Рабочая программа " Наш дом- Россия"
рабочая программа (3 класс)
Для учащихся 3 класса (интенсив)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_nash_dom_rossiya_sdelano.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности в форме интенсив « Наш дом-Россия» направлена на изучение учащимися 3 классов МБОУ СОШ№1 особенностей изучения культурного наследия страны, природы России и Краснодарского края, исторического развития своей малой родины Приморско-Ахтарского района, творчества поэтов и писателей, прозаиков, композиторов и художников, выдающихся деятелей науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе проектной и исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о героическом прошлом своего рода, о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. В программу интенсива включен учебный материал, не вошедший в область «Окружающий мир», по ПДД, по ЗОЖ, здоровьесбережению, по экологии и др.
Значение курса интенсива «Наш дом-Россия» состоит также в том , что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Курс интенсива поможет ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры Кубани, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя своей малой родины, родной страны и планеты Земля.
Программа рассчитана на 68 часов (по 2 часов в неделю) и предназначена для учащихся 8-9 лет. Содержит 8модулей разного направления:
общеинтеллектуальное,
социальное,
общекультурное,
духовно-нравственное
здоровьесберегающее
Программа направлена на системный подход к формированию развитой личности, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
1.Планируемые результаты
Цель изучения курса заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы России, Кубани, истории, и с уважением – к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
Методы проблемно-диалогический, поисковой, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач дополнительного начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника процесса познания и самостоятельности в решение учебных задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
-Человечество как многообразие народов, культур, религий.
-Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
-Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально- нравственное.
-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Личностными результатами изучения курса «Интенсив» являются:
-осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, традициям кубанского казачества, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
-установка на безопасный здоровый образ жизни
Основные направления воспитательной деятельности
-гражданско-патриотическое воспитание,
-духовно-нравственное воспитание,
-эстетическое воспитание,
-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,
-трудовое воспитание,
-экологическое воспитание,
-ценности научного познания,
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Предметными результатами изучения курса являются:
-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира Кубани, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Состоит из 8 разделов/модулей.
2. Содержание программы (описание разделов/модулей)
Педагог самостоятельно корректируют и определяют количество часов на аудиторную и внеаудиторную часть программы, в соответствии с особенностями и интересами данного класса на каждый учебный год.
Содержание тем
1.Кубань - казачий край.
Родной край в древности. Природа родного края. Судьба Кубани – наша судьба. Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живешь. Мой родной уголок. История города в названиях улиц. Мой дом – моя крепость. У моих родителей – золотые руки. Операция «Кубанский сувенир». Экскурсии, поездки, прогулки по памятным историческим местам города и района. Народные праздники. Творческие и исследовательские проекты.
2. Окружающий нас мир. Темы курса окружающий мир, вынесенные для внеурочной деятельности. Подготовка и защита проектов, экскурсии в соответствии с программным материалом
3. Покажи себя (общекультурное направление). Общешкольные праздники, традиционные КТД, День знаний, Новый год, концерты к дню матери Кубани, 8 марта, 23 февраля, праздники «За честь школы», прощание со вторым классом, с начальной школой и др.
4. Я – патриот России. Уроки милосердия и доброты. Символы Российского государства. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Ты и твои друзья. В гостях у предков. Откуда я родом. Архивные раскопки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Конституция – основной закон жизни страны. Там, где погиб неизвестный солдат. Дети войны. Низкий поклон ветеранам войны. Вам, ветераны Великой Отечественной войны! К 77летию Победы!
5. Чтение – это увлекательно. Библиотечные уроки, встречи с писателями и поэтами района, КВН по любимым произведениям.
6.Хочу всё знать. Викторины по кубановедению, предметные недели и олимпиады, творческие конкурсы, Учи.ру идр.
8. Будьте здоровы.. Игры нашего народа. Игры на школьном дворе. Участие в спортивных мероприятиях. Всекубанской
Профилактические мероприятия во время сезонных заболеваний.
2. Примерный тематический план программы интенсива « Наш дом-Россия» для 3класса
№ п/п | Разделы, темы блока/ модуля | всего | Количество часов по класам | Характеристика деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности | |
1 | ||||||
Ауд. | Внеад | |||||
1. | Духовно-нравственное направление Кубань -казачий край | 10 | 7 | 3 | Познакомятся с историей Казачества, образования и традициями казачества Познакомятся с правилами поведения в храме при богослужении. Узнают о героях-земляках Находить на карте России родной край. Исполнять гимн Краснодарского края, родного города. Характеризовать символику Краснодарского края, родного города | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания |
2 | Общеинтеллектуальное Окружающий нас мир (окружающий мир) | 25 | 15 | 10 | Понимать учебную задачу раздела и данного занятия, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. Анализировать информацию. Осуществлять поиск и сбор информации (извлече-ние необходимой информации из различных ис-точников: энциклопедии, краеведческая литерату-ра, рисунок, таблица, тексты СМИ), рассказывать о родном городе и своем доме по плану.Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблю-дениям город и село, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; Работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о гербе своего региона и го-рода, национальном составе населения регио-на/города; обсуждать, почему народы России называются братскими. Проявляют компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности, в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ; осознают свою этническую принадлежность | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания, |
3 | Общекультурное Покажи себя | 10 | 5 | 5 | Изготавливать поделки, рисунки к празднику, фотоколлаж. Участвуют в театрализованном представлении. Определят круг обязанностей при подготовке, распределение ролей. Подготовка наглядностей, выступающих к новогоднему утреннику. Выражать свое отношение к происходящему на сцене. Оценивать свое поведение с точки зрения культурного человека | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания |
4 | Социальное Я – патриот России. | 5 | 5 | 0 | Расширят знания о государственных символах Называть значимые события Великой Отечественной войны. Оценивать значение Дня Победы для общества. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроках. Сопровождать обсуждение | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания |
5 | Общеинтеллектуальное Чтение- это увлекательно | 5 | 2 | 3 | Научатся самостоятельно определять круг детского чтения. Работать по школьному проекту с библиотекой Осуществлять практические действия по восстановлению книг. Оценивать свое отношение к книгам. | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания, |
6 | Общеинтеллектуальное Хочу всё знать | 7 | 5 | 2 | Научатся способам поиска информации в различных источниках, участвовать в различных предметных и творческих конкурсах, типа «Русский медвежонок», «Кенгуру» Учи.ру,Конкурсы предлагаемые ДДТ. | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания, |
7 | Спортивно-оздоровительное Будьте здоровы | 6 | 2 | 4 | Оценивать свои действия по соблюдению режима дня. Участвовать в поисковой работе по сбору игр бабушек и дедушек. Применять и оценивать профилактические мероприятия во время сезонных заболеваний | -гражданско-патриотическое воспитание, -духовно-нравственное воспитание, -эстетическое воспитание, -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, -трудовое воспитание, -экологическое воспитание, -ценности научного познания |
Всего: | 68 | 41 | 27 |
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
- традиции жителей края, казачества;
- улицы, расположенные вблизи дома и школы
- основные учреждения культуры, быта, образования своего района, края.
- основные достопримечательности своего района, края
- основных представителей и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
5. Формы и виды контроля:
- выставки
- конкурсы, фотоконкурсы
- доклады, презентации
- праздники
- викторины, олимпиады
- портфолио
6.Методические рекомендации
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В программу включены материалы программ по кубановедению, окружающего мира, не вошедших в содержание 3 класса.
Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Рекомендуется привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год
В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Рабочая программа УМК "Школа России"
В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....