Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2010-2011_3kl.rar | 386.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Ачинская санаторная школа интернат»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам.Директора поУР На заседании МО
_______________ __________________ _______________
«___»____________ «___»______________ «___»____________
Протокол от «___»________2010 года №
Рабочая программа
Учебного курса «Изобразительное искусство»
3 класс
Учителя начальных классов, II КК
Архиповой Светланы Владимировны
2010 – 2011 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязатель ного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изоб разительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, деко ративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое вос приятие предметов действительности и произведений изобрази тельного искусства, так и непосредственно художественную дея тельность.
Основными задачами преподавания изобразительного искус ства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в об ласти декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художе ственного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, вос питание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, ап пликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном ис кусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного го да с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возраст ные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творче ской деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действитель ности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущно сти изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразитель ном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эсте тического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, ис тория, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувство вать практическую направленность уроков изобразительного ис кусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчест ве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное раз витие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценоч ного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выби рать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак варель, гуашь и др. Выразительные рисунки полу чаются на цветной и тонированной бумаге.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действитель ности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол няемые в течение 7—15 мин). Наброски и зарисовки выполняют ся в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от кон кретных задач урока). Для развития зрительной памяти, про странственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представ лению.
Предметы для рисования с натуры в I—II классах ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространст венного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
С IV класса начинается изучение закономерностей перспек тивы, конструкции, светотени. Дети усваивают навыки изобра жения объемных предметов, находящихся во фронтальной и уг ловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).
В I классе детей учат определять и называть цвета, в кото рые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III—IV классах продолжают развивать у учащихся умение ви деть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи по могают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружа ющего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения уча щихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опав шие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).
Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполне нию рисунков на темы и декоративным работам.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельны ми или гуашевыми красками.
В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» зна комит школьников с правилами рисования, обогащает их знани ями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гар монии цветовой окраски, расширяет их представления о много образии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармоничность цветовой окраски, соразмерность и пропорцио нальность строения форм, пластичность объемов, логическую
взаимосвязь групп изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника.
Рисование на темы — это создание композиции на темы окру жающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произ ведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровожда ется выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенство вать умения применять эффекты светотени, передавать про странственное расположение предметов, выделять композицион ный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асим метричной композиций и узнают о средствах художественной вы разительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет. Необходимо, чтобы дети ис пользовали эти знания в своих тематических композициях.
В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.
Большое внимание уделяется развитию воображения и твор чества учащихся в сюжетных рисунках.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполне ние упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетиче ского, трудового и патриотического воспитания. Простые и кра сивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства пе редают детям представления народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зри тельного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в про цессе декоративной работы, находит затем применение в различ ных работах на уроках трудового обучения: аппликациях, плете ниях, вышивке, в изготовлении игрушек и т. д.Во время практических работ важно использовать самые раз ные художественные материалы и техники: графические каран даши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветную тони рованную бумагу; ретушь, линогравюру, аппликацию и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных ма териалов обладает своими выразительными особенностями и са мостоятельный выбор их школьниками, содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, спо собности к самовыражению.
В общей системе обучения изобразительному искусству важ ное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетиче ское отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а по возможности из глины) ли стьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и живот ных с натуры, по памяти и по представлению, а также лепка фи гурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда чело века.
Аппликация — это составление изображения на основе скле ивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.
В содержание этого раздела входит составление цветных ап пликаций с натуры, изображающих овощи, фрукты, цветы, жи вотных, фигуру человека, а также составление сюжетных компо зиций и декоративные работы.
Большую роль для выработки у детей умения видеть и пере давать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, темати ки заданий, широко отражающих различные стороны жизни — природу, быт, учебу, технику, спорт и т. д.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитыва ют у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют пред ставления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятни кам старины и произведениям народного художественного творчества.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в I—III классах проводится в начале и в конце урока в течение 8—10 мин. В одной беседе показывают, как правило, два-три станковых произведения (или три-четыре иллюстрации, три-че тыре предмета декоративно-прикладного искусства). В IV классе для бесед выделяются специальные уроки. В од ной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного ис кусства.
Осуществляется связь изобразительного искусства с уроками технологии, поэтому, разделы «Лепка» и «Аппликация» убраны, а эти часы выделены на раздел «Иллюстрирование». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 3 классе проводится в начале или в конце урока в течение 8—10 мин, поэтому, 1 час добавлен в раздел «Декоративная работа». При выполнении эскизов росписи предметов быта, учащиеся начинают работу с пространственного расположения предмета, определения пропорций, строения предмета, поэтому 2ч из раздела «Рисование с натуры» добавлены в раздел «Декоративная работа».
В течение учебного года учащиеся должны получить про стейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах деко ративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- простейшие правила смешения основных красок для полу чения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиоле тового и красно-фиолетового;
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан )
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведе нию искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, ис пользовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (постро ение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
— чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе деко ративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в по лосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной роспи си; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цве тов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоратив ных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
— расписывать готовые изделия согласно эскизу;
— применять навыки декоративного оформления в апплика циях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Оценка результатов учебной деятельности
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Содержание программного материала.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 3ч
Темы для бесед:
- виды изобразительного искусства;
- тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
- красота родной природы в творчестве русских художников;
- действительность и фантастика в произведениях художников, сказка в изобразительном искусстве;
- красота народного декоративно-прикладного искусства;
Рисование с натуры, по памяти и представлению 8ч
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертаниям и строению. Рисование животных, птиц, рыб, предметов быта.
Рисование на темы 8ч
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и представлению.
Декоративная работа 10ч
Знакомство с новыми видами декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу – Жостово, по дереву – Хохлома, народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной и ёлочной игрушкой.
Иллюстрирование 5ч
Иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок, стихотворений, рассказов, басен.
Учебно – тематический план.
«И снова осень к нам пришла» 8 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
«В мире сказок» 8 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Труд и отдых людей зимой и весной» 11ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«В каждом рисунке – солнце» 7ч |
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
Класс 3
Учитель: Архипова.С.В
Количество часов на год: 34 ч.
В неделю: 1 ч.
Планирование составлено на основе программы: Т.В.Игнатьева, Л.А. Вохмянина,
общеобразовательных учреждений, начальные классы (1-4), в двух частях.
М: Просвещение, 2000г.
Программа :«Школа России» под ред. Плешакова.
Авторы: В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина, Т.Я. Шпикалова.
Дата | № урока | Наименование разделов и тем | Форма орг. уч/занятий | Виды контроля |
1 триместр «И снова осень к нам пришла» | ||||
2.09 | 1 | Прощаемся с тёплым летом. | рисов. с натуры | проверка точности построений аккуратности самостоятельности, степени творчества |
9.09 | 2 | Осенние листья сложной формы. | рисов. с натуры | |
16.09 | 3 | Виды изобразительного искусства. | беседа | |
23.09 | 4 | Русская матрёшка в осеннем уборе. | дек.рис. | |
30.09 | 5 | Русская матрёшка в осеннем уборе. | дек.рис. | |
7.10 | 6 | Дары осеннего сада и огорода. | рисов. с натуры | |
21.10 | 7 | Мы осенью готовимся к зиме. | дек.рис. | |
28.10 | 8 | Сказка в произведениях русских художников. | беседа | |
11.11 | 9 | «В мире сказок» Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане…» | тем..рис. | проверка точности построений аккуратности самостоятельности, степени творчества |
18.11 | 10 | Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане…» | тем..рис. | |
2.12 | 11 | 2 триместр Игрушка «Золотая рыбка» | рисов. с натуры | проверка точности построений аккуратности самостоятельности, степени творчества |
9.12 | 12-13 | В сказочном подводном царстве | беседа | |
16.12 | 14 | Сказочный букет. | дек.рис. | |
23.12 | 15 | Готовим наряд для сказочной ёлки. | дек.рис. | |
30.12 | 16 | Мы готовимся к встрече Нового года-праздника радости и сказок. | дек.рис. |
Дата | № | Наименование разделов и тем | Форма орг. уч. занятий | Виды контроля |
2 полугодие «Труд и отдых людей зимой и весной» 11ч | тематическое рисование | проверка точности построений аккуратности самостоятельности | ||
13.01 | 1 | Труд людей зимой. | ||
20.01 | 2 | Городские и сельские стройки. | ||
27.01 | 3 | Орудия труда человека. | рисование с натуры | |
3.02 | 4 | Весёлые игрушки . | Декоративное рисование | проверка точности построений, степени творчества |
10.02 | 5 | Весёлые игрушки. | ||
17.02 | 6 | Красота в умелых руках. | ||
3.03 | 7 | 3 триместр Красота в быту людей. | Декоративное рисование | |
10.03 | 8 | Домашние животные. | Рисование по памяти и представлению | проверка точности построений аккуратности самостоятельностистепени творчества |
17.03 | 9 | Домашние животные. | ||
24.03 | 10 | Иллюстрирование произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». | Рисование выбранного сюжета | |
31.03 | 11 | Иллюстрирование произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». | ||
«В каждом рисунке – солнце» 7ч | ||||
7.04 | 12 | Полёт на другую планету. | Тематическое рисование | проверка точности построений аккуратности самостоятельностистепени творчества |
21.04 | 13 | Полёт на другую планету. | ||
28.04 | 14 | Ветка вербы. | Рисование с натуры | |
5.05 | 15 | Иллюстрирование произведения Д.Родари «Всемирный хоровод». | Рисование выбранного сюжета | |
12.05 | 16 | Весна в произведениях русских художников. | Беседа | Опрос, кроссворд. |
19.05 | 17 | Пусть всегда будет солнце. | Тематическое рисование | проверка точности построений, степени творчества |
26.05 | 18 | Пусть всегда будет солнце. |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
Л.М.Садкова Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С Кузина, Э.И.Кубышкиной .- Волгоград: Учитель, 2008.- 255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...
Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...