Рабочая программа речевая практика 8 вид ( 3 класс)
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа речевая практика 8 вид (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rechevaya_praktika_3_klass.docx | 457.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по речевой практике составлена на основе:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-4 классов)
- АООП 1- 4 классов
- Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020учебный год
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованиюв образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 /2015 учебный год.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающийся должны уметь:
- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
- объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
БУД
(базовые учебные действия)
- Личностные:
- Умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
- Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
- Регулятивные:
2.1. Проговаривать последовательность действий на уроке;
2.2. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
2.3. Работать по предложенному учителем плану;
2.4. Отличать верно выполненное задание от неверного;
2.5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3. Познавательные:
3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;
3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;
3.5. Пересказывать небольшие тексты.
4. Коммуникативные.
4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
4.2. Слушать и понимать речь других;
4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя; осваивать ролевые игры);
4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В КОНЦЕ 3КЛАССА
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять задания словесной инструкции;
- Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
- Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»;
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей;
- Называть свою улицу;
- Участвовать в ролевых играх;
- Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
МИНИМАЛЬНЫЙ И ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ:
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Календарно тематическое планирование по предмету
Речевая практика
№ | Тема урока | Кол-во час | Дата | Минимальный уровень ЗУН | Примечания | |
план | факт | |||||
1-2 | Повторение предложений, разных по структуре | 2 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Коррекция звукопроизношения. | |||
3 | Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом | 1 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти | |||
4-6 | Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой | 3 | Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения. Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. | |||
7 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости | 1 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией чувства и эмоции. | |||
8 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти | 1 | Уметь передавать интонацией грусть. Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. | |||
9 | Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя. | 1 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией испуг, удивление, горе. Коррекция эмоционально - волевой сферы. | |||
10 | Мимика и жесты | 1 | Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь использовать мимику и жесты при общении. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | |||
11-12 | Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов | 2 | Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь использовать мимику и жесты при общении. Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы. | |||
13-14 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи | 2 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Знать и уметь применять средства выразительности речи в игровых ситуациях. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | |||
15 | Определение темы ситуации, подбор слов | 1 | Развитие умения, потребности, в общении друг с другом. Уточнение имеющегося словаря. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
16 | Лексическая тема: "Я готовлю уроки" | 1 | Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарного запаса. Знать и использовать в речи слова и выражения: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
17-18 | Лексическая тема: "На улице города" «На улицах моего города- Нерюнгри» | 2 | Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарногозапаса. Знать и использовать в речи слова и выражения::улица, транспорт, магазин, пешеходы. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
19 | Лексическая тема: "Современная техника в доме" | 1 | Расширение словарного запаса. Знать и использовать в речи слова и выражения: телевизор, мультиварка, микроволновая печь, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
20-21 | Общение: "Мы собрались поиграть" | 2 | Умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог «предложение – возражение». Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
22-23 | Общение: "В библиотеке" | 2 | Уметь соблюдать правила поведения в библиотеке. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
24-25 | Общение: "Сказки про Машу" | 2 | Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
26 | Лексическая тема: "Магазин" | 1 | Расширение словарного запаса. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
27 | Культура общения в магазине | 1 | Уметь правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
28-29 | Общение: "Телефонный разговор" | 2 | Уметь грамотно общаться по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
30 | Занятие - игра "Телефонный разговор" | 1 | Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Тренировать в использовании формул общения по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
31 | Культура поведения в театре, кинотеатре | 1 | Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
32 | Общение: "Я - зритель" | 1 | Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
33 | Общение: "Я - зритель" | 1 | Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
34 | Чистоговорки. | 1 | Учить четко произносить слова в чистоговорках. Коррекция звукопроизношения | |||
35-36 | Упражнения в произнесении стихотворных диалогов | 2 | Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ. | |||
37-38 | Подбор картинок к услышанным предложениям | 2 | Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ. | |||
39 | Лексическая тема:"Бытовые советы" | 1 | Расширение словарного запаса. | |||
40-41 | Общение:" Какая сегодня погода" | 2 | Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий, доносить информацию до других людей. | |||
42-43 | Общение: "Снегурочка" | 2 | Учить связывать части текста с помощью специальных слов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
44 | Культура общения: "Я иду в гости" | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
45-47 | Общение: "Веселый праздник" | 3 | Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
48-50 | Общение: "Учимся понимать животных" | 3 | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
51 | Составление различных предложений по теме: "Весна" | 1 | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
52 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
53 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
54-55 | Культура общения: "Я и взрослые" | 2 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
56 | Лексическая тема: "Я- пешеход" | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
57-58 | Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень" | 2 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
59-61 | Общение: "Узнай меня" | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
62 | Составление диалогов по предложенной речевой ситуации | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
63-64 | Культура общения с малознакомыми людьми | 2 | Учить вежливо относиться к незнакомым людям. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
65 | Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
66-67 | Составление предложений по теме "Лето" | 2 | Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
68 | Лексическая тема: "Летние каникулы" | 1 | Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речевая практика" ФГОС 1-2 классы
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отстал...
Рабочая программа Речевая практика 1 класс ОВЗ вид 8
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 66 часов....
Рабочая программа Речевая практика 2 класс
Рабочая программа Речевая практика 2 класс...
Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...
Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс
Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс коррекционная школа...
Рабочая программа,Речевая практика, 2 класс
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабоч...
Рабочая программа "Речевая практика" 2 класс вариант 8.3
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 2 класс для обучающихся с РАС...