Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»
рабочая программа по орксэ (3 класс) на тему

Глызина Ольга Петровна

Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Используемые формы проведения занятий: беседа; тренинг; игра; проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр видеофильмов. Программа духовно-нравственного  направления «Дорога добра» состоит из 3 разделов, рассчитана на 68 часов, по 2  часа занаятий в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева»

Рассмотрено на заседании МО

протокол № _________

от « ____» ___________20____г.

Руководитель МО ______/Мясникова Г.Г./

Согласовано с МС МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 48

им. Р.М. Каменева»

протокол № ________

от « ____» ___________20___г.

Председатель МС ________/Пыхтина В.В./

Принято и рекомендовано

к утверждению решением ПС

протокол № ______

 от « ____» ______________ 20___г.

Утверждено приказом

№ _________

от «____» _______________20___г.

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 48

им. Р.М. Каменева»

____________________/Рожкова Н.Е/

Дополнительная общеразвивающая программа

духовно-нравственного  направления

«Дорога добра»

Составитель программы –

учитель начальных классов

Глызина Ольга Петровна

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

 «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы: создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • познакомить с  правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
  • научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Формы проведения занятий, позволяющие школьникам приобретать опыт нравственного поведения: беседа; тренинг; игра; проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр видеофильмов.

Организация работы в основном – коллективная,  индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного  направления «Дорога добра» рассчитана на 68 часов по 2 часа занятий в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения программы

       У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств  - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Метапредметные УУД:

Регулятивные:

школьник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные:

школьник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

школьник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Предметные результаты:

- сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;

- сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире людей и природы.

  1. Содержание учебного курса

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного  направления «Дорога добра» состоит из 3 разделов:

Раздел 1. Я и люди, которые меня окружают (19 ч.)

Раздел 2. Я и мир вокруг меня (24 ч.)

Раздел 3. Если добрый ты, то всегда легко…(25 ч)

Итого: 68 часов

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Раздел 1. Я и люди, которые меня окружают

1

Мама, папа, я – дружная семья

2

Мои родители: профессия, хобби

3

Хорошо ли я знаю своих родственников?

4

Моя родословная

5

Семейные традиции и увлечения

6

Что я знаю о себе: характер, способности, интересы

7

Мои права и обязанности

8

Кем я хочу быть?

9

Я и мои друзья

10

Умей дорожить дружбой

11

Мои одноклассники

12

Как найти общий язык с другим человеком?

13

Помни о других - ты не один на свете

14

Правила хорошего тона дома и на улице

15

Как правильно спорить?

16

Меня пригласили в гости

17

Умеем ли мы писать письма?

18

Соблюдение правил этикета в общественных местах

19

Подготовка проекта по разделу «Я и люди, которые меня окружают»

Раздел 2. Я и мир вокруг меня

20

Школа, в которой я учусь

21

Мое отношение к учебе

22

Правила, которые нужно соблюдать в школе

23

Школьный музей

24

Родная улица моя

25

Моя малая Родина - Курск

26

Чем богат мой край?

27

Природные богатства Курской области

28

Люди, прославившие Курск

29

Почему мы их должны помнить?

30

Россия – Родина моя

31

Земля, воспетая в веках: поэты о России

32

Обычаи и традиции русского народа

33

Почему Русь православная?

34

Святые места России

35

Где обязательно нужно побывать?

36

Кто молится за русскую землю?

37

Святые земли русской

38

Русское воинство: истоки и традиции

39

Места воинской славы России

40

Какие религии исповедуют народы России?

41

Религии народов России

42

Что такое толерантность?

43

Подготовка проекта по разделу «Я и мир вокруг меня»

Раздел 3. Если добрый ты, то всегда легко…

44

Что такое «добро» и «зло»?

45

Наши дела и поступки

46

Совесть – основа нравственности

47

Честность – от слова «честь»

48

Чтобы слово не расходилось с делом

49

Будь внимателен к своим словам

50

Что такое сострадание?

51

Если меня попросили помочь…

52

Как я отношусь к животным?

53

Как я отношусь к вещам, которые меня окружают?

54

Бережливость — не скупость

55

Как стать трудолюбивым?

56

Учусь все делать сам

57

Как быть прилежным и старательным?

58

«Ученье  - свет, а неученье – тьма»

59

Сотрудничество и взаимопомощь

60

Береги свое и чужое время

61

Где живет справедливость?

62

Как принять чужой совет?

63

В мире мудрых мыслей

64

Познай самого себя

65

Как я работаю над собой?

66

Самовоспитание

67

Подготовка проекта по разделу «Если добрый ты, то всегда легко…»

68

Презентация проектов

Литература

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России // Педагогика. М., 2009
  5. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4  классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
  6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  8. Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности//Завуч начальной школы, №5, 2004.
  9. Смолка К.Правила хорошего тона, М., 1980;
  10. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  11. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
  13. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  14. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 1 – 4  классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Культура родного края»

Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на ос...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧИТАЙ-КА»

Дополнительная     общеразвивающая     программа     для     младших     школьников«Почитай-ка...

Дополнительная общеразвивающая программа Духовно-нравственной направленности «Дорога Жизни»

С самого раннего возраста мы должны готовить детей к восприятию и принятию духовного значения основных нравственных понятий....