Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Культура родного края»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧУВАШСКО-БУРНАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬКЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
Рассмотрено На педагогическом совете Протокол № От ___августа 2021 | Утверждаю: Директор МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» ____________Н.В.Хвостов «____» _________20____ |
Дополнительная общеразвивающая программа
духовно-нравственной направленности
«Культура родного края»
Возраст обучающихся: 7-10лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Рыжкова Елена Леонидовна
учитель начальных классов
с. Чувашское Бурнаево 2021
Информационная карта образовательной программы
1 | Образовательная организация | МБОУ"Чувашско-Бурнаевская СОШ" Алькеевского муниципального района РТ |
2 | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Культура родного края " |
3 | Направленность программы | Духовно-нравственная |
4 | Сведения о разработчиках | |
4.1 | ФИО, должность | Рыжкова Е.Л. учитель начальных классов первой квалификационной категории |
5 | Сведения о программе | Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа. |
5.1 | Срок реализации | 1 год обучения |
5.2 | Возраст обучающихся | 7-10 лет |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы -форма организации содержания и учебного процесса | модефицированная дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая групповая |
5.4 | Цель программы | Познакомить учащихся с этнической историей, традиционным хозяйством, жилищем, предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями, общественными и семейными праздниками чувашей. Внимание обратить на традиционный народный костюм, старинные детские игры и забавы, традиционные народные промыслы. Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии. |
6 | Формы и методы образовательной деятельности | Формы: учебное, практическое занятие, занятие презентация, самостоятельная работа, творческая работа, выставка, открытое занятие. Методы: словесные, практические, наглядные, контроль и самоконтроль, стимулирования и мотивации, наблюдения.. |
7 | Формы мониторинга результативности | Практическая работа, участие в конкурсах, школьного, муниципального, республиканского и др. уровней, творческий отчет, выступление на концертах. |
8. | Результативность реализации программы | По окончании курса обучения, программа должна быть усвоена: Сохранность контингента-100% Участие в конкурсах, фестивалях- Наличие призеров и победителей в конкурсах: - республиканский уровень- - муниципальный уровень- |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | 31.08.2021 |
10 | Рецензенты |
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по чувашскому языку «Культура родного края» разработана в соответствии с ФГОС НОО.
Программа относится к духовно-нравственному направлению и рассматривается как дополнительное пространство для самовыражения и самореализации учащихся, разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся как фундамента.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста, а связь с музыкой повышает этот интерес, делая процесс обучения творческим и эмоциональным.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника. Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни.
Новизна программы: программа основана на взаимосвязи краеведения и музыкальной культуры.
1. Региональный компонент.
Региональный компонент направлен на решение задачи формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, её современной жизни. Данный компонент ориентирован, помочь детям лучше узнать свой край: его историю и обычаи, сформировать базовые знания по национальной литературе, культуре, фольклору, этнографии. Многосторонние знания о крае, где человек родился, живёт и учится, способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край.
2. Музыкальное искусство.
Музыка это удивительный мир, сотканный из тончайших человеческих эмоций, глубин души, того, что невозможно описать и выразить. Музыка – средство выражения человеком своего внутреннего мира, мыслей и чувств, а также отношение и отображение явлений внешнего вида (исторических событий, картин природы) в преломлении национальных, народных корней композитора. Музыка обладает удивительным и неповторимым свойством воспитания нравственности души человека. Она помогает глубже понимать, любить, ценить прекрасное, позволяет быть чутким и развивает внутреннее чутьё видеть и слышать то, что другим недоступно. Музыка пробуждает в нас самые сокровенные желания, цели и мечты, помогает открыть лучшие качества нашей истинной природы: чистоту, искренность, честность, щедрость, смелость, доброту. Через неё мы обретаем себя, узнаём своё истинное «я»
Актуальность программы:
В настоящее время становится актуальной проблема формирования национального самосознания представителей любого народа. Таким образом, проблема возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальной культуры становится достаточно актуальной. Решению этой проблемы и призваны содействовать учреждения дополнительного образования детей, которые посещают обучающиеся разных национальностей.
Образовательная программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Отличительные особенности программы «Культура родного края» направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе песенно-музыкальных традиций чувашского народа.
Тип программы – модифицированная, комбинированная составлена с учетом современных требований и с опорой на нормативные источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года».
4..Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5.Приказ МОиН РТ №1465/14 от 25 марта 2014г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуг по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции.
6.Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ- МОиН РТ РЦВР РТ - Казань-2017г
7.Устав, учебный план МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ».
Особенности возрастной группы детей. Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для учащихся младшего звена.
Цель программы:
Познакомить учащихся с этнической историей, традиционным хозяйством, жилищем, предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями, общественными и семейными праздниками чувашей. Внимание обратить на традиционный народный костюм, старинные детские игры и забавы, традиционные народные промыслы. Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.
Задачи программы
Образовательные:
- дать первоначальное представление о народной чувашской культуре.
- изучить произведения устного народного творчества;
-познакомить с круглогодичным календарем путем постепенного сбора материала об обычаях, традициях и обрядах чувашского народа;
-изучить особенности развития науки, техники и культуры.
-обучить навыкам народного пения, элементам народного чувашского танца, игры.
Развивающие:
- создать условия для развития личности ребенка, развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- развивать навыки проведения игр с использованием национальных элементов;
- развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
- развивать эмоциональную культуру речи.
Воспитывающие:
- воспитать у детей любовь к малой Родине через изучение истории и культуры родного народа, живущих рядом, чувства уважения и почитания народных традиций;
- воспитать чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, осознанности собственного «я» в коллективе путем приобщения детей к совместным формам выполнения заданий;
- вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность общественно-творческого процесса по возрождению народных традиций (изучение и изготовление изделий народного быта по музейным образцам);
- приобщить детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того, что культура чувашского народа – неотъемлемая часть мировой культуры.
Адресат программы - Занятия в объединении заинтересуют и увлекут ребят, с 7 -10 лет, своей необычностью, тем, что они смогут применять выдумку, фантазию, творчески общаться друг с другом.
При посещении объединения «Культура родного края» у детей будут развиваться творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сроки и этапы реализации программы: программа рассчитана на 1 год (68 часов в год) для ее освоения
Формы и методы занятий
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями и уровнем начальных знаний, умений и навыков результативность в освоении изобразительных навыков может быть различной.
Занятия проводятся 2 раза в неделю и предусматривают лекции, практические, мастерские, концерты, музыкально-литературные композиции, выполнение самостоятельной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия длительностью 45 минут с 10-15 минутным перерывом.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Культура родного края» учащимися будут достигнуты определенные результаты.
Метапредметные:
– овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– овладеть навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;
– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;
– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);
– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;
– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);
– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;
– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.
Личностные:
- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:
– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;
– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;
– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;
– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;
– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.
Предметные:
В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:
– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;
– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;
– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Республики Татарстан;
– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Республики Татарстан;
– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;
– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;
– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;
– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.
Формы подведения итогов реализации программы:
Виды аттестации | Формы оценки результативности | Срок проведения |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся, выполнение диагностических задач поискового характера . Формы – выступление на концертах, открытые мероприятия для родителей и учителей. | Май 2022г. |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе. Формы – показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы) | май 2022 г. |
Содержание программы
История культуры чувашского народа (68ч)
Происхождение и расселение чувашского народа( 1 ч)
Древняя история чувашей. Демографическая картина республики.
В некотором царстве...( 8ч)
Чувашские народные сказки. Главные герои народных сказок. Добро и зло, юмор и мораль в чувашских сказках. Жили-были…» (инсценирование сказок).
Простонародные обряды (9ч)
Летние обряды: «Çимĕк», «Уяв». Осенние обряды: «Авăн». Разучивание календарной фольклорной песни. «Нартукан». Особенности праздника «Крещение».
Не красна изба углами, а красна пирогами (2ч)
Пища наших предков. Кушанья, подаваемые на стол. Шăртан, тăвара (сырки). Рецепты их приготовления. Разнообразие видов и форм пирогов. Подача пирога к столу. Приготовление пирогов.
Народные посиделки (6ч)
«Улах»-древнейший праздник у чувашского народа. Игры: «Поясок», «Петух», «Орешки». Разучивание и исполнение песен «Айтар, херсем выляма», «Сар ача,сар ача».
Весенние хороводы (4ч)
Обычаи и традиции праздника «Уяв». Разучивание хороводных песен. Песня-игра «Сар автан», «Асаттесем-асатте». Аппликация «Весенний хоровод».
Праздник Сретения Господня (встреча зимы с весною).
Обряды и традиции чувашского народа(8ч)
Разучивание игр и песен к Масленице. Изготовления куклы оберег из лоскутков ткани.
Традиции празднования Вербного воскресенья
«Качака». Украшение веточек вербы с фантиками конфет.
Обычаи и традиции христианского праздника Пасхи
Легенда о первом яичке из детской Библии. Традиционные пасхальные блюда.
Крашение и роспись яиц.
Музыка моего народа(13ч)
Роль музыки в жизни наших предков. Жанры чувашских народных песен. Музыкальный фольклор Чувашей. Разучивание песни.
Чувашские народные танцы (14ч)
Просмотр СD дисков. Разучивание народного танца «Ахаяс». Разучивание и исполнение песни «Ахаяс».
Баюшки – баю, я вам песенки спою (2ч)
Обряды по случаю рождения ребенка (Ачана ят пани). Колыбельные песни. Пеленание кукол.
Ах, лето, лето (3ч)
Разучивание и исполнение песни «Ах-ха люли, люли». Игры «Лапталла», «Шур турильке».
Деревенские посиделки
Гости и гостеприимство. «Улах» - итоговое занятие.
Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Культуры родного края (68 ч) | ||||||
1 | «Происхождение и расселение чувашского народа» | 1 | 1 | - | Беседа, практика | опрос |
2 | В некотором царстве | 6 | 3 | 3 | Беседа | опрос |
3 | Простонародные обряды | 9 | 4 | 5 | Беседа, практика | опрос |
4 | Не красна изба углами, а красна пирогами | 2 | 1 | 1 | Беседа, практика | опрос |
5 | Народные посиделки | 6 | 2 | 4 | Беседа, практика | опрос |
6 | Весенние хороводы | 4 | - | 4 | Беседа, практика | опрос |
7 | Обряды и традиции чувашского народа | 8 | - | 8 | Беседа, практика | опрос |
8 | Музыка моего народа | 13 | - | 13 | Беседа, практика | опрос |
9 | Чувашские народные танцы | 14 | - | 14 | Практика | опрос |
10 | Баюшки – баю, я вам песенки спою | 2 | - | 2 | Беседа, практика | опрос |
11 | Ах, лето, лето | 2 | - | 2 | Беседа, практика | опрос |
Итоговое занятие | ||||||
Деревенские посиделки. | 1 | - | 1 | Беседа, практика | Проверка ЗУН (уст. + практич.) | |
Итого: | 68 | 11 | 57 |
Список использованной литературы
для педагога:
1. Л.А. Харисова. Культура народов Татарстана. Казань: Магариф, 2005 г.
2. Г.Ф. Трофимов, Р.Н. Петрова. Чувашская детская литература. Хрестоматия, Чебоксары, 2001г.
- 3. Г.В.Волков. Свет в родном окне. На чувашском языке. -Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 2007..
4. З.С. Антонова, Н.Н. Чернова, В.И. Игнатьева. Методические указания к учебнику 1 класса для русских школ. Чебоксары, 1994 г.
5. Л.П. Сергеев. Грамматические игры. Чебоксары, 1989 г.
6. Г.Н. Платонова, «Тетте» № 6 – 9, Чебоксары 2009 г.
7. С.И. Павлов. «Таван Атал», № 1-3, Чебоксары, 2006 г.
8. Газета «Танташ», Чебоксары, 2009 г.
9. М.И. Скворцов. Культура чувашского края. Часть 1, Чебоксары, 1995 г.
10. М.И. Скворцов. Русско-чувашский и чувашско-русский словарь. Чебоксары, 2000 г
Интернет-ресурсы:
1. http://www.lib.cap.ru – Чаваш Республики Наци Библиотеки
2. http://vcheboksari .ru – Патшалах символики
3. http://www.hotelcom.ru – Чаваш Республикин пала выранесем
4. http://www.opera-bollet.culture21.ru – Операпа балет театре
5. http://www. Obrazov. Cap.ru – Чаваш Республикин Верену тата самраксен политикин министерств
6. http://chrio.cap .ru – ЧР Верену Институче
7. http://pedkanash.ru – Педканаш
8. http://www.tc-sfera.ru – Журналсем, хасатсем, кенекесем
9. http://pupar .ru – «Хыпар» издательство cурче
10. http://yumah.ru – Чаваш халах пултарулахе
11. http://www. Chuv06. narod.ru – Чавашла верентекенсен перремеш сайче
12. http://www.enc.cap.ru – Чаваш энциклопедийе. Интернет версии
для обучающихся и их родителей:
1. О.Н. Терентьева. Пословицы и поговорки. Чебоксары, 2007 г.
2. В. А. Минеева. Чувашское узорное ткачество. Книга-альбом. Чебоксары, 2008 г.
3. Г.А. Матвеева. Чувашские легенды и сказки. Чебоксары, 2009 г.
4.В.Д.Данилов, Б.И.Павлов .История Чувашии. Чуваш. кн. издательство. Чебоксары, 2003г.
5. А.А. Трофимов, Н.Ф. Угаслов, П.В. Афанасьев, А.Д. Ефимов. Чуваши Татарстана. Книга – альбом. Чебоксары, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Родничок»
Целый ряд факторов способствовал тому, что проживающие в сельской местности люди в настоящее время утратили те духовно-нравственные качества, которыми был силён русский человек: трудолюбие, крепкие се...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»
Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через пр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧИТАЙ-КА»
Дополнительная общеразвивающая программа для младших школьников«Почитай-ка...
Дополнительная общеразвивающая программа Духовно-нравственной направленности «Дорога Жизни»
С самого раннего возраста мы должны готовить детей к восприятию и принятию духовного значения основных нравственных понятий....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление
Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель: Макарова Ю.В....