Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zhivotnye.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 5 г. Завитинска
Принято на заседании методического совета начальных классов От _______________ Протокол № ______ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 5 г. Завитинска Пташкин А. М. «___» ____________ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Иванова С. П.
учитель начальных классов
г. Завитинск
2017 г.
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
Тип программы: Модифицированная.
Рабочая программа кружка разработана на основе программы «Мир вокруг нас» Резник Е. В., Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» Шутовой Л. Н.
Направленность дополнительной образовательной программы: духовно-нравственная.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально культурной ситуации начала XXI века. На занятиях дети знакомятся с животными разных континентов, учатся любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия. Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении окружающего мира в начальной школе, первоначальное овладение знаниями о природе являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Новизна программы состоит в том, что курс «Эти забавные животные» дополняет и расширяет представление о природе, о мире, который нас окружает и позволяет использовать полученные знания на практике. Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Цель данного курса:
воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных.
Задачи курса:
- развитие интереса к изучению природы;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углубление уже имеющихся знаний о материках;
- изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы;
- закрепление на практике: изготовление различных аппликаций, поделок.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. Ребята научатся оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий будут использоваться в качестве тем для ученической самостоятельной работы, а результаты соответствующих работ – участие в конкурсах различного уровня.
На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы. Они участвуют в Днях Экологии, Дней леса, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, поделок, фотографий.
Программа кружка внеурочной деятельности «Эти забавные животные» предназначена для детей 7-9 лет.
Программа рассчитана на 33 занятия, 1 час в неделю.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы.
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
- понимание того, что необходимо беречь природу, бережное отношение к окружающему миру - показатель культуры человека;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-принимать учебную задачу;
-планировать свои действия для решения задачи;
-действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
-использовать речь для регуляции своих действий;
-оценивать свои достижения.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, решать её;
-находить в текст необходимые сведения, факты и другую информацию;
-пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию материала по заданным критериям;
-строить рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-выражать свои мысли и чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
-строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Предметные:
-знать наиболее типичных представителей животного мира разных континентов;
-знать, какую пользу приносят представители животного мира;
-знать пословицы, поговорки, загадки о животных;
-выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, выяснять с помощью учителя, по толковому словарю их значение;
-осознавать наличие в речи разных задач общения: по деловому сообщать и рисовать словами, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
-создавать предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;
-узнавать животных и птиц в зоопарках, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
- В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
- Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.
- Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
- Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
II. Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 ч |
2 | Животные Евразии | 7 ч |
3 | Животные Австралии | 4 ч |
4 | Животные Антарктиды | 6 ч |
5 | Животные Африки | 6 ч |
6 | Животные Южной Америки | 4 ч |
7 | Животные Северной Америки | 4 ч |
8 | Заключительное занятие | 1 ч |
Всего | 33 ч |
III. Содержание программы
№ | Раздел | Тема | Содержание |
1 | Вводное занятие. | Животный мир нашей планеты. | Игра «Живое - неживое». Знакомство с программой работы кружка, знакомство с материками, правилами поведения при проведении практических работ |
2 | Животные Евразии | Волк | Познакомить с особенностями поведения данных животных, с местом обитания. Изготовление данных животных из цветной бумаги, пластилина и т. д. |
Заяц | |||
Лисица | |||
Двугорбый верблюд | |||
Тигр | |||
Песец | |||
Жаба | |||
3 | Животные Южной Америки | Гиацинтовый ара | Познакомить с особенностями поведения данных животных, с местом обитания. Изготовление данных животных из цветной бумаги, пластилина и т. д. |
Гигантский броненосец | |||
Зеленая анаконда | |||
Паук | |||
4 | Животные Северной Америки | Скунс | Познакомить с особенностями поведения данных животных, с местом обитания. Изготовление данных животных из цветной бумаги, пластилина и т. д. |
Ягуар | |||
Снежный баран | |||
Аризонский ядозуб | |||
5 | Животные Австралии | Кенгуру | Познакомить с особенностями поведения данных животных, с местом обитания. Изготовление данных животных из цветной бумаги, пластилина и т. д. |
Утконос | |||
Коала | |||
Сумчатая мышь | |||
6 | Животные Африки | Слон | Познакомить с особенностями поведения данных животных, с местом обитания. Изготовление данных животных из цветной бумаги, пластилина и т. д. |
Лев | |||
Носорог | |||
Жираж | |||
Зебра | |||
Бегемот | |||
7 | Животные Антарктиды | Пингвин Адели | Познакомить с особенностями поведения данных животных, с местом обитания. Изготовление данных животных из цветной бумаги, пластилина и т. д. |
Морской слон | |||
Кашалот | |||
Синий кит | |||
Снежный буревестник | |||
Касатка | |||
8 | Заключительное занятие | Обобщающее занятие о животных мира | КВН - весёлая компания. Беседа, разгадывание кроссворда, ребусов, чтение стихов о животных. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие. Животный мир нашей планеты. | |
«Животные Евразии» (7 часов) | ||
2 | Волк. | |
3 | Заяц. | |
4 | Лисица | |
5 | Двугорбый верблюд. | |
6 | Тигр. | |
7 | Песец. | |
8 | Жаба | |
«Животные Южной Америки» (4 часа) | ||
9 | Гиацинтовый ара. | |
10 | Гигантский броненосец. | |
11 | Зеленая анаконда. | |
12 | Паук. | |
«Животные Северной Америки» (4 часа) | ||
13 | Скунс. | |
14 | Ягуар. | |
15 | Снежный баран. | |
16 | Аризонский ядозуб. | |
«Животные Австралии» (4 часа) | ||
17 | Кенгуру | |
18 | Утконос | |
19 | Коала | |
20 | Сумчатая мышь | |
«Животные Африки» (6 часов) | ||
21 | Слон | |
22 | Лев | |
23 | Носорог | |
24 | Жираф | |
25 | Зебра | |
26 | Бегемот | |
«Животные Антарктиды» (6 часов) | ||
27 | Пингвин Адели | |
28 | Морской слон | |
29 | Кашалот | |
30 | Синий кит | |
31 | Снежный буревестник | |
32 | Касатка | |
«Заключительное занятие» (1 час) | ||
33 | Обобщающее занятие о животных мира. |
Список литературы
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
- Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.
- Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005
- Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
- Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989
- Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
- Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»
Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....