«Трудовое воспитание воспитанников детского дома с элементами экономики»
методическая разработка

Кузнецова Ирина Вадимовна

 Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. 

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время». 

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры). 

Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Трудовое воспитание

с элементами экономики»

воспитатель: Кузнецова И.В.

Емельяново, 2019

Пояснительная записка

Актуальность.  Проблема трудового воспитания детей является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно делать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, и именно трудом созданы все материальные и духовные блага: воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).

Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

Цель: формирование у воспитанников навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
  2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
  3. Развивать трудовые умения и планировать свою работу.
  4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувства долга и ответственности, честности.
  5. Воспитывать умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.

При реализации программы используются следующие методы:

  • метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум;
  • метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха;
  • игровой метод.

Формы реализации программы:

  • уроки трудолюбия;
  • конкурсы – лучший участок, лучшая группа;
  • экскурсии, рассказ, беседы;
  • практическая деятельность.

Планируемые результаты:

  • знают свои положительные и отрицательные черты;
  • умеют давать себе правильную самооценку;
  • умеют принимать и оказывать помощь, понимать других и правильно их оценивать;
  • владеют навыками самообслуживания;
  • умеют правильно планировать свой труд;
  • умеют правильно распоряжаться своими деньгами;
  • имеют общие представления о мире профессий;
  • сформирована потребность трудиться.

Программа рассчитана на 5 лет и детей 10-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 – 45 минут,

Мониторинг:

  1. Диагностический этап:
  • Тестирование (Приложение 1,2);
  • Анкетирование (Приложение 3);
  • опрос.

2.Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий сформированность качеств труженика.

3.Практический этап:

  • итоговое занятие «День чистоты» (конкурсы);
  • квесты;
  • мастер- классы.

Календарно-тематическое планирование 1 год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Анкета «Уровень сфорсированности бытовых навыков»

Приложение№ 3

Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.

Выявление уровня сфорсированности бытовых навыков воспитанников.

Тестирование, анкетирование

Сентябрь

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Выявить знания о различных профессиях.

Тестирование

Октябрь

Труд в почете любой, мир профессий большой»

Формировать положительное отношение у воспитанников к труду взрослых людей.

Фильм о различных профессиях

Ноябрь

«Я – умею»

Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке

Практическое занятие

Декабрь

Волшебный мир

Обсуждение и изготовления новогодних поделок.

Ручной труд

Январь

Моё любимое занятие.

Вызвать стремление создать уют, красоту в окружающей обстановке.

Практическое занятие.

Февраль

«Природа – наш чудесный дом».

Взаимосвязи в природе. Причина и следствие. Экологические правила. Человек – часть природы. Правила экологической безопасности.

Занятие-путешествие

Март

Дружба с веником и тряпкой. (Как я могу сам себя уговаривать?)

Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца.

Коллективный труд

Апрель

Что умеют делать мальчики.

Поручения для мальчиков. Как быть настоящим мужчиной. Что я уже умею делать и чему надо учиться.

Практическое занятие

Май

Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец)

Тестирование, анкетирование

Календарно-тематическое планирование 2 год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№ 3

Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.

Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников.

Тестирование, анкетирование

Сентябрь

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Выявить знания о различных профессиях.

Тестирование

Октябрь

Домашнее хозяйство. Первоначальное представление о потребностях

Иметь представление о семье, о совместном ведении хозяйства

Занятие -игра

Ноябрь

«Веселая викторина о профессиях»

Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе.

Викторина

Декабрь

«Мастера игрушек»

Изготовления поделок из цветной бумаги, фольги бросового материала для украшения группы.

Ручной труд

Январь

Уборка снега на участке.

Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам.

Коллективный труд.

Февраль

«Зимой мы будем угощаться тем,

что осенью собрали».

Практикум «Поваренок»

Приготовление блюд из овощей.

Март

Приусадебное хозяйство.

Запасы. Представление о производительности труда

Иметь представление на бытовом уровне об экономических понятиях: запасы, прибыль, хозяйство, затраты.

Практическое занятие- игра.

Апрель

Акция: «Международный день Земли».

Познакомить с историей праздника. Воспитывать заботу об окружающей среде, бережное отношение к ней.

Занятие-беседа.

Май

Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец)

Тестирование, анкетирование

Календарно-тематическое планирование 3 год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№ 3

Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.

Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников.

Тестирование, анкетирование

Сентябрь

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Выявить знания о различных профессиях.

Тестирование

Октябрь

«Делу время-потехе час»

Учить обдуманно и целесообразно распределять свое время

Игровое развивающее занятие

Ноябрь

«Так много всего нас окружает…»

Разнообразный мир вещей.

Вещи, которые нас окружают. Как ими пользоваться и ухаживать за ними.

Познавательное занятие - практикум

Декабрь

Правильно питаться – здоровым оставаться!

Пищевые продукты (полезные и вредные). Понятие «режим питания».

Развивающее

занятие

Январь

«Улыбнёмся друг другу».

«Моё настроение и настроение моих друзей.

Игровое занятие – беседа.

Февраль

Что таит в себе волшебница зима?

Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Экологические связи. Жизнь и деятельность человека зимой.

Занятие в форме литературно-музыкальной композиции

Март

Женский день

Поздравление,

праздничный концерт

Поделки

Открытки

Поздравления

Апрель

Что умеют делать девочки

Поручения для девочек. Как быть настоящей хозяйкой. Что я уже умею делать и  чему мне надо учиться.

Практическое занятие

Май

Тест «Зачем нужен труд»Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец)

Тестирование, анкетирование

Календарно-тематическое планирование 4 год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№ 3

Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.

Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников.

Тестирование, анкетирование

Сентябрь

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Выявить знания о различных профессиях.

Тестирование

Октябрь

Правила учебного труда.

Я дежурный в группе.

Учить поддерживать порядок и чистоту, начатое дело доводить до конца.

Практическое занятие

Ноябрь

Карманные деньги.

Учимся грамотно распоряжаться денежными средствами.

Поход в магазин.

Декабрь

Успех в наших руках.

Формировать у воспитанников навыки и умение достигать цели. Помнить, что труд-украшает человека.

Беседа.

Практика.

Январь

От лени болеют. От труда здоровеют.

Закреплять умения планировать деятельность, грамотно давать оценку своей деятельности.

Занятие-практикум с игровыми элементами

Февраль

Доходы и расходы.

Иметь представление о товаре, цене товара, о доходах и расходах в семье

Практическое занятие

Март

Акция: «Самая уютная группа»

Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку.

Коллективный труд.

Апрель

«Курение, алкоголь, ПАВ – убийцы человека».

Вредные привычки. Зависимость. Вред, который несут курение и алкоголь. Как преодолеть зависимость от ПАВ (психически активных веществ).

Занятие-беседа

Май

Тест «Зачем нужен труд»Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец)

Тестирование, анкетирование

Календарно-тематическое планирование 5 год реализации программы

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

Сентябрь

Тест «Зачем нужен труд»

Приложение№1

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№ 3

Выявление отношения воспитанников к трудовому воспитанию.

Выявление уровня сформированности бытовых навыков воспитанников.

Тестирование, анкетирование

Сентябрь

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Выявить знания о различных профессиях.

Тестирование

Октябрь

Моя будущая профессия

Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе.

Познавательное занятие-беседа

Ноябрь

Кормушка для пернатых друзей

Обсуждение и изготовления кормушек.

Практическое занятие

Декабрь

Дерево желаний.

Развивать воображение и фантазию, умение заглянуть в будущее.

Игра – викторина

Январь

Уборка снега на участке.

Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищам.

Коллективный труд.

Февраль

«Почему мы болеем?»

Болезнь. Причины болезни. Понятия «анатомия», «физиология», «гигиена».

Комбинированное занятие

Март

Можно ли быть свободным без ответственности

Обсуждения значение слов «свобода» и «ответственность»

Беседа-обсуждение.

Апрель

Трудовой десант.

Уборка территории.

Коллективный труд.

Май

Тест «Зачем нужен труд» Приложение№1

Тест «Какая это профессия?»

Приложение№2

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Приложение№3

Сравнить результативность освоения программы (начало года и конец)

Тестирование, анкетирование

Список литературы:

1.ЗайцеваО.В.,КарповаЕ.В. «На досуге: труд в школе,дома, во дворе».

2. Лосева О.А. «Режим и организация труда».

3. Кушакова О.А. «Воспитать себя».

4. Петровский А.В. «Что мы знаем и чего не знаем».

5. БурР.С.,ГодинаГ.Н «Учите детей трудиться».

6. Бур Р.С. «Воспитание детей трудом».

7.Михалушкин А.Н. «Основы экономики».

8.Липсиц И.В. «Экономика».

Приложение 1

Тест «Зачем нужен труд»

1.Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

2. Зачем люди трудятся?

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

в) я об этом еще не думал – 1 балл

4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

Результаты оценивания:

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень – 8- 11 баллов

Низкий уровень – 7 и менее баллов

Приложение 2

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

- художник

-оформитель

-маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

- печет хлеб

-выращивает хлеб – 1 балл

-сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

- строитель

-чертежник

-архитектор -1балл

4. Представитель, какой профессии лечит животных?

-врач

- животновод

-ветеринар – 1 балл

5.Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты оценивания:

Высокий уровень – 15и более баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень – 9 и менее баллов

Приложение»3

Анкета «Уровень сформированности бытовых навыков»

Личная гигиена

  • Знаете ли вы, что такое личная гигиена?
  • Какими правилами Вы руководствуетесь при уходе за своим телом?
  • Как часто следует мыть голову, руки, лицо?

Питание

  • Сумеете ли Вы самостоятельно приготовить пищу?
  • Накроете ли Вы на стол, в случае прихода гостей?
  • Какие продукты полезны для здоровья и, в каких из них содержится много витаминов?
  • Какие продукты Вы купите для того, чтобы приготовить суп?
  • Что полезней свежие овощи или консервированные?

Одежда и обувь

  • Знаете ли Вы как правильно гладить одежду и ухаживать за обувью?
  • Чем отличается повседневная одежда от вечерней?

Жилище

  • Что нужно делать, чтобы Ваше жилище находилось в чистоте?
  • Как часто следует убираться в квартире?
  • Из-за чего появляются тараканы и, как с ними бороться?
  • Моете ли Вы посуду и, каким образом?

Результаты оцениваются по следующим показателям:

1 балл - не ответил на заданный вопрос

2 балла - ответил, но не смог полно обосновать свой ответ

3балла - дал полный, развернутый ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии воспитанниками детского дома

презентация "Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии воспитанниками детского дома"...