Рабочая программа речевая практика 8 вид ( 3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Ситникова Лариса Викторовна

Рабочая программа речевая практика 8 вид (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rechevaya_praktika_3_klass.docx457.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по речевой практике составлена на основе:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  0-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-4 классов)
  • АООП 1- 4 классов
  • Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020учебный год
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованиюв образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 /2015  учебный год.

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие  речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

        Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.  

Задачи раздела «Речевая практика»:

  • Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
  • Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
  • Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
  • Учить строить устные связные высказывания;
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение  речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Речевая практика» в 3  классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающийся  должны уметь:

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
  • объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

БУД

(базовые учебные действия)

  1. Личностные:
  1. Умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
  2. Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  5. Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  6. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  7. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

  1. Регулятивные:

2.1. Проговаривать последовательность действий на уроке;

2.2. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

2.3. Работать по предложенному учителем плану;

2.4. Отличать верно выполненное задание от неверного;

2.5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Познавательные:

3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;

3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;

3.5. Пересказывать небольшие тексты.

4. Коммуникативные.

4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

4.2. Слушать и понимать речь других;

4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);

4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя; осваивать ролевые игры);

4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

  • Осознание  себя  как  ученика, заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями,  как  члена  семьи, одноклассника, друга;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Положительное  отношение  к  окружающей действительности,  готовность  к  организации  взаимодействия  с  ней  и эстетическому  ее  восприятию;
  • Целостный,  социально  ориентированный взгляд  на  мир  в  единстве  его  природной  и  социальной  частей;
  • Понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки  на основе  представлений  об  этических  нормах  и  правилах  поведения  в современном обществе;
  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»  В КОНЦЕ 3КЛАССА

Учащиеся должны уметь:

- Выполнять задания словесной инструкции;

- Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;

-  Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»;

- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей;

- Называть свою улицу;

- Участвовать в ролевых играх;

- Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

МИНИМАЛЬНЫЙ  И  ДОСТАТОЧНЫЙ  УРОВНИ  УСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШИХ  КЛАССАХ:

Минимальный уровень:

- формулировка  просьб  и  желаний  с  использованием  этикетных  слов  и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие  на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное  произнесение  чистоговорок,  коротких  стихотворений  с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы  на  вопросы  учителя  по  содержанию  прослушанных  и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- понимание  содержания  небольших  по  объему  сказок,  рассказов  и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание  содержания  детских  радио -  и  телепередач,  ответы  на вопросы учителя;

- выбор  правильных  средств  интонации  с  опорой  на  образец  речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,  прощания,  извинения  и  т. п.),  используя  соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие  в  коллективном  составлении  рассказа  или  сказки  по  темам речевых ситуаций;

- составление  рассказов  с  опорой  на  картинный  или  картинно-символический план.

Календарно тематическое планирование  по предмету

Речевая практика

Тема урока

Кол-во час

Дата

Минимальный уровень ЗУН

Примечания

план

факт

1-2

Повторение предложений, разных по структуре

2

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Коррекция звукопроизношения.

3

Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом

1

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти

4-6

Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой

3

Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения.

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи.

7

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости

1

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией чувства и эмоции.

8

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти

1

Уметь передавать интонацией грусть. Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.

9

Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя.

1

Уметь  воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией испуг, удивление, горе. Коррекция эмоционально - волевой сферы.

10

Мимика и жесты

1

Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь  использовать мимику и жесты при общении. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы

11-12

Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов

2

Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь  использовать мимику и жесты при общении. Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы.

13-14

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

2

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Знать и уметь применять средства выразительности речи в игровых ситуациях. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы

15

Определение темы ситуации, подбор слов

1

Развитие умения, потребности, в общении друг с другом. Уточнение имеющегося словаря. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

16

Лексическая тема: "Я готовлю уроки"

1

Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарного запаса. Знать и использовать в речи слова и выражения: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

17-18

Лексическая тема: "На улице города"

«На улицах моего города- Нерюнгри»

2

Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарногозапаса. Знать и использовать в речи слова и выражения::улица, транспорт, магазин, пешеходы. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

19

Лексическая тема: "Современная техника в доме"

1

Расширение словарного запаса.  Знать и использовать в речи слова и выражения: телевизор, мультиварка, микроволновая печь, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации

20-21

Общение: "Мы собрались поиграть"

2

Умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог «предложение – возражение». Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

22-23

Общение: "В библиотеке"

2

Уметь соблюдать правила поведения в библиотеке. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

24-25

Общение: "Сказки про Машу"

2

Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

26

Лексическая тема: "Магазин"

1

Расширение словарного запаса. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

27

Культура общения в магазине

1

Уметь правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации.

28-29

Общение: "Телефонный разговор"

2

Уметь грамотно общаться по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

30

Занятие - игра "Телефонный разговор"

1

Уметь  участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Тренировать в использовании формул общения по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

31

Культура поведения в театре, кинотеатре

1

Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

32

Общение: "Я - зритель"

1

Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

33

Общение: "Я - зритель"

1

Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

34

Чистоговорки.

1

Учить четко произносить слова в чистоговорках. Коррекция звукопроизношения

35-36

Упражнения в произнесении стихотворных диалогов

2

Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ.

37-38

Подбор картинок к услышанным предложениям

2

Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ.

39

Лексическая тема:"Бытовые советы"

1

Расширение словарного запаса.

40-41

Общение:" Какая сегодня погода"

2

Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий, доносить информацию до других людей.

42-43

Общение: "Снегурочка"

2

Учить связывать части текста с помощью специальных слов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

44

Культура общения: "Я иду в гости"

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

45-47

Общение: "Веселый праздник"

3

Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

48-50

Общение: "Учимся понимать животных"

3

Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

51

Составление различных предложений по теме: "Весна"

1

Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

52

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

53

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

54-55

Культура общения: "Я и взрослые"

2

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

56

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

57-58

Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень"

2

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

59-61

Общение: "Узнай меня"

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

62

Составление диалогов по предложенной речевой ситуации

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

63-64

Культура общения с малознакомыми людьми

2

Учить вежливо относиться к незнакомым людям. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

65

Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

66-67

Составление предложений по теме "Лето"

2

Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации.

68

Лексическая тема: "Летние каникулы"

1

Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речевая практика" ФГОС 1-2 классы

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отстал...

Рабочая программа Речевая практика 1 класс ОВЗ вид 8

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 66 часов....

Рабочая программа Речевая практика 2 класс

Рабочая программа Речевая практика 2 класс...

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Адаптированная  рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...

Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс

Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс коррекционная школа...

Рабочая программа,Речевая практика, 2 класс

Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабоч...

Рабочая программа "Речевая практика" 2 класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 2 класс для обучающихся с РАС...