Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.
статья
Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными качествами и высокой социальной активностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Терехова Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1
Октябрьского района
г. Саратова»
Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.
"Скажи мне, и я забуду!
Покажи мне, и я запомню!
Дай мне действовать самому, и я пойму! "
Отвечая на запросы современного общества, школа активно работает с одарёнными детьми. Мы выявляем и сопровождаем детей с разными типами одарённости: академической, интеллектуальной, творческой, двигательной (спортивной) и, наконец, социальной (лидерской). Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:
· Интеллект выше среднего;
· Умение принимать решение;
· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
· Ощущение цели, направления движения;
· Гибкость; приспособляемость;
· Чувство ответственности;
· Уверенность в себе и знание себя;
· Настойчивость;
· Энтузиазм;
· Умение ясно выражать мысли;
Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. Но наиболее важным я считаю духовную одарённость. Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития, но без неё невозможна лидерская одарённость.
В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.
Одним из самых оптимальных средств успешного выявления и развития одарённых детей в начальной школе, на мой взгляд, являются социально-значимые проекты.
Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.
Что же такое социальное проектирование? И чем оно отличается от обычных проектов?
Социальное проектирование -это:
- социально значимая, имеющая социальный эффект деятельность;
- деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) "продукта", имеющего для школьника практическое значение и принципиально качественно нового в его личном опыте;
- деятельность, задуманная, продуманная и осуществлённая ребёнком;
- деятельность, в ходе которой младший школьник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
- деятельность, через которую формируются социальные навыки ребёнка.
Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба - это такой вид деятельности, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознаёт опыт своего социального взаимодействия
Социальная практика - это процесс освоения, обработки социальных навыков, во-первых, и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность - мостом, связывающим социум и личность.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы (уровень интеллектуального развития, психологическую зрелость, опыт социального взаимодействия с окружающим миром), вовлечение их в социальное проектирование крайне трудная задача, но, как показывает опыт, вполне осуществимая, ребята с интересом участвуют в социально-значимых проектах.
Безусловно, участие младших школьников в социальном проектировании не возможно без всесторонней помощи взрослых (педагогов и родителей учащихся).
В этом учебном году учащимися 1 «Б» класса и их родителями были подготовлены и проведены два проекта:
- «Мы - гимназисты»
- «Наш весёлый Новый год»
ПРОЕКТ: «Мы - гимназисты»
Участники проекта: Учащиеся, учителя, родители МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова».
Срок реализации проекта: сентябрь - ноябрь 2014 год.
Ответственные: классный руководитель, родительский комитет.
Тип проекта:
- по числу учащихся – групповой
- по доминирующему методу – творческо-исследовательский, интегрированный, социально-значимый
- по предметным областям – межпредметный (русский язык, история, литература, краеведение, проектная деятельность, информатика, технология)
Продукт проекта:
Создание и передача школьному музею папки «Всё о моей гимназии», в которую вошли презентации учащихся по темам:
- «Где появились гимназии»
- «Из истории нашей школы»
- «Кто и когда построил здание гимназии»
- «Знаменитые ученики нашей школы»
- «Кто такие гимназисты»
- «Кто из моей семьи учился или работал в нашей школе»
Праздник «Посвящение в гимназисты»
Цели педагогической деятельности:
• создать воспитательную ситуацию с целью начала работы по формированию гражданственности, чувства патриотизма у детей младших классов;
• организовать ситуацию сотрудничества как среди детей класса, так и среди детей и их родителей;
• создать условия для формирования у детей представлений о проектной деятельности и элементарных умений ее осуществления;
• создать ситуации успеха для детей и их родителей посредством формирования умений самостоятельной работы ребенка по поиску необходимой информации.
Социальная значимость проекта заключается в том, что была создана и передана школьному музею папка «Всё о моей гимназии», в ходе работы над проектом, ребята познакомились с историей своей семьи и смогли поделится этой информацией с одноклассниками.
Отдельное внимание хочется уделить социально-значимому проекту « Наш весёлый Новый год». Изначально задумывалась социально-значимая акция « Новый год с друзьями». Планировалось создание новогодней поздравительной газеты для учащихся коррекционного центра и сбор подарков для них. Подобная работа проводилась с предыдущим выпуском, поэтому ученики 7 «А» и 7 «Б» классов предложили поставить новогодний спектакль для детей коррекционного интерната.
ПРОЕКТ: «Наш весёлый Новый год»
Участники проекта: учащиеся 1 «Б», 7 «А» и 7 «Б» классов, родители, учителя МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова».
Срок реализации проекта: ноябрь - декабрь 2014 год.
Тип проекта:
- по числу учащихся – групповой ( приняли участие учащиеся 1 «Б», 7 «А»,
7 «Б» и 10 классов)
- по доминирующему методу – творческий, интегрированный, социально-значимый
- по предметным областям – межпредметный (литература, театральное мастерство, проектная деятельность, технология)
- Продукт проекта:
- Постановка и показ новогоднего представления для учащихся 1, 4 классов, детей сотрудников гимназии и учащихся коррекционного центра.
- Изготовление на уроках технологии новогодней поздравительной газеты.
- Сбор и вручение подарков ученикам коррекционного центра.
В 2015-2016 учебном году проект был подготовлен и осуществлён учащимися 2 «Б» и 8 классов, которые подготовили новогодний спектакль для учащихся 2-х классов гимназии и воспитанников интерната. Ученики и родители второклассников провели социально-значимую акцию «Подарок каждому ребёнку», ходе которой были подготовлены и переданы новогодние подарки для воспитанников ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №1 VIII вида».
Говоря о социальных проектах невозможно подробно остановиться на проектах гражданско-патриотической направленности.
«Моя семья в годы войны»
Был проведен классный час совместно с учащимися 7 «А» класса «Дети в годы войны», подготовлен концерт для встречи с ветераном. Каждая семья приготовила подарок и открытку со словами благодарности для ветеранов, которые были переданы в совет ветеранов Октябрьского района. 26 учеников со своими родителями приняли участие в акции «Фронтовой альбом».
«С Днём Победы!»
Была проведена экскурсия в Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы, викторина, посвящённая ВОв. Каждая семья приготовила подарок и открытку со словами благодарности для ветеранов, которые ребята лично вручили участника Вов, проходившим лечение в госпитале ветеранов. 5 учеников со своими родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк».
Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными качествами и высокой социальной активностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства
В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства" даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...
«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»
ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...
Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы
quot;Детство - важнейший период человеческой жизни, подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь". ...
Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.
Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...
Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27-29 апреля 2020г город Магнитогорск)
Статья посвящена коррекционно-логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью в начальной школе. Анализируются ошибки звукового состава слов у умственно-отсталых детей, описаны этапы кор...