Конспект занятия внеурочной деятельности
методическая разработка (2 класс)
Материал внеурочной проектной деятельности (поиск и информации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_vneurochnoy_deyatelnosti_bukva_yo.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Самая молодая буква русского языка»
Цели:
образовательная: познакомить обучающихся с историей рождения буквы «Ё», представить интересные факты из жизни о букве Ё;
развивающая: способствовать формированию информационной культуры; развитию творческих способностей обучающихся;
воспитательная: вызвать чувство любви к своему языку.
- Аргументы и гипотезы.
Русский алфавит, составляющий 33 буквы существует с 1918 года.
- Сколько букв было в древнерусском алфавите (43 буквы).
В XVIII веке в России происходили изменения в алфавите, многие буквы начали исчезать.
- Какие у вас есть предположения (гипотезы): почему это происходило? (Наверное, менялась жизнь и некоторые звуки исчезали из речи).
Да, у вас правильные аргументы. Некоторые звуки исчезали, а вот буква ё – появилась. Предположите, почему появилась эта буква? (Звук был, а буквы не было).
До того времени, в таких словах, как «слёзы», «зелёный», писали не ё, а io. Писатель Карамзин Николай Михайлович, начал использовать букву «ё», Как вы думаете, понравилось это людям? (Понравилось). Приведите аргументы – почему? (Ответы детей).
Н.М. Карамзин был не только писателем, но и историком. Он написал большую работу «История государства Российского».
И в России есть 5 мест, где установлены памятники букве Ё - Ульяновске, на месте бывшего села Ёлкино в Ядринском районе Чувашии, в Перми, в Москве, Храм буквы «Ё» в Челябинской области.
Как вы думаете, заслуживает ли буква ё такого внимания? Можно ли теперь без неё обойтись (ответы детей).
До постоянного использования буквы «ё» прошло много времени. Официально в русский алфавит её включили только в 1942 году. Но ещё долгое время букву «ё» то писали, то не писали – заменяли буквой «е». Предположите, удобно ли это было и почему? (Ответы детей).
Уже в новой России произошло окончательное возвращение буквы «ё». Она стала возвращаться в книги и журналы. Ведь в русском языке много слов, где стала употребляться эта буква.
Вспомните, какие слова пишутся с буквой «ё»? (Ответы детей).
А теперь послушайте сказку про букву «ё» и узнаете, откуда у этой буквы взялись два точки.
Однажды буква е гуляла в лесу. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву е упали две шишки, от которых на голове у е вскочили шишки. Буква закричала: «О-ё-ё-ё-ё-ё-ё!» Шишки у неё прошли, а отметины в виде двух точек остались. Ну а мы теперь знаем, почему на букву ё всегда падает ударение.
Как вы думаете, эта история правдивая, или шутливая? Что она помогает запомнить? (Ответы детей).
- Поиск информации.
Следующий этап нашей работы можно назвать так: «Великие люди и великий родной русский язык». На этом этапе мы будем заниматься поиском информации, чтобы расширить свои знания. Нам важно найти информацию о Великих людях нашей страны: Петре Первом, Екатерине Дашковой, Николае Карамзине, Гаврииле Державине, Владимире Дале, Льве Толстом. Эти люди влияли на развитие русского алфавита – а вот как – нам предстоит узнать из справочных книг и энциклопедий.
Вам нужно разделиться на две группы. Каждая группа возьмёт справочные книги. Обратите внимание, что в этих книгах статьи расположены в алфавитном порядке. В книге может быть именной указатель. Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей). Да, он помогает найти необходимую информацию о человеке. В течение 10 минут вы должны найти информацию об оном человеке и выяснить его роль в изменении русского алфавита.
Представление группами информации.
- Интеллектуальный тренинг.
(Самостоятельная деятельность).
- С какой буквы не могут начинаться слова?
а) й б) ё в) щ г) ь д) э
- В каком случае перенос ударения не изменит значение слова?
а) Ирис – ирИс;
б) клЕщи – клещИ;
в) Атлас – атлАс
г) мОлодец – молодЕц;
д) твОрог – творОг
- В данных словах замените е на ё. Объясните значение слов в каждой паре.
Слез - …, берег - …, села - …, мел - …
- Подведение итогов занятия.
- Каким методом проектной деятельности мы сегодня занимались? (Поиск информации).
- Где находится именной указатель в книге? (В конце).
- Какова его роль? (Он помогает быстро найти информацию).
- Назовите самую молодую букву русского алфавита? (Буква Ё).
На следующем занятии мы будем заниматься в творческой мастерской «Древнерусская буква в моём имени».
Занятие закончено.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:
http://oppps.ru/istoriya-bukvy-yo-samoj-molodoj-bukvy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Конспект занятия внеурочной деятельности.
Программа "Начальная школа 21 века"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.
Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....
Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...
Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...
Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
"Как исправить свою ошибку?" Л. Г. Петерсон...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....