Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "История фарфоровой чашки" по курсу "Знакомьтесь: Невский район"
методическая разработка
Данное занятие является частью этапа сбора информации в долгосрочном коллективном проекте. На занятие отводится 1 час по программе «Знакомьтесь: Невский район» (курс рассчитан на обучающихся 2 класса и нацелен на формирование творчески активной личности )
Занятие носит интерактивный характер:
- обучающиеся выполняют творческие задания в малой группе и совместно с родителями во внешкольное время (задание выкладывается в группе в социальной сети «вКонтакте», что позволяет укреплять связи между школой и семьёй),
- проводится работа с натуральными объектами (обучающиеся обогащают сенсорный опыт)
На занятии используется приём создания коллективного коллажа как продукта внеурочной деятельности на данном занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия «История фарфоровой чашки»
с учащимися 2 класса
по программе «Знакомьтесь: Невский район»
Цель: инициировать деятельность учащихся по сбору информации об истории Императорского фарфорового завода.
Задачи:
1. Пробудить познавательный интерес к истории ИФЗ.
2. Создать условия для продуктивного взаимодействия в группе.
Метод диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на занятии – тест на незаконченные предложения.
Форма устная
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Оборудование |
Мотивация к деятельности Цель: побудить к активной и продуктивной познавательной деятельности | За ширмой ударяет по стенкам фарфоровой чашки карандашом. - Что прозвучало? Демонстрирует чашки | -На слух воспринимают информацию, строят предположения Трогают чашки, смотрят на просвет, взвешивают в руках. | Фарфоровые чашки |
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации Цель: подготовить мышление обучающихся, организовать осознания ими внутренней потребности к приобретению новых знаний | Показывает фотографию здания ИФЗ: - Недалеко от станции метро Ломоносовская стоит такое примечательное здание. - Чашки и это здание – какая связь между ними? -Если бы к тебе приехал друг из другого города Что бы ты рассказал? - Давайте отправимся в воображаемое путешествие во времени. По пути у нас будет несколько остановок, на которых придётся выполнять непростые задания. Готовы? | Высказывают предположения Демонстрируют свои знания о предмете беседы | Мультимедийная установка. Слайд 2 |
Совместное открытие новых знаний Цель: инициировать обработку, анализ получаемой информации. | Озвучивает задания, выдаёт «награду» , рассказывает некоторые факты из истории ИФЗ Предлагает собрать из пазлов картинку. - Это фотография клейма завода. (Печать, знак, который ставят на ч.-н.) -Кто может прочитать число на клейме завода? (1744) -Как вы думаете, что обозначает число на клейме завода? Этот год считается годом создания фарфорового завода. Секрет изготовления фарфора был известен в Китае с VII в., но первая в Европе фарфоровая («порцелиновая») мануфактура была открыта лишь в начале XVIII в. в Саксонии. Императрица Елизавета Петровна, очень любила роскошь и желала, чтобы на её столе была фарфоровая посуда. А стоила она тогда очень дорого! Чтобы купить чашку, надо было её полностью наполнить золотыми монетами! И решено было основать свой завод. Только вот предстояло раскрыть секрет, изготовления фарфора. Пригласили из-за границы человека, обещавшего наладить производство изделий из фарфора, но он оказался обманщиком: Никакого секрета он не знал. Как же получить фарфор? Это удалось открыть его помощнику. Как его звали, вам предстоит угадать. Демонстрирует слайд с написанными первой и последней буквой слова и отмеченными местами для остальных букв. (Виноградов) Как выглядел этот человек, никто не знает точно – портретов Дмитрия Виноградова того времени нет. Наш современник-художник увидел его таким. Нарисовал его рядом с муфельной печью, в которой обжигают фарфор при очень высокой температуре. Долго трудился Дмитрий Виноградов над разгадкой тайны фарфора и наконец у него получилась… Как вы думаете, что? Маленькая чашечка! Посмотрите : не совсем ровная и гладкая… Но как вы думаете, сколько она может стоить? Она бесценна! И храниться она в Эрмитаже! Знаете, где мы её можем увидеть? В том здании, которое было на первом слайде. Там открыт Музей Императорского фарфорового завода, которым управляет Эрмитаж. - Посмотрите на следующий слайд. На донце другой чашки вы видите другое число. (1749) -Кто сумеет прочитать? -Что оно обозначает? - В этом году Виноградов получил настоящий фарфор! Секрет был раскрыт, а на столе у императрицы появился новый сервиз. Не заграничный, а наш, русский фарфор! - С тех пор прошло много лет, много красивых изделий выпустил завод. Даже во время блокады работники завода продолжали трудиться. А после снятия блокады появилась знаменитая кобальтовая сеточка. (Про неё мы с вами поговорим на следующей встрече). - А вот про Дмитрия Виноградова как-то забыли… И только в середине прошлого века была установлена памятная доска Дмитрию Ивановичу Виноградову на одном из зданий завода. - | Собирают картинку с изображением клейма ИФЗ. Пробуют по очереди прочитать число Высказывают предположения Получают фотографию клейма Отгадывают фамилию Получают фотографию портрета Дмитрия Виноградова Строят предположения Получают фотографию первой чашки Виноградова и здания фарфорового завода Читают, предполагают Получают и рассматривают фотографию чашки. Получают и рассматривают фотографию памятной доски | Конверт с фотографией клейма ИФЗ Пазлы с картинкой клейма ИФЗ Мультимедийная установка. Слайд 3 Слайд4 Конверт с фотографией портрета Д.И. Виноградова Слайд 5 Конверт с фотографией чашки и здания ИФЗ Слайд 6 Слайд 7 Конверт с фотографией чашки из первого сервиза Слайды 8 Конверт с фотографией памятной доски и изделий ИФЗ Слайд 9 |
Применение новых знаний Цель: инициировать систематизацию полученной информации формировать
обмениваться информацией оформлять свои мысли, аргументировать, учитывать позицию другого человека, сохранять доброжелательное отношение друг с другом
| - Давайте, чтобы всё, что сегодня узнали, осталось в нашей памяти, сделаем небольшой коллаж. Направляет, помогает организовывать работу в группе. | Договариваются о распределении обязанностей. Предлагают свои варианты композиции Обсуждают Выполняют свою операцию Представляют общую работу, связав все картинки в единый рассказ | Ножницы, клей, цветные карандаши, лист чертёжной бумаги формата А3, набор фотографий |
Рефлексия Цель: организовать соотнесение цели и результатов деятельности и фиксации степени их соответствия, наметить цели дальнейшей деятельности | Предлагает закончить предложения:
- Если вы хотите узнать больше, что вы можете сделать? Предлагаю продолжить знакомство с историей района в Музее Императорского фарфорового завода | Устно заканчивают предложения. | Мультимедийная установка, слайд 10 |
Электронные ресурсы:
Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода https://topspb.tv/news/news95885/ (дата обращения 14.010.2019)
Легендарный русский фарфор ИФЗ https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/legendarnyy-russkiy-farfor-ifz/ (дата обращения 14.010.2019)
История завода https://www.ipm.ru/o_zavode/istoriya_zavoda/ (дата обращения 14.010.2019)
Невские глины: за и против http://nevzastava.ru/museum/blog.html (дата обращения 14.010.2019)
Вид окраины Петербурга у фарфорового завода https://artchive.ru/artists/3481~Benzhamen_Patersen/works/31161~Vid_okrainy_Peterburga_u_farforovogo_zavoda (дата обращения 14.010.2019)
Русский фарфор и керамика XVIII – XXI вв. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections/master/sub/1254019452/!ut/p/z1/jZFbT4NAEIV_DY-yw95cfNug0ItkW6kt7ouhDbeksARQEn-9aHyhKjpvk3znnDkZpFGMdJ28lnnSl6ZOzuP-pPmzkpI7xIOVcBc-SHrnb2VINtGOo8MnAL-MBKT_o58B9Lz96q-AsQFuQy_MkW6Svrgq68yg2MGMguNShscL9NRDMS5H6wdC-T6EiLBLYBqyxvwSCPzgFmTgbj1BFQ6E8y1iub4GqXZsodTewx79AuaLlsfKHk6VDbZwhUspdxhnBBjQj5ayPhIxtmzTLG3T1n5px_cVfd90NxZYMAyDnRuTn1P7ZCoLfpIUputRPCVRUz3Gb_dZtCw31UF08h0XK0r7/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru050157421 (дата обращения 14.010.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу Творческая мастерская.
Разработка внеурочного занятия по теме Свойства бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-491905-1412451098.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме: "Создание электронной презентации по произведениям В. Осеевой"
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" по теме: "Создание электронной презентации"...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»
Предметная область: внеурочная деятельность.Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».Тип урока: изучение новогоЗадачи: - развивать навыки рефлексии, способность к самоанализу, умение отвечать за сво...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу экологического клуба «Зелёная планета»
Технологическая карта занятия по теме "Симметрия "внеурочной деятельности "Зелёная планета"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-21031-1369096211.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"
В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/16/picture-620914-1565953404.jpg)
Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-681731-1444482335.jpg)
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».
Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...