Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Родничок»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Целый ряд факторов способствовал тому, что проживающие в сельской местности люди в настоящее время утратили те духовно-нравственные качества, которыми был силён русский человек: трудолюбие, крепкие семейные отношения, глубокая православная вера. А если человек не имеет понятия о нравственных и духовных законах, то стираются границы между добром и злом, нет уважения и должного внимания к людям старшего поколения, нет интереса даже к истории своего рода. Таково (в большой степени) поколение родителей наших сегодняшних младших школьников. И поэтому задача духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в сельских школах стоит наиболее остро. Наша программа «Родничок» - один из путей решения этой сложной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnichok_2013-15_dlya_sayta1.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Липовская основная общеобразовательная школа»
Балахнинского района, Нижегородской области
606410, Нижегородская обл., Балахнинский р-н,
8-(83144)-5-10-84, пос. Совхозный, д.17А
«РОДНИЧОК»
Программа духовно-нравственного
воспитания младших школьников
Срок реализации: 3 года.
Возраст детей: 6-11 лет.
пос. Совхозный,
2013 год
Паспорт программы духовно-нравственного воспитания «Родничок»
№ п/п | Параметры | Методический паспорт |
1 | Название программы | Программа «Родничок» |
2 | Разработчики программы |
Белова Нина Васильевна
Молдаванцева Наталия Викторовна
Комарова Виктория Провна |
3 | Название образовательного учреждения | МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа» |
4 | Год разработки учебного проекта | 2013 год |
5 | Цель и задачи программы | Цель: создание условий для принятия личностью каждого младшего школьника базовых национальных ценностей, духовных традиций, укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Задачи: формирование духовно-нравственных ориентиров в сознании детей на основе традиционных общенародных и христианских ценностей; воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, своей стране; проведение мониторинга эффективности мероприятий по реализации программы и уровня воспитанности детей; увеличение количества педагогов, работающих по программе; организация взаимодействия всех целевых групп (педагогов школы, дополнительного образования, Балахнинского Благочиния, родителей обучающихся, самих обучающихся); повышение уровня профессионализма педагогов, работающих по программе. |
6 | Условия достижения целей и задач программы | Договор о взаимном сотрудничестве с приходом церкви Преображения Господня д. Шеляухово |
7 | Формы организации детей | Групповая работа КТД, индивидуальная программа |
8 | Ведущая деятельность | Поисковая, творческая, трудовая, игровая |
9 | Используемые технологии | КТД, личностно-ориентированная, игротерапия, театротерапия, бумагопластика, соленое тесто. |
10 | Форма продуктов программной деятельности | Видеофильмы, мультимедийная презентация, публикации в газете «Рабочая Балахна», в газете Балахнинского благочиния «Православный вестник», личные отчёты |
11 | Способ объединения результатов на презентации | Отчёты, мероприятия |
12 | Виды презентации | Компьютерная презентация, издательская деятельность |
13 | Классный возраст детей | 6-11 лет |
14 | Количество участников | 78 человек |
15 | Состав участников | Разновозрастной |
16 | Блоки проекта | I блок «Славься Отечество, наше свободное» II блок «Семья – семь я» III блок «По маршрутам боевой славы» IV блок «Спешим творить добро» |
17 | Этапы реализации, сроки | Программа долгосрочная 2013 – 2015 года |
18 | Режим работы (форма) | Уроки, внеурочная деятельность |
19 | Техническое оснащение | Видеофильмы, медиаоборудование |
20 | Информационное оснащение | Видео: Закон Божий, Сильные духом (церковь в годы ВОВ), Сердце России, Ave Maria, газета «Православный вестник», « Православное образование в светских и православно ориентированных учреждениях: проблемы и перспективы» (в 2-х частях), Арзамас, АГПИ, 2011г., «Духовно-нравственное воспитание. Опыт становления гражданина» (в 2-х частях), Н.Новгород, НИРО, 2010г |
21 | Исполнители основных мероприятий программы | Воспитатель ГПД, учителя начальных классов, администрация школы, родители, приход церкви Преображения Господня д. Шеляухово Балахнинского района |
22 | Механизм реализации программы | Факультатив «Основы Православной культуры», уроки «Социокультурные истоки», уроки ОРКСЭ, предметы дополнительного образования (хоровой и танцевальный кружки, музыкальная школа), паломнические поездки, экскурсии. Семейные поездки, классные часы. |
Пояснительная записка.
С 2011 года начальные классы нашей сельской школы, как и все школы Российской Федерации, работают по Федеральным Государственным Образовательным Стандартам.
Данная программа была составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом об образовании, Концепцией духовно нравственного развития и воспитания по ФГОС, ориентируясь также на ежегодные послания Президента России Федеральному собранию РФ и письмо Минобрнауки России от 13.05.2013года № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях».
Авторский коллектив составил программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Родничок».
Созданию программы предшествовало изучение всех указанных выше документов, осмысление тех перемен, которые происходят в жизни селян в последние 20 лет, и глубокий анализ эффективности тех воспитательных мероприятий, которые мы проводим в школе.
Поэтому в содержание программы «Родничок» были включены только те мероприятия, которые должны дать наибольший эффект для духовно-нравственного воспитания младших школьников. Так как по ФГОС главная цель воспитательной работы школы – воспитание и личностное развитие каждого школьника, то и основная идея данной программы заключается в создании условий для принятия личностью каждого ребёнка базовых национальных ценностей, духовных традиций, укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Целый ряд факторов способствовал тому, что проживающие в сельской местности люди в настоящее время утратили те духовно-нравственные качества, которыми был силён русский человек: трудолюбие, крепкие семейные отношения, глубокая православная вера.
А если человек не имеет понятия о нравственных и духовных законах, то стираются границы между добром и злом, нет уважения и должного внимания к людям старшего поколения, нет интереса даже к истории своего рода. Таково (в большой степени) поколение родителей наших сегодняшних младших школьников. И поэтому задача духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в сельских школах стоит наиболее остро. Наша программа «Родничок» - один из путей решения этой сложной задачи.
МБОУ «Липовская ООШ», где мы работаем, находится в сельской местности. Учащиеся приходят и приезжают в школу из 13 населённых пунктов. Реализация программы происходит в тесном сотрудничестве с родителями, бабушками, дедушками учащихся, потому что укрепление семейных отношений, знакомство с духовно-нравственными принципами, на которых строится православная семья, - это одна из главных задач программы. Ценности личности формируются в семье, в неформальных объединениях, через средства массовой информации, через коллективы групп в детском саду и школе. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. И потому недостатки развития и воспитания в период младшего школьного возраста очень трудно исправить позже.
Ещё одна из задач, которую решает наша программа,- помочь родителям осознать, что именно в семье сохраняются и передаются духовные ценности и обычаи, созданные предками. «Все живы, пока о них помнят».
Ребёнок пришёл в школу. Он уже личность. Но если целенаправленно не развивать эту личность в духовном направлении, то «вместо цветущего сада будет бурьян с сорняками».
Дети младшего школьного возраста в состоянии понимать необходимость послушания и совершать самооценку: «Если я слушаюсь родителей и учителей – я хороший, а если я не слушаюсь или делаю что-то запрещённое, - я плохой». Христианская нравственность, с которой мы будем знакомить детей на занятиях курса «Истоки», «Основы православной культуры» и через некоторые занятия по программе, полней и глубже.
Кроме того, дети в процессе подготовки и проведения многих мероприятий программы получат опыт нравственных отношений с педагогами и своими родственниками.
Мы должны так продумать и организовать духовно-нравственное воспитание и развитие личности каждого ребёнка, чтобы к четвёртому классу эта личность соответствовала всем требованиям, прописанным в ФГОС НОО.
Программа духовно-нравственного воспитания «Родничок» предполагает организацию единого воспитательного нравственного-культурного-развивающего пространства для детей силами педагогов, родителей и работников дополнительного образования: Кочергинского Дома культуры, библиотеки, Центра детского творчества, Балахнинского благочиния.
Реализация программы происходит в учебное и в каникулярное время.
Основания для разработки программы:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС);
- Концепция духовно нравственного развития и воспитания по ФГОС;
- Ежегодные послания Президента России Федеральному собранию РФ;
- Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013года № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях»;
- Муниципальная (районная) программа по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и молодёжи «Благовест» на 2012-2015 годы.
Цель программы:
Создание условий для принятия личностью каждого младшего школьника базовых национальных ценностей, духовных традиций, укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Задачи программы:
1. Формирование духовно-нравственных ориентиров в сознании детей на основе традиционных общенародных и христианских ценностей.
2. Воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, своей стране.
3. Проведение мониторинга эффективности мероприятий по реализации программы и уровня воспитанности детей.
4. Увеличение количества педагогов, работающих по программе.
5. Организация взаимодействия всех целевых групп (педагогов школы, дополнительного образования, Балахнинского Благочиния, родителей обучающихся, самих обучающихся).
6. Повышение уровня профессионализма педагогов, работающих по программе.
Целевые группы:
1. Педагоги школы и дополнительного образования, которые взаимодействуют по реализации программы.
Это педагоги МБОУ «Липовская ООШ», социальный педагог школы, Центр детского творчества, библиотекарь и другие сотрудники Кочергинского Дома культуры.
2. Балахнинское благочиние в лице иерея Михаила Голика.
3. Обучающиеся МБОУ «Липовская ООШ» в возрасте 6-11лет (1-5 классы).
Основные принципы реализации программы:
- принцип качественно нового представления о роли и значении воспитания, ФГОС;
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
- принцип разнообразия воспитательных технологий, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- принцип культуросообразности, который базируется на историческом и культурном наследии России, её духовных ценностях и традициях;
- принцип личностной самооценки, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, родители школьника) как индивидуальность, личность;
- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающей участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными установками;
- принцип коллективного воспитания, когда взрослые и дети взаимодействуют в процессе решения задач по формированию у детей опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип природосообразности, когда воспитание формирует чувство ответственности за последствия своих действий и поведения;
- принцип целостности, который обеспечивает системность и преемственность воспитания, взаимосвязь всех компонетов.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап: 2013год. Создание и согласование программы. Первичный мониторинг воспитанности обучающихся.
2 этап: 2013-2014 год. Реализация программы.
3 этап: 2014- 2015 год. Сравнительный мониторинг воспитанности детей – участников реализации программы. Презентация программы. Сбор методических материалов. Распространение опыта.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Формирование в сознании детей таких ценностей, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, уважение к истории, культуре и православным традициям России, ответственность за своё поведение в обществе, желание и стремление становиться лучше.
2. Повышение уровня воспитанности детей, участвовавших в реализации программы, не менее чем на 20% от начального.
3. Увеличение количества педагогов, работающих по программе.
4. Организация эффективного взаимодействия всех целевых групп (педагогов школы, дополнительного образования, Балахнинского Благочиния, родителей обучающихся, самих обучающихся).
5. Повышение уровня профессионализма педагогов, работающих по программе: участие в районных педагогических чтениях по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника, в районном проекте «Новая школа» по самопознанию личности, в 22 Международных Рождественских образовательных чтениях с 26 по 29 января 2014 года в городе Москве.
6. Оформление уголка «Духовно-нравственное воспитание в МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа»,
где собранны в ходе реализации программы аудио и видеоматериалы, литература, фотографии и другая печатная продукция, компьютерная презентация материалов по реализации программы.
7. Презентация проведённых мероприятий на сайте МБОУ.
8. Выступления на школьном и районном методическом объединении учителей, на педагогическом совете с целью распространения опыта работы по программе духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
9. Издание «Сборника сценариев по духовно-нравственному воспитанию младших школьников», где напечатаны все лучшие сценарии мероприятий по реализации программы и представлены фотографии детей с этих мероприятий.
Формы работы по реализации программы:
- занятия – беседы;
- занятия – встречи (со священнослужителями, с ветеранами);
- поисковая работа по проектам;
- операции «Спешим делать добро», «Подари людям радость»;
- утренники с играми;
- праздники с инсценированием;
- целевые паломнические экскурсии, поездки;
- разучивание и исполнение песен;
- выставки и конкурсы рисунков и поделок;
- Уроки Мужества;
- Уроки Памяти;
- тематические классные часы;
- родительские собрания;
- концерты и выступления.
Механизм реализации программы:
Программа разделена на блоки. Каждый блок достаточно независим. Но, дополняя друг друга, позволяет сложить целостную систему.
Реализация программы происходит в урочное и внеурочное время (по прилагаемому тематическому планированию) через следующие формы работы:
1. Занятия кружка «Основы православной культуры»
2. Уроки «Социокультурные истоки»
3. Тематические классные часы
4. Курс ОРКСЭ
5. Клубные часы в ГПД
6. Утренники с играми
7. Концерты и выступления
8. Целевые паломнические поездки и экскурсии
9. Семейные праздники
10. Открытые мероприятия (с приглашением родителей и родственников)
11. Уроки Памяти, Уроки Мужества;
12. Поисковая работа по проектам «Моя родословная» и другим
13. Родительские собрания
14. Акции «Спешим делать добро», «Подари людям радость» и др;
15. Выставки и конкурсы рисунков, фотографий и поделок.
Содержание программы и календарно-тематическое планирование
на 2013-14 уч/год.
I блок «Славься, Отечество наше свободное!»
Цель: воспитание интереса к истории своей малой Родины – городу Балахне и тем поселениям, где живут учащиеся 1-5 классов (посёлок Совхозный, деревни Липовки, Липовский разъезд, Трестьяны, Кочергино, Ляпуниха, Смирино, Постниково, Могильцы, Шишкино, Шеляухово), воспитание чувства сопричастности к нашей большой Родине – России.
Начать знакомить детей с православными праздниками и традициями, которые являются неотъемлемой частью русской народной культуры.
Задачи: на основе бесед, экскурсий, встреч, с использованием видеоматериалов дать детям информацию об истории Балахны и тех поселениях, где живут дети, чтобы вызвать у них интерес к исследовательской поисковой работе и начать формировать чувство сопричастности нашей малой Родины к истории нашей большой Родины – России. Показать неразрывную связь православной и народной истории и культуры.
№ | мероприятие | срок |
1 | День города Балахны. Устный журнал «Славлю тебя, земля Балахнинская!» | сентябрь |
2 | Клубный час «Колокольные звоны» | октябрь |
3 | Защитники земли русской К.Минин и Д.Пожарский. Тематические классные часы. | сентябрь |
4 | Мой город, моя деревня, мой посёлок. Беседы и выставка рисунков, фотографий. | сентябрь |
5 | День здоровья «Народные игры нашего края» | октябрь |
6 | День посёлка Совхозный. Участие в концерте. | сентябрь |
7 | Александр Невский – имя России. Тематические классные часы. | октябрь |
8 | Семейный праздник «Покрывает всех покровом Богородица сама» | октябрь |
9 | Проект «Моя родословная». Сбор и оформление материалов по родословной детей, участвующих в программе. | В течение года |
II блок: «Семья - семь Я»
Цель: формирование семейных ценностей.
Задачи: создать условия для сплочения детей и родителей.
Формировать чувство гордости за причастность к своей семье, своему роду. Воспитывать внимание к своим близким людям, как духовную ценность. Познакомить с тем, какие нравственные отношения должны складываться в православной семье, о почтении к родителям и людям старшего поколения.
№ | мероприятие | срок |
1 | Семейный «Праздник Казанской иконы Божией Матери. День богатырской силы». | ноябрь |
2 | Праздник «Бабушка рядышком с дедушкой» в сельской библиотеке. | ноябрь |
3 | Выставка поделок «Что умеют бабушкины руки» | ноябрь |
4 | Конкурс чтецов, посвящённый Дню Матери. Клубный час «Тепло материнского сердца». | ноябрь |
5 | Тематические классные часы на тему «Моя семья». Беседа с иереем М.Голиком «Духовное развитие в семье и в обществе». | декабрь |
6 | Акции «Спешим делать добро», «Подари людям радость», «Игрушки делаем сами всей своей дружной творческой семьёй» | декабрь |
7 | День здоровья «Всей семьёй на лыжи» | декабрь |
8 | Праздник «Святой Николай Чудотворец». | декабрь |
9 | Проект «Моя родословная». Сбор и оформление материалов по родословной детей, участвующих в программе. | в течение года |
III блок: «По маршруту боевой славы»
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств.
Задачи: воспитание интереса к истории нашего Отечества. Воспитание чувства гордости за героизм наших людей. Дать знания о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Воспитывать уважительное отношение к прошлому нашей Родины и людям – свидетелям эпохи. Дать представление о связи патриотизма с духовностью и нравственностью.
№ | мероприятие | срок |
1 | Урок Памяти «Поклонимся и мёртвым и живым!», посвящённый истории Сталинграда. | январь |
2 | Семейные посиделки «В огне рождественских свечей» (в местном краеведческом музее Кочергинского Дома Досуга «Русская горница») | январь |
3 | Занятие о Преподобном Серафиме Саровском «В простых сердцах Бог почивает» | январь |
4 | Праздник «Крещение Господне» | январь |
5 | Урок Мужества «Блокада Ленинграда» Оформление стенда «Память жива» | февраль |
6 | Классные часы на тему «Вы в битвах Родину спасли». Участие в смотре строя и песни. | февраль |
7 | Клубный час «Песни военных лет». | февраль |
8 | Акции «Спешим делать добро», «Подари людям радость» Поздравления с Днём Защитника Отечества. | февраль |
9 | Концерт, посвящённый мамам и бабушкам | март |
IV блок: «Спешим творить добро»
Цель: воспитание уважительного, заботливого, бережного отношения к людям старших поколений.
Задачи: знакомство с православными праздниками и традициями, их смыслом для духовного развития человека.
№ | мероприятие | срок |
1 | Беседа с иереем М.Голиком «Простые беседы о Боге» | апрель |
2 | Посещение церкви Преображения Господня в деревне Шеляухово Балахнинского района. | апрель |
3 | Участие в творческих конкурсах на тему «Пасха Красная» и «Красота Божьего мира» | апрель |
4 | Праздник «Нам поёт пасхальный звон». | апрель |
5 | Клубный час «Четвероногие спасатели на войне». | май |
6 | Классные часы, посвящённые Дню Победы в Великой Отечественной войне. | май |
7 | Акция «Дарим радость» - подготовка поздравлений и концерта, посвящённого Дню Победы. | май |
8 | Занятие «Святые Кирилл и Мефодий – покровители учащихся» | май |
9 | Праздник «Белоствольная берёзка – символ Родины моей» | май |
10 | Проект «Моя родословная». Итоговая выставка работ детей, участвующих в программе, по теме «Моя семья в истории страны России» | май |
План работы с родителями учащихся на 2013-2014 уч/год
Тематика мероприятий | сроки |
Начало работы над проектом «Родословная семьи» | сентябрь |
Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» | октябрь |
Работа над проектом «Родословная семьи» Семейный «Праздник Казанской иконы Божией Матери. День богатырской славы». | ноябрь |
Праздник «Бабушка рядышком с дедушкой» в сельской библиотеке Кочергинского Дома Досуга. Праздник «Святой Николай Чудотворец». | декабрь |
Семейные посиделки «В огне рождественских свечей» (в местном краеведческом музее Кочергинского Дома Досуга «Русская горница») Праздник «Крещение Господне» | январь |
Урок Памяти «Поклонимся и мёртвым и живым!», посвящённый истории Сталинграда. Беседа с иереем М.Голиком «О вере и суевериях». | февраль |
Общешкольное собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье» с участием иерея (настоятеля церкви Преображения Господня) Михаила Голика, помощника благочинного по образованию. Беседа с иереем М.Голиком на тему «Методы воспитания с православных позиций». Паломнические поездки. | март |
Участие в творческих конкурсах на тему «Пасха Красная» и «Красота Божьего мира». Участие в празднике «Нам поёт пасхальный звон». Беседа с иереем М.Голиком «Простые беседы о Боге». Посещение церкви Преображения Господня в деревне Шеляухово Балахнинского района. Участие в круглом столе по теме «Моё место в современном мире». | апрель |
Праздник «Белоствольная берёзка – символ Родины моей». Участие в трудовом десанте по наведению чистоты и порядка возле мемориала погибшим воинам в д.Трестьяны Балахнинского района. Участие в митинге памяти и концерте, посвящённом Дню Победы. Паломнические поездки. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической...