Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства
статья на тему

Елена Николаевна Куркина

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx57.94 КБ

Предварительный просмотр:

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие

развития современного образовательного пространства

Гении не падают с неба,

они должны  иметь возможность

 образоваться и развиться.

А. Бебель

  1. Одарённые дети в системе всеобщего образования

Одарённые дети – очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространённому убеждению, что одарённость сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одарённые дети в своём развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одарённым детям.

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Развитие системы работы с одарёнными учащимися – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Создание  педагогом оптимальных условий по развитию коммуникативных действий обеспечивает талантливым и одарённым школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволяет им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательному учреждению необходимо обеспечить также гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий талантливых и одарённых детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствие с требованиями ФГОС 2-го поколения.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Одним из постоянно дискутирующих вопросов, касающихся проблемы одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: 1) «все дети являются одарёнными» , 2) «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одарённого ребёнка можно развить практически любого здорового ребёнка путём создания благоприятных условий. Для других одарённость – явление уникальное. В этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей. Уникальная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрируют значительно меньшая часть детей.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества;
  2. под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить угасание признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени;
  3. обученность, являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребёнка, зачастую трудно отличить от проявления детской одарённости.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ученика не являются прямым достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детском возрасте, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут исчезнуть. Учёт этого обстоятельства важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Как уже говорилось, одарённые дети – очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Одарённые дети в своём развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одарённым детям.

Дополнительной проблемой является так называемая диссинхрония развития, на что особое внимание обратили французские специалисты (Ж-Ш. Террассье). Распространённым примером диссинхронии является слабое развитие мелкой моторики у некоторых интеллектуально одарённых детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Мелкая моторика, как известно, является важнейшим компонентом развития письма, то есть условием успешного освоения правописания в младших классах. В результате в младших классах школы некоторые учащиеся с признаками одарённости оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности, невостребованными. У учащихся теряется учебная мотивация, и может развиться стойкое отвращение к школе. Другим, менее распространённым, но ещё более драматическим примером диссинхронии является дислексия (то есть слабое развитие речи) у некоторых одарённых детей. Биографические данные донесли до нас сведения о великих людях, страдавших в детстве расстройствами речи: Микеланджело, Р. Бернс, О. Роден, А. Энштейн, У. Черчель. Понятно, что проблемы с речью сильно затрудняют ребёнку возможность учиться со своими сверстниками. Далее включается тот же механизм: низкая успеваемость, потеря учебной мотивации, невостребованность способностей, утрата интереса к школе, уход в свои проблемы. По этому механизму, видимо, и происходит образование случаев так называемой скрытой одарённости. Под понятием «скрытая одарённость» принято понимать одарённость, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребёнка или подростка и не является очевидной для тех, кто окружает школьника. Более того, дети, обладающие такого рода одарённостью, часто бывают просто неуспевающими. Так, П. Торранс сообщает драматические цифры, согласно которым 30% детей, отчисляемых из школ на неуспеваемость, составляют одарённые. Один из наиболее известных примеров А.Энштейн, в 15 лет исключённый из гимназии.

Всеобщее массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Этот образование по самой природе обязано заботиться в первую очередь о большинстве учащихся. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей. Иногда работу с одарёнными детьми воспринимают как некий элитаризм, культивирование неравенства. Это показывает, насколько непростой является реализация права на индивидуальность.

Образовательная среда школы должна быть адаптированна к образовательным потребностям одарённых детей за счёт следующих факторов: подборка оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития; психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся; свободного профиля, уровня, вида творческого труда, комфортности окружающей среды.

  1. Принципы и методы выявления одарённых детей

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одарённости как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одарённости, низкие его значения ещё не являются доказательством её отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. К сожалению, в школьной практике часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта, который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используют при отборе детей в классы и школы для одарённых детей. При этом игнорируются следующие факты: во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллектуальной одарённости, а для других целей. Например, тесты Векслера предназначались для выявления задержки в умственном развитии, тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) — для целей профориентации и профессионального отбора, дифференциальный тест способностей (DАT) — для прогноза академической успеваемости и т.д. Только в рамках некоторых тестов была предусмотрена оценка максимально высоких результатов: в тесте Кеттелла  и в усложненном варианте теста «Прогрессивные матрицы» Равена. Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается серьезной критике. Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, т.е. сформированность конкретных умственных операций. Таким образом, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления. В-третьих, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.

Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка. По существу, любая форма отбора детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности. Следовательно, психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, является ли данный ребенок «одарённым». (Приложение 10)

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,

оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза). Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

  1. Направления работы с одарёнными детьми в сфере образования

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно считаться центральной задачей личностного развития.

Так, в качестве приоритетных целей обучения могут быть выделены следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности;
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  •  обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

При обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вто-

рых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать насильственной или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, к физическому и психическому истощению учащихся.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании собственного объяснения, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин может оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

       

  1. Модель работы с одарёнными (мотивированными) учащимися в начальной школе (из опыта работы)

Врождённые дарования подобно диким растениям и

нуждаются в выращивании с помощью учёных занятий.

Ф. Бэкон

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагог в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых (мотивированных) учащихся, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых (мотивированных) учащихся;
  • формировать у одарённых (мотивированных) младших школьников и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

  Данная модель ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых (мотивированных)  учащихся, повышение социального статуса творческой личности. Модель направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

  • выявить одаренных (мотивированных) учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формировать у учащихся  умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения;
  • создавать условия одаренным (мотивированным)  учащимся для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой, творческой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • развивать исследовательскую позицию учащегося, поддерживать  активность учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными (мотивированными) учащимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления реализации модели работы:

  •  создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагога;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы:

  • непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания;
  • гуманизм в межличностных отношениях;
  • научность и интегративность;
  • индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
  • применение принципов развивающего обучения;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

   На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;
  • задания с отсроченным вопросом;
  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
  •   задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня;
  •  творческие задания.

Например, задания - разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). (см. Приложение 9)  Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания. (см. Приложение 6 - 7)

Направления деятельности:

  •  организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми;
  •  подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, всероссийского уровня;
  •  проведение массовых мероприятий;
  •  обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями:

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении  «Умники и умницы».

  

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня.
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

  1. Результативность реализации модели работы с одарёнными (мотивированными) учащимися

Творческий подход к обучению реализуется на моих уроках через метод проектов.  Работая над проектом, ученики посещают сельские и муниципальные библиотеки, работают с Интернетом, учатся составлять диаграммы, графики, высчитывают проценты, тем самым увеличивая свой багаж знаний. После подготовки проекта учащиеся защищают свой проект перед учениками класса, перед учащимися школы, участвуют в школьных и муниципальных конференциях. Впоследствии мы публикуем работы на сайтах в социальных сетях, участвуем в проекте «Алые паруса» для одарённых детей. В течение 2012 – 2013 года в проекте «Алые паруса приняли участие Литвинюк Сергей с проектно – исследовательской работой «Машина будущего», Магомедова Милена с проектом «Тайны воздушных пузырьков и Рузманова Ксения с проектом «История посёлка Раздольный в задачах». (см. Приложение 2)

Учащиеся класса принимают активное участие в Национальной образовательной программе «Интеллектуально – творческий потенциал России» в рамках Всероссийского заочного конкурса  «Познание и творчество». Ребята становятся лауреатами в различных номинациях, имеют возможность выбрать то направление, которое им интересно. Результат участия: Магомедова Милена стала лауреатом в номинации «Марафон «Альфа»,  Литвинюк Сергей стал лауреатом в номинации «Занимательный русский язык», Тимонина Анна - лауреат в номинации «Тайны нового года», Немогучева Евгения - лауреат в номинации «Занимательный русский язык», Найдюк Антон - лауреат в номинации «По страницам российской истории», Мамочкина Диана лауреат в номинации «Окружающий мир». (см. Приложение 3)

В рамках программы «Одарённые дети» учащиеся имеют возможность принимать участие в различных муниципальных и краевых научно-практических конференциях. Литвинюк Сергей стал участником I муниципальной научно-практической конференции школьников «Поиск и творчество». Команда класса принимала участие в краевом конкурсе научно-исследовательских и творческих проектов детей и молодёжи «Юный изобретатель и рационализатор» и стали обладателями диплома 1 степени. Команда класса принимала участие в краевом конкурсе по техническому дизайну «Современный образ предметного мира» и стали обладателями грамоты 1 степени.

Учащиеся класса принимают активное участие в краевых конкурсах по профилактике дорожно-транспортного травматизма; в краевом конкурсе мультимедийных презентаций обучающихся по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Мы – за безопасность на дорогах!» ( см. Приложение 4)

В 2013 году ребята принимали участие во всероссийском интеллектуальном марафоне, где Чечулина Мария стала призёром. Литвинюк Сергей и Магомедова Милена стали лауреатами муниципального конкурса «Поэзия страны детства».

В нашем классе есть учащиеся, которые проявляют большой интерес к художественному творчеству. Рузманова Ксения со 2 по 4 класс участвовала во Всероссийском экологическом форуме «Зелёная планета», где становилась лауреатом конкурса «Зелёная планета глазами детей». В 2013 году Замулин Владислав стал победителем этого конкурса и принял участие во Всероссийском туре.

В 2012 – 2013 учебном году учащиеся класса принимали участие во всероссийском мониторинге математической подготовки учащихся начальных классов. Чечулина Мария выполнила 81 % заданий верно, средние данные по классу 69, 6 %.

Неплохие результаты показали участники Международной эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок – 2013». Мхоян Агван и Найдюк Антон стали победителями первого тура; Макаров Родион и Немогучева Евгения стали лауреатами, Литвинюк Сергей и Магомедова Милена – призёры.

Хороших результатов добиваются учащиеся во Всероссийском конкурсе – игре по естествознанию «Человек и природа». В 2012 году Мевлидинов Максим занял 2 место, Литвинюк Сергей занял 7 место среди участников Камчатского края.

В 2012 – 2013 учебном году учащиеся класса принимали участие в конкурсах по литературе «Пегас – 2013», в математическом конкурсе – игре «Кенгуру – 2013», принимали участие в традиционном конкурсе «Русский медвежонок».

Период учёбы в начальной школе непродолжительный, всего четыре года, поэтому очень важно, чтобы одарённые  и мотивированные на учебу школьники попали к творческим учителям. Необходимо помочь ученику продолжить самообразование, с целью достижения высоких результатов не только в учёбе, но и в жизни. Многим моим ученикам повезло, получив необходимый творческий старт ребята продолжают реализовывать свои возможности под руководством педагогов старшей школы. В течение трёх лет в нашем классе был организован отряд юных инспекторов движения «Светофорик», ребята активно участвовали в краевых и муниципальных конкурсах. Когда ученики перешли в 5 класс, они также в течение двух лет продолжали занимать призовые места в конкурсе «Безопасное колесо» и представляли Камчатский край в детском лагере «Океан» г.Владивосток. Командир отряда Глазков Артём и Кистанов Сергей являются постоянными участниками муниципальных олимпиад. Из отряда «Светофорик» вышли будущие артисты нашего школьного театра «Геликон». (см. Приложение 5).  

Реализация программы «Одарённые дети» - охват учащихся класса для участия в различных интернет олимпиадах доходит до 90 % класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Создание условий работы с одарёнными детьми.

Создание комфортных условий для работы с одарёнными детьми....

Организация системы работы с одарёнными детьми

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...