«Трудовое воспитание воспитанников детского дома с элементами экономики»
методическая разработка
Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен.
Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».
У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).
Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Трудовое воспитание
с элементами экономики»
воспитатель: Кузнецова И.В.
Емельяново, 2019
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен.
Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».
У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).
Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.
Цель: формирование у воспитанников навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.
Задачи:
- Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
- Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
- Развивать трудовые умения и планировать свою работу.
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувства долга и ответственности, честности.
- Воспитывать умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.
При реализации программы используются следующие методы:
- метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум;
- метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха;
- игровой метод.
Формы реализации программы:
- уроки трудолюбия;
- конкурсы – лучший участок, лучшая группа;
- экскурсии, рассказ, беседы;
- практическая деятельность.
Планируемые результаты:
- знают свои положительные и отрицательные черты;
- умеют давать себе правильную самооценку;
- умеют принимать и оказывать помощь, понимать других и правильно их оценивать;
- владеют навыками самообслуживания;
- умеют правильно планировать свой труд;
- умеют правильно распоряжаться своими деньгами;
- имеют общие представления о мире профессий;
- сформирована потребность трудиться.
Программа рассчитана на 5 лет и детей 10-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 – 45 минут,
Мониторинг:
- Диагностический этап:
- Тестирование (Приложение 1,2);
- Анкетирование (Приложение 3);
- опрос.
2.Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.
3.Практический этап:
- итоговое занятие «День чистоты» (конкурсы);
- квесты;
- мастер- классы.
Календарно-тематическое планирование 1 год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сфорсированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сфорсированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
Сентябрь | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь | Труд в почете любой, мир профессий большой» | Формировать положительное отношение у воспитанников к труду взрослых людей. | Фильм о различных профессиях |
Ноябрь | «Я – умею» | Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке | Практическое занятие |
Декабрь | Волшебный мир | Обсуждение и изготовления новогодних поделок. | Ручной труд |
Январь | Моё любимое занятие. | Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке. | Практическое занятие. |
Февраль | «Природа – наш чудесный дом». | Взаимосвязи в природе. Причина и следствие. Экологические правила. Человек – часть природы. Правила экологической безопасности. | Занятие-путешествие |
Март | Дружба с веником и тряпкой. (Как я могу сам себя уговаривать?) | Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца. | Коллективный труд |
Апрель | Что умеют делать мальчики. | Поручения для мальчиков. Как быть настоящим мужчиной. Что я уже умею делать и чему надо учиться. | Практическое занятие |
Май | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
Календарно-тематическое планирование 2 год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
Сентябрь | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь | Домашнее хозяйство. Первоначальное представление о потребностях | Иметь представление о семье, о совместном ведении хозяйства | Занятие -игра |
Ноябрь | «Веселая викторина о профессиях» | Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе. | Викторина |
Декабрь | «Мастера игрушек» | Изготовления поделок из цветной бумаги, фольги бросового материала для украшения группы. | Ручной труд |
Январь | Уборка снега на участке. | Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам. | Коллективный труд. |
Февраль | «Зимой мы будем угощаться тем, что осенью собрали». | Практикум «Поваренок» | Приготовление блюд из овощей. |
Март | Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда | Иметь представление на бытовом уровне об экономических понятиях: запасы, прибыль, хозяйство, затраты. | Практическое занятие- игра. |
Апрель | Акция: «Международный день Земли». | Познакомить с историей праздника. Воспитывать заботу об окружающей среде, бережное отношение к ней. | Занятие-беседа. |
Май | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
Календарно-тематическое планирование 3 год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
Сентябрь | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь | «Делу время-потехе час» | Учить обдуманно и целесообразно распределять свое время | Игровое развивающее занятие |
Ноябрь | «Так много всего нас окружает…» | Разнообразный мир вещей. Вещи, которые нас окружают. Как ими пользоваться и ухаживать за ними. | Познавательное занятие - практикум |
Декабрь | Правильно питаться – здоровым оставаться! | Пищевые продукты (полезные и вредные). Понятие «режим питания». | Развивающее занятие |
Январь | «Улыбнёмся друг другу». | «Моё настроение и настроение моих друзей. | Игровое занятие – беседа. |
Февраль | Что таит в себе волшебница зима? | Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Экологические связи. Жизнь и деятельность человека зимой. | Занятие в форме литературно-музыкальной композиции |
Март | Женский день | Поздравление, праздничный концерт | Поделки Открытки Поздравления |
Апрель | Что умеют делать девочки | Поручения для девочек. Как быть настоящей хозяйкой. Что я уже умею делать и чему мне надо учиться. | Практическое занятие |
Май | Тест «Зачем нужен труд»Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
Календарно-тематическое планирование 4 год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
Сентябрь | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь | Правила учебного труда. Я дежурный в группе. | Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца. | Практическое занятие |
Ноябрь | Карманные деньги. | Учимся грамотно распоряжаться денежными средствами. | Поход в магазин. |
Декабрь | Успех в наших руках. | Формировать у воспитанников навыки и умение достигать цели. Помнить, что труд-украшает человека. | Беседа. Практика. |
Январь | От лени болеют. От труда здоровеют. | Закреплять умения планировать деятельность, грамотно давать оценку своей деятельности. | Занятие-практикум с игровыми элементами |
Февраль | Доходы и расходы. | Иметь представление о товаре, цене товара, о доходах и расходах в семье | Практическое занятие |
Март | Акция: «Самая уютная группа» | Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. | Коллективный труд. |
Апрель | «Курение, алкоголь, ПАВ – убийцы человека». | Вредные привычки. Зависимость. Вред, который несут курение и алкоголь. Как преодолеть зависимость от ПАВ (психически активных веществ). | Занятие-беседа |
Май | Тест «Зачем нужен труд»Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
Календарно-тематическое планирование 5 год реализации программы
Сроки проведения | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
Сентябрь | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№ 3 | Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников. | Тестирование, анкетирование |
Сентябрь | Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 | Выявить знания о различных профессиях. | Тестирование |
Октябрь | Моя будущая профессия | Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе. | Познавательное занятие-беседа |
Ноябрь | Кормушка для пернатых друзей | Обсуждение и изготовления кормушек. | Практическое занятие |
Декабрь | Дерево желаний. | Развивать воображение и фантазию, умение заглянуть в будущее. | Игра – викторина |
Январь | Уборка снега на участке. | Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам. | Коллективный труд. |
Февраль | «Почему мы болеем?» | Болезнь. Причины болезни. Понятия «анатомия», «физиология», «гигиена». | Комбинированное занятие |
Март | Можно ли быть свободным без ответственности | Обсуждения значение слов «свобода» и «ответственность» | Беседа-обсуждение. |
Апрель | Трудовой десант. | Уборка территории. | Коллективный труд. |
Май | Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1 Тест «Какая это профессия?» Приложение№2 Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков» Приложение№3 | Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец) | Тестирование, анкетирование |
Список литературы:
1.ЗайцеваО.В.,КарповаЕ.В. «На досуге: труд в школе,дома, во дворе».
2. Лосева О.А. «Режим и организация труда».
3. Кушакова О.А. «Воспитать себя».
4. Петровский А.В. «Что мы знаем и чего не знаем».
5. БурР.С.,ГодинаГ.Н «Учите детей трудиться».
6. Бур Р.С. «Воспитание детей трудом».
7.Михалушкин А.Н. «Основы экономики».
8.Липсиц И.В. «Экономика».
Приложение 1
Тест «Зачем нужен труд»
1.Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Результаты оценивания:
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8- 11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов
Приложение 2
Тест «Какая это профессия?»
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
- художник
-оформитель
-маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
- печет хлеб
-выращивает хлеб – 1 балл
-сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
- строитель
-чертежник
-архитектор -1балл
4. Представитель, какой профессии лечит животных?
-врач
- животновод
-ветеринар – 1 балл
5.Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Результаты оценивания:
Высокий уровень – 15и более баллов
Средний уровень – 10-14 баллов
Низкий уровень – 9 и менее баллов
Приложение»3
Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»
Личная гигиена |
|
Питание |
|
Одежда и обувь |
|
Жилище |
|
Результаты оцениваются по следующим показателям:
1 балл - не ответил на заданный вопрос
2 балла - ответил, но не смог полно обосновать свой ответ
3балла - дал полный, развернутый ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование песком как эффективная форма коррекционно - развивающей работы с воспитанниками детских домов
Об использовании в работе стола с подсветкой для рисования песком....

Актуальность проблемы развития творческих способностей и познавательной активности воспитанников детского дома.
Выступление Шаровой Н.С. в детском доме, на малых католиковских чтениях....

Профилактика вредных зависимостей, правонарушений, самовольных уходов воспитанников детских домов
....

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям
-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...
Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии воспитанниками детского дома
презентация "Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии воспитанниками детского дома"...