Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»
рабочая программа по орксэ (3 класс) на тему
Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Используемые формы проведения занятий: беседа; тренинг; игра; проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр видеофильмов. Программа духовно-нравственного направления «Дорога добра» состоит из 3 разделов, рассчитана на 68 часов, по 2 часа занаятий в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа "Дорога добра" | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева»
Рассмотрено на заседании МО протокол № _________ от « ____» ___________20____г. Руководитель МО ______/Мясникова Г.Г./ Согласовано с МС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» протокол № ________ от « ____» ___________20___г. Председатель МС ________/Пыхтина В.В./ | Принято и рекомендовано к утверждению решением ПС протокол № ______ от « ____» ______________ 20___г. Утверждено приказом № _________ от «____» _______________20___г. Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» ____________________/Рожкова Н.Е/ |
Дополнительная общеразвивающая программа
духовно-нравственного направления
«Дорога добра»
Составитель программы –
учитель начальных классов
Глызина Ольга Петровна
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
- развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
- сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Формы проведения занятий, позволяющие школьникам приобретать опыт нравственного поведения: беседа; тренинг; игра; проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр видеофильмов.
Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра» рассчитана на 68 часов по 2 часа занятий в неделю.
- Планируемые результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Метапредметные УУД:
Регулятивные:
школьник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные:
школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Предметные результаты:
- сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;
- сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире людей и природы.
- Содержание учебного курса
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра» состоит из 3 разделов:
Раздел 1. Я и люди, которые меня окружают (19 ч.)
Раздел 2. Я и мир вокруг меня (24 ч.)
Раздел 3. Если добрый ты, то всегда легко…(25 ч)
Итого: 68 часов
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
Раздел 1. Я и люди, которые меня окружают | ||
1 | Мама, папа, я – дружная семья | |
2 | Мои родители: профессия, хобби | |
3 | Хорошо ли я знаю своих родственников? | |
4 | Моя родословная | |
5 | Семейные традиции и увлечения | |
6 | Что я знаю о себе: характер, способности, интересы | |
7 | Мои права и обязанности | |
8 | Кем я хочу быть? | |
9 | Я и мои друзья | |
10 | Умей дорожить дружбой | |
11 | Мои одноклассники | |
12 | Как найти общий язык с другим человеком? | |
13 | Помни о других - ты не один на свете | |
14 | Правила хорошего тона дома и на улице | |
15 | Как правильно спорить? | |
16 | Меня пригласили в гости | |
17 | Умеем ли мы писать письма? | |
18 | Соблюдение правил этикета в общественных местах | |
19 | Подготовка проекта по разделу «Я и люди, которые меня окружают» | |
Раздел 2. Я и мир вокруг меня | ||
20 | Школа, в которой я учусь | |
21 | Мое отношение к учебе | |
22 | Правила, которые нужно соблюдать в школе | |
23 | Школьный музей | |
24 | Родная улица моя | |
25 | Моя малая Родина - Курск | |
26 | Чем богат мой край? | |
27 | Природные богатства Курской области | |
28 | Люди, прославившие Курск | |
29 | Почему мы их должны помнить? | |
30 | Россия – Родина моя | |
31 | Земля, воспетая в веках: поэты о России | |
32 | Обычаи и традиции русского народа | |
33 | Почему Русь православная? | |
34 | Святые места России | |
35 | Где обязательно нужно побывать? | |
36 | Кто молится за русскую землю? | |
37 | Святые земли русской | |
38 | Русское воинство: истоки и традиции | |
39 | Места воинской славы России | |
40 | Какие религии исповедуют народы России? | |
41 | Религии народов России | |
42 | Что такое толерантность? | |
43 | Подготовка проекта по разделу «Я и мир вокруг меня» | |
Раздел 3. Если добрый ты, то всегда легко… | ||
44 | Что такое «добро» и «зло»? | |
45 | Наши дела и поступки | |
46 | Совесть – основа нравственности | |
47 | Честность – от слова «честь» | |
48 | Чтобы слово не расходилось с делом | |
49 | Будь внимателен к своим словам | |
50 | Что такое сострадание? | |
51 | Если меня попросили помочь… | |
52 | Как я отношусь к животным? | |
53 | Как я отношусь к вещам, которые меня окружают? | |
54 | Бережливость — не скупость | |
55 | Как стать трудолюбивым? | |
56 | Учусь все делать сам | |
57 | Как быть прилежным и старательным? | |
58 | «Ученье - свет, а неученье – тьма» | |
59 | Сотрудничество и взаимопомощь | |
60 | Береги свое и чужое время | |
61 | Где живет справедливость? | |
62 | Как принять чужой совет? | |
63 | В мире мудрых мыслей | |
64 | Познай самого себя | |
65 | Как я работаю над собой? | |
66 | Самовоспитание | |
67 | Подготовка проекта по разделу «Если добрый ты, то всегда легко…» | |
68 | Презентация проектов |
Литература
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России // Педагогика. М., 2009
- Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности//Завуч начальной школы, №5, 2004.
- Смолка К.Правила хорошего тона, М., 1980;
- Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 1 – 4 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Культура родного края»
Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на ос...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧИТАЙ-КА»
Дополнительная общеразвивающая программа для младших школьников«Почитай-ка...
Дополнительная общеразвивающая программа Духовно-нравственной направленности «Дорога Жизни»
С самого раннего возраста мы должны готовить детей к восприятию и принятию духовного значения основных нравственных понятий....