Рабочая программа "Экология здоровья"
рабочая программа
Программа является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающих, здорового и безопасного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_zdorovya.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовии «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.»
РАСМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО Зам.директора по ВР Директор школы интернат
воспитателей _________ Проказова И.В ______________ Зарубин В.В
Руководитель « »_____________ 2021г ___________« »________2021г.
Степаненко С.А.
Протокол №1 от 31.08.2021г.
Рабочая программа по теме:
«Экология здоровья»
Срок реализации программы-2 года
Составитель: воспитатель Мельникова Ю.В
Инсар 2021г.
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы «Экология здоровья».
Пояснительная записка
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.
Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.
В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их непринятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания, спортивные секции и т.д.). Это связано с рядом причин:
- почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – социальные сироты. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают курить с 3-4 лет, с младшего школьного возраста имеют опыт употребления алкоголя.
- нежелание и неумения заниматься в спортивных секциях;
- неумение планировать и контролировать свое свободное время.
Исходя из результатов мониторинга класса «Уровень сформированности культуры здоровья личности» и физического состояния учащихся, изучения данных работ явилась мысль о создании программы формирования здорового образа жизни для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «Экология здоровья».
Цель программы:
Профилактика, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.
- Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию.
- Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом.
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Структура программы включает в себя четыре направления:
Первое направление “Я и мое здоровье” направлено на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Второе направление “Спорт – это жизнь” преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития.
Третье направление “Твой выбор” направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Четвертое направление “Самопознание и саморегуляция” ориентировано на ив саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Программа рассчитана на детей 12-16 лет. Сроки реализации - в течение 3 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 30–40 минут.
Программа включает в себя распределение тем, в которых предлагается ориентирование на усвоение детьми знаний и представлений, а также и на становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных знаний и применений в реальном поведении. Особое внимание уделяется способам закрепления изучаемого материала. Учащимся предлагаются вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.
Методика строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.
Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, мы используем следующие методы и приемы:
- наблюдение
- упражнения
- поручения
- соревнования
- поощрения
- беседы
- сочинения
- рассуждения
- решение жизненных задач
Формы организации:
- праздники
- сборы
- операции
- десанты
- рейды
- экскурсии
- викторины
- игры
- матчи
Отслеживание результатов освоения программы будут проходить в середине и в конце учебного года методами тестирования, наблюдения, опроса.
Критерии оценки эффективности программы
№ | Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
1 | Приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни | Критерий сформированности у воспитанников социальных ценностей | Выраженное стремление заботиться о своем здоровье; Знания детей о различных подходах к здоровьезбережению | Наблюдение; Диагностика уровня сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым; Тестирование |
2 | Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию | Критерий наличия адекватной самооценки, уверенности в своих силах | Стремление к самопознанию и самоизменению; Уровень самооценки | Методика “Карта желаний”; Исследование самооценки (А.М.Прихожан); Методика “Личностный рост” |
3 | Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом | Критерий наличия устойчивого интереса к занятиям спортом | Физическое развитие; Участие детей в спортивных мероприятиях, секциях. | Диагностика физического развития |
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать | Уметь |
Здоровье и здоровый образ жизни | |
- Сущность понятия “здоровье”. - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания. - Значение гигиенических процедур для здоровья. | - Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры |
Спорт – это жизнь | |
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности. - Правила закаливания организма. - О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия. | - Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. - Выполнять доступные виды закаливания. |
Твой выбор | |
- Полезные и вредные привычки. - Привычки укрепления здоровья. - О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье. - Последствия курения, алкоголя и наркозависимости. | - Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ. |
Саморазвитие и саморегуляция | |
- Знать самого себя и свои возможности. - Способы взаимодействия с людьми. - Качества, достойные человека. - Черты характера людей. - Причины неуверенности в себе. - Виды давления. - Причины неуверенности в себе. | - Оценивать самого себя. - Отстаивать свою точку зрения. - Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном. - Говорить “нет” в опасных ситуациях. - Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях. - Находить друзей по интересам. |
Содержание программы
1.“Я и мое здоровье”
Цель: Формировать у детей основ здорового образа жизни.
Задача:Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.
Гигиена. Профилактика заболеваний Правила личной гигиены.
Правила питания. Гигиена питания.
2. Направление “Спорт – это жизнь”
Цель: Совершенствовать физические качества и двигательные возможности, укреплять
Здоровье и продлевать долголетие.
Задача: Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия.
Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.
3. Направление “ Твой выбор”
Цель: Воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека.
Задачи: Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Наркотические вещества, виды. Употребление и злоупотребление. Профилактика.
Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины.
Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.
4. Направление “Самопознание и саморегуляция”
Цель: Стимулировать самопознание, формировать саморегуляцию.
Задачи: Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: беседы, тренинг, дискуссия.
Практическая часть: тестирование, анкетирование.
Тематическое планирования программы
" ЭКОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ"
№п/п | Тема занятий | Кол-вочасов | Теория | Практика |
РАЗДЕЛ 1. Я и моё здоровье. 4 часа
1 | "Сущность понятия здоровья" | 1 | Беседа | Чтение книг |
2 | "О роли правильного питания" | 1 | Беседа | Осуждение |
3 | "Путешествие в царство здоровья" | 1 | Познавательноезанятие | Игра |
4 | " Моё здоровье- моё богатство" | 1 | Беседа | Игра |
РАЗДЕЛ 2. Спорт -это жизнь. 5 часов
5 | " Что такое спорт?" | 1 | Беседа | Игра |
6 | "Зачем заниматься спортом" | 1 | Беседа | Обсуждение |
7 | "Спорт-Жизнь и здоровье" | 1 | Беседа | Чтение книг |
8 | "Правила закаливания организма" | 1 | Беседа | Обсуждение |
9 | "Влияние физкультуры и спорта на учащихся" | 1 | Познавательное занятие | Игра |
РАЗДЕЛ 3. Твой выбор. 5 часов
10 | "Полезные и вредные привычки" | 1 | Беседа | Обсуждение |
11 | "Привычки укрепления здоровья" | 1 | Беседа | Свод правил |
12 | "О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье" | 1 | Чтение книг | Рисунки |
13 | "Как действовать в рискованных ситуациях" | 1 | Познавательное занятие | Игра |
14 | "Моё будущее" | 1 | Беседа | Рисунки |
РАЗДЕЛ 4. Саморазвитие и саморегуляция. 6 часов
15 | "Знать самого себя и свои возможности" | 1 | Воспитательное занятие | Презинтация |
16 | "Отстаивать свою точку зрения" | 1 | Беседа | Сюжетно ролевая игра |
17 | "Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном" | 1 | Беседа | Обсуждение ситуаций |
18 | Говорить " НЕТ" в опасных ситуациях. | 1 | Беседа | Чтение книг |
19 | "Находить друзей по интересам" | 1 | Беседа | Дискуссия |
20 | "Отстаивать свою точку зрения" | 1 | Беседа | Игра |
Содержание программы.
Раздел 1: Я и моё здоровье! (4 часа)
Цель: Формирование у детей осознанность отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Занятие 1. "Сущность понятия здоровья".
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности детей по проблемам здоровья.
Теория: Закрепить с воспитанниками всю сущность здоровья.
Практика: Чтение рассказов о здоровье, о его сущности.
Занятия 2. "О роли правильного питания"
Цель: Формирование понятия о здоровом питании.
Теория: Рассказать детям о правильном питание основывается на соблюдении режима. от питания зависит не только полноценность вашей жизни, но и её продолжительность.
Практика: Обсудили с детьми зачем заниматься спортом.
Занятие 3. "Путешествие и царство здоровья"
Цель: Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
Теория: Повторить и закрепить основные понятия "здоровья", "чистота". Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Практика: Игра "Чудесный мешочек".
Занятие 4. "Моё здоровье- моё богатство"
Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, как одной из главнейших ценностей человеческой жизни.
Теория: Развивать у детей способность укреплять и беречь своё здоровье. Развитие слухового и зрительного восприятия, активно овладевать устной речью. Расширять и укреплять словарный запас у детей.
Практика: Игра "Это я, это я, это все мои друзья"
Раздел 2. Спорт-это жизнь. (5 часов).
Цель: Формирование детей развивать гармоничное физическое развитие. Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; Формирование основ здорового образа жизни. Создание у детей мотивации заниматься спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны и высокими личными достижениями спортсменов.
Занятие 1: Что такое спорт?
Цель: Рассказать воспитанникам о занятии различными видами спорта- укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленности и активно отдохнуть.
Теория: Рассказать детям что спорт является наукой об общих законах управления физическим развитием и совершенствованием человека в условиях спортивной деятельности. Является предметной областью.
Практика: Игра "Снайперы"
Занятие 2: Зачем заниматься спортом?
Цель: Формировать у детей внутреннего самосознания здорового способа жизни, зависимости здоровья от физического развития.
Теория: Ценность занятия спортом состоит не только в укреплении здоровья и физическом развитии. Мы приобретаем ловкость, быстроту, силу, выносливость, а так же ценные человеческие качества: собранность и дисциплинированность. А главное спорт учит нас дружить, мы умеем радоваться успехам других, сопереживать неудачи.
Практика: Беседа презентация.
Занятие 3: Спорт- это жизнь и здоровье.
Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни.
Теория: Научить формировать стремление учащихся к здоровому образу жизни,
развивать у них быстроту, ловкость, силу. Прививать любовь к занятиям физической культурой и спортом. И воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма.
Практика: чтение книг "На зарядку становись".
Занятие 4: Правила закаливания организма.
Цель:- Сохранение и укрепление здоровья обучающих.
- Формирование навыков здорового образа жизни, через закаливания.
Теория: Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Практика: Беседа-Презинтация.
Занятие 5: Влияние физкультуры и спорта на учащихся.
Цель: Влияние занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся школы.
Теория: Профилактика здорового образа жизни включает в себя три основных правила: отказ от вредных привычек, правильное питание и регулярные занятием спортом.
Практика: Игра в мяч.
Раздел 3: Твой выбор. 5 часов.
Цель: Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Положительного отношения к здоровому образу жизни.
Формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголю, табаку.
Занятие1: Полезные и вредные привычки.
Цель: Сформировать у детей четкое представление о последствиях влияния привычек на здоровье человека.
Теория: Донести до детей о плохих и хороших привычках.
Практика: Беседа презентация.
Занятие 2: Привычки укрепления здоровья.
Цель: Формирование у детей представления о способах укрепления здоровья человека через выбор полезных и исключение вредных привычек.
Теория: Постоянное и последовательное выполнение правил сохранения укрепления здоровья.
Практика: Беседа презентация.
Занятие 3: О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.
Цель: Изучить влияние табака и алкоголя на органы человека.
Изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека.
Теория: Формировать представление о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие.
Практика: Рисуем рисунки.
Занятие 3: Как действовать в рискованных ситуациях.
Цели: Формирование у учащихся системных представлений о риске и рискованном поведении как самостоятельной социально-психологической проблеме, приобретение знаний, умений и навыков восприятия и оценки степени риска, принятие рискованного решения.
Теория: Принятие решения в условиях риска основано на том, что каждой ситуации развитие событий может быть задана вероятность его осуществления.
Практика: Игра «Природа».
Занятие 5: Моё будущее.
Цели: Провести час общения с учащимися в форме диалога о том, зависит ли их будущее от них.
Теория: Разрабатывают для решения актуальных проблем и удовлетворения потребностей. Те потребности, которые преобладают сейчас, станут более важными в будущем и это необходимо учитывать, чтобы подготовится к изменениям.
Практика: Рисуем рисунки моё будущее.
Раздел 4: Саморазвитие и саморегуляция. 6 часов
Цель: Целями в жизни может быть что угодно, но саморазвитие-одна из основных задач, над которой работает человек. Саморазвитие.
Человеческая деятельность невозможно без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.
Задача 1: Знать самого себя и свои возможности.
Цели: Быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе. Не отказ от индивидуального, а утверждение своего собственного я.
Теория: Когда мы знаем хорошо себя, нам легче достичь успеха. Логично-если мы поставим цели, которые соответствуют нашим умениями, интересам и ценностями, гораздо вероятнее, что мы их достигнем.
Практика: Тестирование.
Задача 2: Отстаивать свою точку зрения.
Цели: Научить детей отстаивать свою точку зрения, это поможет достичь поставленных целей.
Теория: Научить детей настаивать на своём мнении. Уметь отстоять свою точку зрения, а так же убедить других в собственной правоте-это качество лидера.
Практика: Игра «Свет волшебников»
Задача 3: Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.
Цели: Учить детей бережно относится к своему здоровью.
Развивать умение принимать рациональные решения в проблемных ситуациях.
Воспитывать у детей ответственность за свои поступки.
Теория: Принятие решения применима к объектам различной природы и в различных условиях их существования. Вместе с тем процессы принятия решений в разных сферах человеческой деятельности имеют много общего.
Практика: Беседа- Презентация.
Задача 4: Говорить «НЕТ» в опасных ситуациях.
Цель: Формировать навыки аргументировать отказ.
Развитие умения противостоять влиянию со стороны.
Ученики учатся говорить «НЕТ» в различных ситуациях.
Теория: Кажется, что говорить «НЕТ» так же просто как и «ДА». Хотя зачем вообще отказываться, если соглашаться на всё и всегда намного приятнее. Но люди, которые не умеют отказывать, обычно несчастны и становятся удобным объектом для манипуляции.
Практика: Книга «Говорить нет».
Задание 5: Находить друзей по интересам.
Цели: Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Теория: В детском возрасте друзей заводить гораздо легче чем во взрослом. На это есть несколько уважительных причин. Во-первых, в детстве мы жадно познаём мир, и с постоянно развивающимися навыками общения.
Практика: Беседа- Презентация.
Задание 6: Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Цель: Способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков у школьников.
Теория: Рассказать детям что люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, что бы природа сохранилась везде на нашей планете. Мы должны заботится о себе, о своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Практика: Игра «Колобок».
В ходе реализации программы « Экология здоровья» будет обеспечено достижение воспитанниками результатов и эффектов.
Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие с воспитателем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта, а так же воспитанников между собой на уровне группы, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое знание подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их цель.Программа рассчитана на 1 год, на занятиях используется наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Список использованной литературы по программе.
- Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
- Гонеев А.В. и другие: Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; Москва, Издательский центр "Академия", 1999.- 28с.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова . – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-448с.
- Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей/ Под ред. Власовой Т.А. и Петровой В.Т.-М.:Просвещение,1981.-176с.
- Завражин С.А., Фортова Л.К. «Адаптация детей с ограниченными возможностями»: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений; Академический Проект: Триста, 2005.- 400с.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы, Вако,2009
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред Воронковой –М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.
- Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. Изд. 3-е, допол. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -416с.
- Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Здоровье"
Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия....
Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)
Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"
Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения....
Рабочая программа «Здоровый образ жизни»
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе спортивно-оздоровительного направления "Здоровый образ жизни"...
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...
Рабочая программа "Здоровей-ка"
Рабочая программа "Здоровей-ка"...
Рабочая программа Здоровое питание
Рабочая программа Здоровое питание...