологический климат в семье; чувство радости от общения друг с другом, помогает наладить доверительные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...
Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"
В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)
Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современног...
«Исследовательская деятельность младших школьников – первый шаг к развитию способностей учащихся в рамках ФГОС»
Мой опыт с 2004 по 2016 год...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...