Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.
статья

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными качествами  и высокой социальной активностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терехова Елена Александровна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №1

Октябрьского района

г. Саратова»

Социальное проектирование как средство развития одарённости       обучающихся в современном образовательном пространстве.

"Скажи мне, и я забуду!

Покажи мне, и я запомню!

 Дай мне действовать самому, и я пойму! "

Отвечая на запросы современного общества, школа активно работает с одарёнными детьми. Мы выявляем и сопровождаем детей с разными типами одарённости: академической, интеллектуальной,  творческой, двигательной (спортивной) и, наконец, социальной  (лидерской). Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость; приспособляемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. Но наиболее важным я считаю духовную одарённость. Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития, но без неё невозможна лидерская  одарённость.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Одним из самых оптимальных средств успешного выявления и развития одарённых детей в начальной школе, на мой взгляд, являются социально-значимые проекты.

Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.

Что же такое социальное проектирование? И чем оно отличается от обычных проектов?

       Социальное проектирование -это:

-     социально значимая, имеющая социальный эффект деятельность;

-     деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) "продукта", имеющего для школьника практическое значение и принципиально качественно нового в его личном опыте;

-    деятельность, задуманная, продуманная и осуществлённая ребёнком;

-    деятельность, в ходе которой младший школьник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

-    деятельность, через которую формируются социальные навыки ребёнка.

Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба - это такой вид деятельности, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознаёт опыт своего социального взаимодействия

Социальная практика  -  это процесс освоения, обработки социальных навыков, во-первых, и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность - мостом, связывающим социум и личность.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы (уровень интеллектуального развития, психологическую зрелость, опыт социального взаимодействия с окружающим миром), вовлечение их в социальное проектирование крайне трудная задача, но, как показывает опыт, вполне осуществимая, ребята с интересом участвуют в социально-значимых проектах.

Безусловно, участие младших школьников в социальном проектировании не возможно без всесторонней помощи взрослых (педагогов и родителей учащихся).

В этом учебном году учащимися 1 «Б» класса и их родителями были подготовлены и проведены два проекта:

- «Мы  - гимназисты»

- «Наш весёлый Новый год»

 ПРОЕКТ: «Мы - гимназисты»

   Участники проекта: Учащиеся, учителя, родители   МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова».

Срок реализации проекта:   сентябрь - ноябрь 2014 год.

         Ответственные: классный руководитель, родительский комитет.

Тип проекта:        

  • по числу учащихся – групповой
  • по доминирующему методу – творческо-исследовательский, интегрированный, социально-значимый
  • по предметным областям – межпредметный (русский язык, история, литература, краеведение, проектная деятельность, информатика, технология)

Продукт проекта:

Создание и передача  школьному музею папки «Всё о моей гимназии», в которую вошли презентации учащихся по темам:

- «Где появились гимназии»

- «Из истории нашей школы»

 - «Кто и когда построил здание гимназии»

- «Знаменитые ученики нашей школы»

- «Кто такие гимназисты»

- «Кто из моей семьи учился или работал в нашей школе»

Праздник «Посвящение в гимназисты»

 Цели педагогической деятельности:

•     создать  воспитательную ситуацию с  целью начала работы по формированию гражданственности, чувства патриотизма у детей младших классов;

•    организовать ситуацию сотрудничества как среди детей класса, так и среди детей и их родителей;

•    создать   условия   для   формирования   у   детей   представлений   о   проектной деятельности и элементарных умений ее осуществления;

•    создать ситуации успеха для детей и их родителей посредством формирования умений самостоятельной работы ребенка по поиску необходимой информации.

Социальная значимость проекта заключается в том, что была создана  и передана школьному музею папка «Всё о моей гимназии», в ходе работы над проектом, ребята познакомились с историей своей семьи и смогли поделится этой информацией с одноклассниками.

Отдельное внимание хочется уделить социально-значимому проекту « Наш весёлый Новый год». Изначально задумывалась социально-значимая акция « Новый год с друзьями». Планировалось создание новогодней поздравительной газеты для учащихся коррекционного центра и сбор подарков для них. Подобная работа проводилась с предыдущим выпуском, поэтому ученики 7 «А» и 7 «Б»  классов предложили поставить новогодний спектакль для детей коррекционного интерната.

ПРОЕКТ: «Наш весёлый Новый год»

   Участники проекта: учащиеся 1 «Б», 7 «А» и 7 «Б»  классов, родители, учителя  МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова».

Срок реализации проекта:   ноябрь - декабрь 2014 год.

Тип проекта:        

  • по числу учащихся – групповой  ( приняли участие учащиеся 1 «Б», 7 «А»,

7 «Б» и 10 классов)

  • по доминирующему методу – творческий, интегрированный, социально-значимый
  • по предметным областям – межпредметный (литература, театральное мастерство, проектная деятельность, технология)
  • Продукт проекта:

- Постановка и показ новогоднего представления для учащихся 1, 4 классов, детей сотрудников гимназии и учащихся коррекционного центра.

- Изготовление на уроках технологии новогодней поздравительной газеты.

- Сбор и вручение подарков ученикам коррекционного центра.

           В 2015-2016 учебном году проект был подготовлен и осуществлён  учащимися 2 «Б» и  8 классов, которые подготовили новогодний спектакль для учащихся 2-х классов гимназии и воспитанников интерната. Ученики и родители второклассников провели социально-значимую акцию «Подарок каждому ребёнку», ходе которой были подготовлены и переданы новогодние подарки для воспитанников ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №1 VIII вида».

Говоря о социальных проектах невозможно подробно остановиться на проектах гражданско-патриотической направленности.

  1. «Моя семья в годы войны»

Был проведен классный час совместно с учащимися 7 «А» класса «Дети в годы войны», подготовлен концерт для встречи с ветераном. Каждая семья приготовила подарок и открытку со словами благодарности для ветеранов, которые были переданы в совет ветеранов Октябрьского района. 26 учеников со своими родителями приняли участие в акции «Фронтовой альбом».

  1. «С Днём Победы!»

Была проведена экскурсия в Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы,   викторина, посвящённая ВОв. Каждая семья приготовила подарок и открытку со словами благодарности для ветеранов, которые ребята лично вручили участника Вов, проходившим лечение в госпитале ветеранов. 5 учеников со своими родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк».

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными качествами  и высокой социальной активностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...

«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»

ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...

Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы

quot;Детство - важнейший период человеческой жизни,  подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".              ...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...

Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)

В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...

Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27-29 апреля 2020г город Магнитогорск)

Статья посвящена коррекционно-логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью в начальной школе. Анализируются ошибки звукового состава слов у умственно-отсталых детей, описаны этапы кор...