«Влияние социально-педагогической деятельности на социализацию детей с ОВЗ в образовательном учреждении»
статья (4 класс)

Реуцкова Анна Сергеевна

 

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в обществе. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyamaeva_anna_sergeevna.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Влияние социально-педагогической деятельности

на социализацию детей с ОВЗ в образовательном учреждении»

Санкт-Петербург

2021

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в обществе. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.

 «Социализация - это включение индивида в нацию (народ) путем достижения сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество» [24, с.116].

«Главное направление социализации - переход человека от биологического существа в социальное, обретение личностью самостоятельности и определение своего места в обществе. Целью, смыслом и результатом процесса социализации, основанной на системе ценностей общества, является достижение идентичности и в самом широком понимании ее функции — становление социального «Я»»[24, с.115].

Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию - факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки проводят большую часть времени.

Очевидно, что вопрос о создании условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством воспитательной работы для данного образовательного учреждения на современном этапе функционирования актуален и требует эффективных способов решения.

Социально-педагогическую деятельность изучали: Шакурова М.В, Е.В. Сапронова, В.Г. Меньшиков, М.А. Галагузова и другие.

Изучением проблемы, социализацией детей с ОВЗ многие ученые: В.Д. Гембаренко,  А. В. Мудрик, Т.В. Гудкова,  Саркисян, Л. И, Е. Е. Лапп, Е.В. Шипилова, М.В. Воронцова и другие.

Теоретический анализ понятия «социализация» детей с ОВЗ младшего школьного возраста

«Как справедливо отмечает А. В. Мудрик, человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе»[28, с.45].

«Младший школьный период обладает большим потенциалом развития. С момента прихода ребенка в образовательное учреждение появляются изменения всех его сознательных процессов, формируются качества личности, присущие взрослым, так как школьники постепенно вливаются во взрослые для них виды деятельности и систему межличностных контактов. Характерными особенностями познавательных процессов младшего школьника можно назвать их устойчивость, произвольность и продуктивность» [28, с.43].

«В. Н. Давиденко полагает, что социальная адаптация младшего школьника включает в себя:

- адекватное восприятие окружающего пространства и своего места в нем;

- адекватную систему взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями; потенциальные возможности обучения и выполнения основных норм, которые предъявляют образовательное учреждение и семья;

- устойчивую позитивную деятельность; устойчивую работоспособность при достаточной деятельности физиологических систем и органов» [28 с.44].

«Социализация — это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества». Так написал наш отечественный психолог И.С.Кон» [26 с.9].

«Согласно утверждению Л.В. Выготского, ребенок, родившись, уже является социальным существом» [27 с.169].

В многочисленных исследованиях, посвященных проблемам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, представлены различные ее аспекты: физиологический, психологический, педагогический. В зависимости от целевых установок исследователей понятие «социализация» приобретает различные семантические оттенки.

 «Анализ научной литературы, посвященной данному вопросу, показывает, что под «социализацией» понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.)» [22 с.19].

 «Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик и другие)» [22 с.19].

Развитие социализации оказывает значимое влияние от представления целостного образа человек природа.  Такая концепция обретает особую важность для детей с ограниченными возможностями здоровья. «При всем многообразии подходов к пониманию феномена человека в сфере естественных, физико-математических и гуманитарных наук исследователи едины в понимании двойственной природы человека, с одной стороны, человек - природное существо, с другой стороны, человек - общественное существо» [2 с.64].

Известно, что социальная среда, в  общении и разных видах деятельности, а в первую очередь в образовательной, через овладение разными формами и методами жизнедеятельности осуществляется формирование личности и реализаций ее индивидуальных тенденций.

 «Под влиянием научных идей Э. Дюркгейма формировалась концепция социализации личности Т. Парсонса, основателя западной теоретической социологии. Ученый рассматривает проблемы социализации с позиции структурного функционализма, принципа исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение. Социализация анализируется ученым также в контексте двух категорий: «равновесия» и «нормативного порядка», являющихся ключевыми в этой теории» [24 с.120].

«Наиболее важной для индивида является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения» [12 с.44].

«Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы» [1 с.58].

Важную роль играет для социализации: семья, детский сад, школа. Значимо для социализации индивида общение с людьми в совместной деятельности, через контакт идет правильное понимание и оценка,  как себя, так и других людей.

 «В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей» [13].

От развития социализации главным образом зависит социальное становление личности. Социализация содержит все функции приобщения ребенка к культуре, к жизненным ценностям, воспитанию и обучению.

«Социализация, как известно, это воспитание человека в обществе, приобретение им норм поведения и ценностей данного общества» [13].

«Социальные нормы при этом усваиваются как сознательно, так и стихийно. Совокупность социальных норм формирует и опосредует социальный характер членов данного общества. Важнейшими элементами социализации являются: социальная среда с ее многообразными сферами, человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность, круг общения человека, выраженный в структуре его социальных ролей, содержание, структура и направленность его сознания. Если в процессе воспитания и образования социальные нормы не усвоены личностью, то это приводит к возникновению антисоциального поведения, или по другому, отклоняющемуся поведению от принятых в обществе норм» [1, с.55].

Главная задача социализации – адаптация ребенка к социальной реальности.

 Социализация способствует развитию взаимодействия личности и общества. В эти взаимодействия входят: способ включения ребенка в систему общественных  отношений, передача индивиду социального опыта, так же происходит процесс личностных изменений.

Социализация и личностное развитие необходимо не только здоровому ребёнку, но и с ограниченными возможностями, так как талантливым из них может быть каждый. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, где они могут приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни. И здесь уместно дать определение термину групповой социализации. 

Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

«Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

- коммуникативный компонент - овладение языком и речью;

- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний  об окружающей действительности;

- поведенческий компонент - усвоение индивидуумом модели поведения;

- ценностный компонент, отношение индивидуума к ценностям общества» [16, с.63].

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.

 Ребенку с ограниченными возможностями школьный период чрезвычайно важен для процесса социализации и вхождения в мир социальных отношений. Ребенок приобретает социальный опыт через разнообразные социальные отношения. При общении с другими людьми в совместной деятельности ребенок обретает опыт накопленный предшествующим поколением. Так формируются духовные ценности, потребности, убеждения, закладывается характер, адаптация к социальному миру, интеграция и принятие социального мира как данности, дифференциация - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

«Наиболее важные движущие силы, обеспечивающие функционирование неосознаваемых механизмов: устремленность, эмоциональную заразительность, подражательность, внушаемость, потребность в социальном общении, любознательность, активность» [16, с.66].

Среди осознаваемых механизмов выделяется: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность, социальная предрасположенность к социализации, уровень развития сознания, интеллектуальные потребности, самоуправление.

К внешним движущим силам относится среда, включающая в себя семью, средовые коллективы, группы, отдельные личности, воспитание.

«В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:

 - в отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

 - взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

- социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований;

- социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения» [9].

Данная специфика социализации требует специальной организации деятельности - комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Из этого следует, социализация детей осуществляется под воздействием многих аспектов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

     Кадровое обеспечение требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:— укомплектованн...

Создание условий для адаптации детей при поступлении в образовательное учреждение.

На современном этапе развития школьного обучения важное место в образовательном процессе занимает создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, психическое здоровье учащихся, ...

Дополнительная образовательная развивающая программа социально-педагогической направленности «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет»

Дополнительная общеразвивающая программа «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышл...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...

Формирование патриотического сознания детей с ОВЗ.Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия.

Раскрывается опыт работы педагога по формированию патриотического сознания детей с ОВЗ используя фольклорное народное творчество....