Формирование патриотического сознания детей с ОВЗ.Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия.
материал (1 класс)
Раскрывается опыт работы педагога по формированию патриотического сознания детей с ОВЗ используя фольклорное народное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание детей с ОВЗ через фольклорное народное творчество. | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия, формированию патриотического сознания детей с ОВЗ.
Нефед Ольга Викторовна, воспитатель
группы продленного дня, тьютор
Аннотация: Раскрывается опыт работы педагогов ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированию патриотического сознания и укреплению единства многонационального народа России у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья используя фольклорное народное творчество.
В основе патриотического воспитания лежит развитие нравственных чувств ребенка, развитие высокого чувства любви к Родине – большой и малой, к ее природе, людям, традициям.
Фольклор (народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, обряды, ремесла. Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других.
Цель проводимой работы: приобщить детей (учащихся) с ОВЗ с любой формой и степенью ограничения трудоспособности к истокам народной культуры, воспитывать патриотизм и духовность на основе народного фольклора.
Задачи:
- развивать познавательные интересы к родному краю, к традициям;
- воспитывать любовь к Родине, к родной природе, верность Отечеству, чувство гордости за его культуру;
- пробуждать интерес к культуре других народов;
- формировать понятия: я и моя семья, история семьи, как часть истории народа. Как связаны Родина и семья? Семейные традиции народов России.
Методы и формы работы
Применение фольклора многонационального народа России в работе с учащимися начальных классов с ОВЗ, как метод формирования патриотического воспитания.
Применение фольклора в разных видах деятельности:
-в обучении правильному произношению;
-в непосредственно образовательной деятельности;
-в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в проведениях мероприятий, приуроченных к календарным праздникам.
В педагогической работе с учащимися используются все виды словесных жанров фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, прослушивание патриотических песен нашей страны и т.д.), а так же используется зрительная поддержка восприятия (народные игрушки, костюмы, музыкальные инструменты, картинки, видеоролики и т.п.), тем самым приобщая их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. В центре пестушек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать - "нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках". Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Пестушки незаметно переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные "Ладушки" и "Сорока"). В этих играх есть уже нередко "педагогическое" наставление, "урок". В "Сороке" щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: "Нет друга - ищи, а нашел - береги".
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить - "говорить". Старинное значение этого слова - "шептать, заговаривать".
Таким образом, дети получают возможность на минутку очутиться в привычной среде, услышать знакомые с детства язык, мелодии, напевы.
Народные сказки формируют самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о поведения. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги - пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.
Результаты
Положительным итогом проводимой работы являются следующие результаты:
- у детей формируется интерес к народной культуре, праздникам, обычаям и традициям своего народа;
- формируются: осознание себя в социуме, осознание себя частичкой своей семьи, осваивается пространство «малой родины», что является основой патриотизма;
- развивается чувство уважения, любви к своей Родине, родному городу, чувства толерантности, доброты и благородства;
- систематизируются знания детей о фольклоре.
Выводы
В педагогической работе с учащимися начальных классов с особенностями развития здоровья: «Детский фольклор имеет большое значение в патриотическом развитии ребенка, так же, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». Образовательные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка идеологическую основу воспитания детей, первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.
Методические рекомендации
Чтобы развивать патриотизм у учащихся начальных классов с ОВЗ с помощью фольклора необходимо:
Определить потребность ученика и особенности восприятия фольклора;
Разработать стратегию восприятия фольклора ребенком;
Подобрать средства восприятия;
Протестировать понятность средств восприятия;
Оценить эффективность словесного и зрительного восприятия фольклорного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.
Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России....
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...
Краеведение как один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях,...
Воспитание толерантного отношения и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России средствами курса ОРКСЭ.
Выступление Трухиной Н.В. учителя МБОУ СШ №1 г. Павлово...
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству.
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству....
Патриотизм многонационального народа России
Патриотизм многонационального народа России...
Статья на тему "Формирование патриотического сознания у младших школьников".
Важность формирования патриотического сознания у младших школьников....