ПРОГРАММА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Зорук Дина Викторовна

Владение устной речью – важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. Детям с умственной отсталостью знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается сложно. Но все это становится возможным  при правильно организованном специальном обучении. В Федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены занятия по устной речи, развитию элементарных коммуникативных навыков и формированию естествоведческих знаний.

 

Цель программы:

Социализация обучающихся в процессе формирования речевой коммуникации  как средства общения с людьми и познания окружающего мира.

Задачи:

  1. расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; обогащение словарного запаса, уточнение грамматического строя речи, развитие речи учащегося;
  2. коррекция речемыслительной деятельности в процессе изучения, сравнения, наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности;
  3. реализация системы коррекционно-развивающих занятий, игр и заданий, направленных на развитие потребности в общении, устной коммуникации обучающихся;
  4. воспитание положительных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevaya_praktika.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»  1 класс

Пояснительная записка

Реформирование современной системы образования, введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) выдвигают на первый план актуальные вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, что требует  проектирования для обучающихся адаптированных основных образовательных программ и всего образовательного процесса в целом в контексте современных отечественных тенденций модернизации специального образования.

В настоящее время отмечен рост количества детей с ОВЗ, которые обучаются в общеобразовательных организациях,  реализующих различные модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное направление государственной политики по отношению к детям с интеллектуальной недостаточностью выражается в следующем: любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом. Он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.

Образование детей с умственной отсталостью предусматривает создание для них коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей  адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Требования Стандарта призваны повысить эффективность образования, создать равные условия для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проекта Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью в центре реализуются адаптированные рабочие программы, учитывающие специфику контингента обучающихся, их индивидуальные особенности.

Настоящая адаптированная рабочая программа составлена на основе типовой программы для коррекционных учреждений под ред. В.В. Воронковой

Владение устной речью – важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. Детям с умственной отсталостью знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается сложно. Но все это становится возможным  при правильно организованном специальном обучении. В Федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены занятия по устной речи, развитию элементарных коммуникативных навыков и формированию естествоведческих знаний.

Цель программы:

Социализация обучающихся в процессе формирования речевой коммуникации  как средства общения с людьми и познания окружающего мира.

Задачи:

  • расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; обогащение словарного запаса, уточнение грамматического строя речи, развитие речи учащегося;
  • коррекция речемыслительной деятельности в процессе изучения, сравнения, наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • реализация системы коррекционно-развивающих занятий, игр и заданий, направленных на развитие потребности в общении, устной коммуникации обучающихся;
  • воспитание положительных качеств личности.

Форма обучения

Методы обучения

Приёмы обучения

Урок, экскурсия, практическая работа. Ведущая форма  на уроке - фронтальная работа  при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Наблюдение, беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Сравнение, материализации; игровые приёмы, создание увлекательных ситуаций.

Учебно-тематический план (2 часа в неделю, всего 68 часов)

темы

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Вот и лето прошло

Школьная жизнь

Пришкольный участок

Игры и игрушки

Учебные принадлежности

Играем в сказку

Дом. Квартира

Семья

Дорога в школу и домой

Я за порогом дома

Я и мои товарищи

Знакомство, представление, приветствие

Приветствие и прощание

Поведение в общественных местах

Поздравление, пожелание

Просьба и благодарность

Телефонный разговор

Знакомство в гостях

Одежда, уход за одеждой

Обувь, уход за обувью

Человек. Охрана здоровья

Здравствуй, лето красное!

Повторение

2

3

1

3

3

4

3

2

1

2

2

3

2

2

2

1

1

1

2

2

2

2

3

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

3

4

3

4

4

5

2

2

2

3

2

3

3

3

4

2

2

2

3

3

2

3

4

Содержание программного материала

Вот и лето прошло. Занятия детей летом. Отдых на речке, в лесу, даче. Летние поездки.

Школьная жизнь. Школьное здание. Классы, коридоры, актовый зал, столовая. Классная комната.  Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, стулья, шкаф. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного. Помочь детям запомнить имена одноклассников и учителей.

Пришкольный участок. Ознакомительная экскурсия. Подвижные игры на спортивной площадке.

Игры и игрушки  Кукла, пирамидка, машинка, др. учебные вещи и игрушки, сравнение. Обучение правилам различных игр. Бережное отношение к игрушкам. Составление предложений об игрушках.

Учебные принадлежности. Их назначение. Обращение с ними. Обогащение словарного запаса.

 Играем в сказку. Знакомство с русскими народными  сказками. Рассказывание сказки учителем. Игровые упражнения с детьми. Ролевые игры, хороводы. Развитие интонационных, жестово-мимических умений обучающихся.

Дом. Квартира. Отличие частного дома от многоэтажного. Место проживание детей. Описание на вербальном уровне.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

Дорога в школу и домой. Соблюдение правил дорожного движения. Общение в транспорте, с родителями по дороге в школу или домой.

Я за порогом дома. Общение со взрослыми и сверстниками. Решение различных жизненных ситуаций. Обогащение лексического запаса слов.

Я и мои товарищи. Проигрование возможных диалоговых ситуаций. Ролевые игры.

Знакомство, представление, приветствие.  Формирование представления о поведении в ситуации знакомства. Формулы «Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.

Поведение в общественных местах. Представления детей о правилах поведения в общественных местах. Побуждать детей участвовать в игровой ситуации в роли адресата или инициатора реплик.

Поздравление, пожелание Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.

Просьба и благодарность. Построение предложения с высказыванием просьбы. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я».  Умение отвечать на просьбы согласием или отказом Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Телефонный разговор. Значение телефона как необходимого средства общения. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Знакомство в гостях. Поведение и слова во время знакомства (повернуться к новому знакомому, улыбнуться, слова приветствия). Составление рассказа  детей  «В гостях».

Одежда, уход за одеждой Школьная форма девочек (юбка, блузка, платье). Школьная форма мальчиков (брюки, рубашка, пиджак). Уход за школьной формой (чистка щёткой, хранение).

Обувь, уход за обувью Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щёткой, протирка).

Человек. Охрана здоровья.  Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытьё).

Здравствуй, лето красное! Поведение детей в школе и на улице во время летних каникул

Повторение материала за каждую четверть и год

Личностные и предметные результаты освоения предмета

«Речевая практика»

Программа обеспечивает достижение учащимися первого класса определенных личностных, предметных результатов.

Личностные результаты

К концу первого класса у обучающихся должны быть сформированы:

- элементарная культура общения;

- умение знакомиться с людьми;

- навыки речевого общения со взрослыми и сверстниками;

- навыки позитивной мимики и жестов в речевых ситуациях для выражения соответствующих чувств.

Предметные результаты

называть предметы,

характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размерам, вкусу, запаху, материалу);

участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

составлять простые нераспространенные предложения, распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Методическое обеспечение программы.

Учебные принадлежности: раздаточный и демонстрационный, занимательный материал; учебно-наглядные пособия по темам программ.

Литература для педагога.

1)Дмитриева ОЛ, Максимова ТВ  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс 2006

2)Казакова ОВ, Сбоева НА, Гаврилкина НИ Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс –М «Вако», ( 2006-365с)

3)Фефилова ЕП, Поторчина ЕА, Дмитриева ОИ Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс – М. «Вако», (2007-347с)

Литература для детей.

Худенко Е. Д., Кремнёва С. Н. Развитие речи. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., АРКТИ, (2005 – 94с.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речевая практика" ФГОС 1-2 классы

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отстал...

Рабочая программа Речевая практика 1 класс ОВЗ вид 8

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 66 часов....

Рабочая программа Речевая практика 2 класс

Рабочая программа Речевая практика 2 класс...

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Адаптированная  рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...

Рабочая программа речевая практика 8 вид ( 3 класс)

Рабочая программа речевая практика 8 вид (3 класс)...

Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс

Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс коррекционная школа...