Формирование патриотического сознания детей с ОВЗ.Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия.
материал (1 класс)

Нефед Ольга Викторовна

Раскрывается опыт работы педагога по формированию патриотического сознания детей с ОВЗ используя фольклорное народное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия, формированию патриотического сознания детей с ОВЗ.

Нефед Ольга Викторовна, воспитатель

группы продленного дня, тьютор

Аннотация: Раскрывается опыт работы педагогов ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированию патриотического сознания и укреплению единства многонационального народа России у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья используя фольклорное народное творчество.

В основе патриотического воспитания лежит развитие нравственных чувств ребенка, развитие высокого чувства любви к Родине – большой и малой, к ее природе, людям, традициям.

Фольклор (народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, обряды, ремесла. Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других.

Цель проводимой работы: приобщить детей (учащихся) с ОВЗ с любой формой и степенью ограничения трудоспособности  к истокам народной культуры, воспитывать патриотизм и духовность на основе народного фольклора.

Задачи:

- развивать познавательные интересы к родному краю, к традициям;

- воспитывать любовь к Родине, к родной природе, верность Отечеству, чувство    гордости за его культуру;

- пробуждать интерес к культуре других народов;

- формировать понятия: я и моя семья, история семьи,  как часть истории народа. Как связаны Родина и семья? Семейные традиции народов России.

Методы и формы работы

Применение фольклора многонационального народа России в  работе с учащимися  начальных классов с ОВЗ, как метод формирования патриотического воспитания.  

Применение фольклора  в разных видах деятельности:

-в обучении правильному произношению;

-в непосредственно образовательной деятельности;

-в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в проведениях мероприятий, приуроченных к календарным праздникам.

В педагогической работе с учащимися используются все виды словесных жанров фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, прослушивание патриотических песен нашей страны и т.д.), а так же используется зрительная поддержка восприятия (народные игрушки, костюмы, музыкальные инструменты, картинки, видеоролики и т.п.), тем самым приобщая  их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. В центре пестушек  образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать - "нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках". Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Пестушки незаметно переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные "Ладушки" и "Сорока"). В этих играх есть уже нередко "педагогическое" наставление, "урок". В "Сороке" щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: "Нет друга - ищи, а нашел - береги".

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить - "говорить". Старинное значение этого слова - "шептать, заговаривать".

Таким образом, дети получают возможность на минутку очутиться в привычной среде, услышать знакомые с детства язык, мелодии, напевы.

Народные сказки формируют самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о поведения. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги - пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Результаты

Положительным итогом проводимой работы являются следующие результаты:

- у детей формируется интерес к народной культуре, праздникам, обычаям и традициям своего народа;

- формируются: осознание себя в социуме, осознание себя частичкой своей семьи, осваивается пространство «малой родины», что является основой патриотизма;

- развивается чувство уважения, любви к своей Родине, родному городу, чувства толерантности, доброты и благородства;

- систематизируются знания детей о фольклоре.

Выводы

В  педагогической работе с учащимися  начальных классов с особенностями развития здоровья: «Детский фольклор имеет большое значение в патриотическом развитии ребенка, так же, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». Образовательные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка идеологическую основу воспитания детей, первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.

Методические рекомендации

Чтобы развивать патриотизм у учащихся начальных классов с ОВЗ с помощью фольклора необходимо:

Определить потребность ученика и особенности восприятия фольклора;

Разработать стратегию восприятия фольклора ребенком;

Подобрать средства восприятия;

Протестировать понятность средств восприятия;

Оценить эффективность словесного и зрительного восприятия фольклорного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России....

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...

Краеведение как один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях,...

Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству.

Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству....

Патриотизм многонационального народа России

Патриотизм многонационального народа России...

Статья на тему "Формирование патриотического сознания у младших школьников".

Важность формирования патриотического сознания у младших школьников....