Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
материал по теме
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Психологическое сопровождение, в соответствии с программой, носит системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационно закреплено в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihol._soprovozhd_new.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
33,0Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕН на Педагогическом совете от 31.08.2011, протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 565________________ С.М. Виноградов |
ПРОГРАММА
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы (VIII) вида № 565
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(1-10 классы)
Программа комплексного психологического сопровождения обучающихся
с умеренной умственной отсталостью, специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Составитель:
педагог-психолог Егорова И.Н.
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Программа психологического сопровождения обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Реализуемые направления психологического сопровождения
Наполненность психологического сопровождения.
Плановая включенность коррекционно-развивающей и диагностической работы
Плановая включенность консультационной и просветительской работы.
Методическое обеспечение диагностического направления в сопровождении
Методическое обеспечение коррекционно-профилактической и развивающей работы.
Профилактика и коррекция школьной дезадаптации
Развитие и коррекция познавательной сферы
Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Методическое обеспечение консультативно-просветительского и профилактического направления психологичекого сопровождения
Консультирование педагогов и специалистов
Организационно-методическая документация педагога-психолога в системе сопровождения
Примерный план работы педагога-психолога на учебный год
Программа психологического сопровождения обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Психологическое сопровождение, в соответствии с программой, носит системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационно закреплено в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива школы.
Цель программы
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи программы
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей обучающихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Принципы построения программы
- Личностно-деятельностный принцип – организация деятельности в соответствии с возрастными и личностными особенностями обучающихся;
- Принцип гуманизации – предполагает снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого;
- Принцип ненанесения ущерба – предполагает такую организацию работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не нанесли испытуемому вред здоровью, состоянию или социальному положению;
- Принцип развития – перспективное планирование совершенствования полученного результата и извлечение уроков и ошибок;
- Принцип оптимальности (компетентности) – требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы;
- Принцип сотрудничества – психолог работает в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.
Реализуемые направления психологического сопровождения
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьной ППМС, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, которая проводится 2 раз в год - осенью в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и весной, в конце учебного года (апрель-май). А также внеплановая диагностика по запросу педагога, родителя или по результатам плановой диагностики.
Проводится диагностика уровня морфологического, функционального и психического развития. Определяется уровень познавательных способностей, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, физической и физиологической зрелости, коммуникативные умения и школьная мотивация.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Коррекционная и развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом (классом) или отдельными обучающимися по ведущим направлениям деятельности - психологическая профилактика и коррекция эмоциональных нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью, развитие и коррекция психомоторных и сенсорных процессов, коррекция и развитие познавательной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.
Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента. Со школьниками, нуждающимися в специальной коррекционной поддержке, проводится внеплановая работа по результатам диагностики, по запросу.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Консультирование проходит в форме индивидуального и группового консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Проведение психолого-педагогических консилиумов, которые представляют собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения. Выполнение социально-посреднической работы психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на помощь в организации эффективного процесса предметного обучения школьников с содержательной и методической точек зрения; помощь в построении взаимоотношений с участниками сопровождения, осознание и осмысливание себя в профессии и общении во внутришкольных взаимодействиях.
Психологическое просвещение родителей направлено на формирование положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания, педагогической компетентности.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, школьной ППМС службе, педагогических советах, оформлении документации.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды)- экспертиза включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с умеренной умственной отсталостью. Экспертиза и анализ рабочих программ учебных предметов проводится при введении новых для образовательного учреждения программ. Проводится предварительная психологическая оценка программы (перед ее введением) и заключительная (по итогам введения). Экспертиза проектов, пособий и образовательной среды проводится в случае производственной необходимости. Оценка профессиональной деятельности специалистов проводится при приеме на работу (в первый испытательный месяц работы), перед аттестацией педагогического работника (1 раз в 5 лет) и при производственной необходимости и запросе администрации.
Наполненность психологического сопровождения.
Плановая включенность коррекционно-развивающей и диагностической работы.
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 класс | 1,2 | 2,3 | 2,3 | 3 | 2,3 | 3 | 3 | 2,3 | 1,2 |
2 класс | 1,2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 |
3 класс | 1,2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 |
4 класс | 1,2 | 3 | 3 | 3 | 3,3 | 3 | 3 | 3 | 1 |
5 класс | 1,2 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 2,3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 1,2 |
6 класс | 1,2 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 1 |
7 класс | 1,2 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 1 |
8 класс | 1,2 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 1 |
9 класс | 1,2 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 1 |
10 класс | 1,2 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 2,3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 1,2 |
1 -диагностика
2-профилактика и коррекция школьной дезадаптации
3-развитие и коррекция познавательной сферы
4-профилактика и коррекция эмоциональных нарушений
5-развитие психомоторных и сенсорных процессов
Плановая включенность консультационной и просветительской работы.
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 класс | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
2 класс | 1,2 | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
3 класс | 1,2 | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
4 класс | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
5 класс | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
6 класс | 1,2 | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
7 класс | 1,2 | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
8 класс | 1,2 | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
9 класс | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
10 класс | 1 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
1- консультирование
2- просветительская работа
Методическое обеспечение диагностического направления в сопровождении.
Для реализации программы психологического сопровождения в психологической диагностике используются методы наблюдения (включенного и не включенного), анкетирования, тестирования. Используемые диагностические методики разделены на 2 диагностических пакета- основной и вспомогательный.
Основной диагностический пакет методик включает в себя скрининговые методики и методики для более углубленного и комплексного психологического обследования. В процессе психологического обследования могут быть использованы и другие методики в связи с регулярным пополнением диагностического арсенала, в связи с производственной необходимостью и личными предпочтениями, а также для углубленного психологического обследования (вспомогательный диагностический пакет).
1.Скрининг
Авторский диагностический пакет психологический методик для диагностики детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Егорова И.Н)
Система психологической диагностики отклонений развития детей. (Виноградова А.Д, Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А, Посохова С.Т., Хилько А.А, Шипицына Л.М.)
Исследуемые скрининговые показатели
Характеристика психологического статуса |
Зрительное восприятие цвета |
Зрительное восприятие формы |
Импрессивная речь |
Экспрессивная речь (внятность, лексика) |
Пространственное ориентирование -в малом окружающем пространстве -в большом окружающем пространстве -на листе -квазипространственные представления |
Концентрация внимания |
Устойчивость внимания |
Переключение внимания |
Оперативная слуховая память |
Зрительная кратковременная память |
Наглядно-действенное мышление |
Наглядно-образное мышление |
Словесно-логическое мышление |
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
Особенности поведения и общения школьников -взаимодействие со сверстниками -взаимодействие с педагогами -соблюдение социальных и этических норм -поведенческая саморегуляция -отношение к себе |
Активность и независимость |
Особенности мотивационной сферы |
Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) |
Другие личностные особенности, особенности нервной системы. |
В скрининг также входят диагностические срезы:
1. Прием в первый класс
2. Адаптация в начальной школе (1 класс)
3. Переход в среднюю школу (5 класс)
4. Адаптация в средней школе (7класс)
5. Адаптация в старшей школе (9 класс)
2. Углубленное исследование
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Используется для всестороннего и комплексного углубленного психологического обследования- устанавливается тип нарушения, а также индивидуальные особенности психофизического развития ребенка, его возможности в обучении. Выявления сформированности навыков обучения; общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем, сформированности произвольной деятельности; состояния когнитивных функций, эмоционально-волевой, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук); адекватность поведения…
Методическое обеспечение коррекционно-профилактической и развивающей работы.
Профилактика и коррекция школьной дезадаптации
Работа по данному направлению ведется по двум программам. По модифицированной программе развития адаптационных способностей Плотниковой Н.В. «Хочу и могу». Программа направлена на развитие эмоциональной сферы(1-4классы). Развитие ребенка как субъекта общения (развитие социальных умений и навыков) (5-10 классы). Формирование положительной Я-концепции (5-10классы)
По программе развития основ коммуникации Шипицыной Л.М, Защиринской О.В. «Азбука общения». Программа направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, формирование эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим и сверстникам. (1-10 классы).
Развитие и коррекция познавательной сферы
Психологическая работа в данном направлении проводится по программе развития познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии.(сост. Егорова И.Н.). Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мышления, восприятия, памяти и внимания.
Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений
Психологическая работа в данном направлении проводится по программе психологической профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью 5-12 классов методом арт-терапии (авт. Егорова И.Н.). Данная программа направлена на гармонизацию уровневой регуляции у детей с умеренным психическим недоразвитием и ориентирована на эмоциональное взаимодействие с детьми на основе доступных им уровней аффективной организации.
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Психологическая работа в данном направлении проводится по программе развития психомоторных и сенсорных процессов для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1-4 классах ОУ. (Сост. Егорова И.Н.) Программа направлена на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи. Программа включает в себя развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; тактильно-двигательное восприятие; кинестетическое и кинетическое развитие; восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; развитие слухового восприятия и слуховой памяти; восприятия пространства; восприятие времени.
Методическое обеспечение консультативно-просветительского и профилактического направления психологичекого сопровождения
Просветительская работа направлена на организацию и участие в мероприятиях, которые содействуют развитию и повышению психологической компетенции и культуры, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Просветительская деятельность психолога осуществляется в форме лекции, бесед, семинаров, выставок, подбора литературы и др. Также для педагогов и родителей предусмотрены индивидуальные консультации по психолого-педагогическим проблемам. Консультации проводятся не менее 2 раз в неделю, продолжительность консультативного приема 1 час. Консультирования проводятся преимущественно по предварительным заявкам, сделанным не позднее 1 недели (7 дней) до даты консультации.
Консультирование педагогов
Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций. |
Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Проводится в форме индивидуальных консультаций. |
Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. Проводится изначально в форме индивидуальных консультаций с возможным переходом в групповую форму. |
Психолого-педагогическое консультирование родителей организуется по запросу родителей или инициативе психолога для оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия.
1. Информирование родителей о школьной проблеме ребёнка. |
2. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка, либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье. |
Психопрофилактическая работа заключается в проведении индивидуальных бесед с учащимися, а также с их родителями и лицами их заменяющими.
Проведение совместной с социальным педагогом работой по профилактике правонарушений среди подростков по плану школы, индивидуальных бесед с учащимися по профилактике употребления алкоголя, наркотиков, курения. Оказание помощи учителям в плане психо-профилактики поведения учащихся. Участие в работе ППМС службы. Оказание помощи администрации в подготовке вопросов на ПМПК.
Организационно-методическая документация педагога-психолога в системе сопровождения
Комплект рабочей документации рассматривается и утверждается на педагогическом совете школы и может незначительно меняться в соответствии с производственной необходимостью.
Примерный комплект рабочей документации,
обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
- План работы педагога-психолога на учебный год
- Дифференцированный план работы на учебную четверть
- Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
- Журнал учета видов работы
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год)
- Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год)
- Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования
- Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
- Протоколы, материалы тестовых обследований
- Журнал регистрации консультаций.
- Выписка из медицинской карты
- Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми
Примерный план работы педагога-психолога на учебный год
Цель:
Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы.
Задачи:
- Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
- Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития.
3. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
Неделя | Основное направление деятельности | Содержание деятельности |
1 неделя | Планирование работы на учебный год и ближайшую четверть Методическая работа с классными руководителями Начало сопровождающей работы в 1 классе Организационно-методическая работа | Планирование работы психолога на учебный год и I четверть, разработка совместных планов с классными руководителями, внесение необходимых разделов планирования в учебный план школы (скрининги, специализированные недели), согласование плана с администрацией. Проведение консультаций педагогов и родителей. Подготовка к скрининговой диагностике в первом классе. |
2 неделя | Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 и 5 классах Скрининговая диагностика в 1 классе Консультирование Организационно-методическая работа | Наблюдение за учащимися 5 класса во время и вне учебных занятий. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по вопросам адаптации детей в 5 классах. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами первого класса по результатам тестирования детей на этапе приема в школу и организации психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации в школе. Наблюдение за поведением учащихся 1 классов в учебных и внеучебных ситуациях Подготовка к скрининговой диагностике в 5 классе. Планирование развивающей работы в 1 классе. |
3 неделя | Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 и 5 классах Проведение скрининговой диагностики в 5 классе Консультирование Организационно-методическая работа | Наблюдение за поведением учащихся 1 и 5 классов в учебных и вне учебных ситуациях. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации учащихся в 5 классе. Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 1 класса, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Подготовка к скрининговой диагностике во 2 и 3 классе. |
4 неделя | Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 и 5 классах Проведение скрининговой диагностики во 2 и 3 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Наблюдение за поведением учащихся 1 и 5 классов в учебных и внеучебных ситуациях. Проведение заочного психолого-педагогического семинара с педагогами 1-4 классов. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 5 класса, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Подготовка к скрининговой диагностике в 3 и 4 классах.. |
5 неделя | Проведение скрининговой диагностики в 3 и 4 классах Психокоррекционная работа в 1-3 и 5 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 2 и 3 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 1 и 2 классе (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 6 и 7 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
6 неделя | Проведение скрининговой диагностики в 6 и 7 классах Психокоррекционная работа в 1- 5 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 3 и 4 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 8 и 9 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
7 неделя | Проведение скрининговой диагностики в 8 и 9 классах Психокоррекционная работа в 1- 7 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 6 и 7 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-7 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 10 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
8 неделя | Проведение скрининговой диагностики в 10 классе Психокоррекционная работа в 1- 9 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 8 и 9 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-9 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 10 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
9 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 10 класса, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Обработка данных скрининговой диагностики 10 класса Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
10 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
11 неделя (осенние каникулы) | Проведение психолого-педагогических семинаров Консультирование Планирование работы на IIчетверть Организационно-методическая работа | Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 1-4 классов. Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 5-10 классов. Обработка данных проведенных диагностических исследований. Планирование психологического сопровождения на II четверть. Проведение групповых консультаций педагогов по предварительным заявкам. |
12 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
13 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. Проведение психолого-педагогического семинара с педагогами 1-4 классов. |
14 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
15 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
16 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
17 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. Проведение психолого-педагогического семинара с педагогами 5-8 классов. |
18 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Планирование работы на IIчетверть Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. Планирование психологического сопровождения на II четверть. |
19 неделя (каникулы) |
20 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
21 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
22 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
23 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
24 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
25 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
26 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
27 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
28 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
29 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
30 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
31 неделя (каникулы) | Проведение психолого-педагогических семинаров Методическая работа с классными руководителями Планирование работы на IV четверть Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 1-4 классов. Проведение просветительского психолого-педагогического семинара с учителями 5-10 классов. Обработка данных проведенных диагностических исследований. Планирование психологического сопровождения на IV четверть. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов и родителей. |
32 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
33 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
34 неделя | Проведение углубленной диагностики в 1-10 классах по производственной необходимости Психокоррекционная работа в 1- 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 1-4 классах (психомоторное и сенсорное развитие) и в 5-10 классах (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии). Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы у детей с умственной отсталостью методом игротерапии; развитию коммуникативных навыков (по программе «Азбука общения») (по решению ППМС службы) Обработка данных углубленной диагностики 1-10 классов. Подготовка к скрининговой диагностике 1 и 5 классов. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
35 неделя | Скрининговая диагностика в 1 и 5 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Проведение коррекционно-развивающей работы в 2-4 классе (психомоторное и сенсорное развитие), в 6-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике во 2 и 3 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
36 неделя | Скрининговая диагностика в 2 и 3 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся 1 и 5 классов, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 4 классе (психомоторное и сенсорное развитие), в 6-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 4 и 6 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
37 неделя | Скрининговая диагностика в 4 и 6 классе Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся во 2 и 3 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 7-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 7 и 8 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
38 неделя | Скрининговая диагностика в 7 и 8 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся в 4 и 6 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение коррекционно-развивающей работы в 9-10 классе (профилактика и коррекция эмоциональных нарушений методом арт-терапии) Подготовка к скрининговой диагностике в 9 и 10 классах. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
39 неделя | Скрининговая диагностика в 9 и 10 классах Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся в 7 и 8 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение индивидуальных консультаций педагогов и родителей по предварительным заявкам. |
40 неделя | Консультирование Организационно-методическая работа | Обработка и анализ данных наблюдения и скрининговой диагностики учащихся в 9 и 10 классах, внесение информации в динамическую карту развития учащегося. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов и родителей |
41-44 неделя | Психологическая сопровождающая работа на этапе приема новых учащихся в школу Консультирование Организационно-методическая и аналитическая работа | Проведение индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Проведение методического семинара по итогам психолого-педагогического сопровождения учащихся. Подготовка итоговой документации по деятельности школьной психологической службы в течении года. |
- Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста» под редакцией Л.М. Шипициной. Речь, 2004г
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: С.Д. Забрамная, О.В. Боровик; ВЛАДОС, 2003г
- Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) Шипицына Л.М. и др.: Детство-Пресс 2006
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999
- Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое пособие. — М.: АПКиПРО РФ. 2000
- Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973
- Выготский JI.C. Проблемы дефектологии// Сборник. М. : Просвещение, 1995.- 524 с
- . Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью: Сборник научных трудов/ Под ред. К.С.Лебединской. М.: НИИ дефектологии, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период воспитания ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Выступление на педагогическом совете....
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...
Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....