ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
статья ( класс) по теме
Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Клокова А.Н.
Педагог дополнительного образования
МОУ «Гимназия №20», г. Саранск
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству.
Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему собирательница фольклора Е. Линева высказывала мысль непреходящего значения: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле» [4, с. 1].
Фольклор составляет неотъемлемую часть духовного богатства любого народа. Сохранение фольклорных традиций и передача их следующим поколениям – это один из важных вопросов сохранения государства как единого целого, вопросов сосуществования различных этносов, населяющих страну. Фольклор – народные знания (от англ. «folk-lore»), накапливаемые человечеством с незапамятных времен и передаваемые из поколения в поколение. Эти знания по своей сути есть мировоззрение народа на уровне этноса, выражающее его отношение к самому себе; к другим этносам, народам; природе и культуре – ко всему, что его окружает, подчеркивая неразрывную связь человека с окружающим миром. Различная повседневная деятельность народа, основанная на этих знаниях, приобрела форму уникальной, самобытной культуры, необходимой человеку для сохранения и продления жизни на Земле [3, с. 30].
Многие столетия, начиная с архаичного общества, фольклор исконно выступал традиционной основой воспитания подрастающего поколения, так как в нём содержится та народная мудрость, которая складывалась веками, бытует в обществе и поддерживает понимание ценности жизни, природы и культуры. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье [2, с. 23]. Он дает нам уникальную возможность развития личностного восприятия окружающего мира. В момент приобщения детей к традиционной народной культуре, мы должны опираться на творческую природу фольклора, которая направлена на раскрытие индивидуальных качеств. Формирование личности ребёнка происходит путём присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения норм жизни: социально-этических и гуманистических.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций, народов очень богат. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. В современных воспитательных учреждениях происходит знакомство с фольклором. Начинается оно еще в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями народов, проживающих в регионе, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор же всегда естественным образом входил в народную педагогику – традиционную для народа практику воспитания – трудового, нравственного, физического, эстетического, патриотического, интернационального. Каждое фольклорное произведение – органичная часть жизнедеятельности человека и обусловлено практической значимостью. Оно ориентировано на определенный момент народной жизни, который сопровождался праздником или обрядом. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники – спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие все дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих птиц, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличиками (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждут с нетерпением, с этим днем связываются волнение художественного творчества: вместе с матерями они делают из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносят свои изделия в школу. Дети воплощают в своих маленьких созданиях чувство любви к природе, каждый по своему выражает свое представление о красоте.
Современная система народных праздников – это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражая их мировоззрение. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремеслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.
Изучая традиционную песенную культуру, школьники смогут соприкоснуться с подлинной историей своего народа, их сознание постепенно будет трансформироваться под влиянием нравственно-эстетического опыта предыдущих поколений, отображенного в народных песнях. Осознание своей сопричастности народно-песенной культуре воспитает в них высокие нравственные качества: уважение к людям старшего поколения (родителям, учителям), способность ценить бескорыстную дружбу, взаимовыручку, порядочность, трудолюбие. Приобщение к лучшим произведениям фольклора, безусловно, должно способствовать тому, что школьники смогут по достоинству оценить свою принадлежность к родной земле, к своему Отечеству. Активное приобщение подрастающего поколения к животворному источнику народных песенных традиций, несомненно, должно стать одной из форм повышения эффективности воспитательного процесса, что актуально для современной системы образования.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности младших школьников.
Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детством, детским фольклором, но выходя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное народное творчество [1, с. 228].
Традиционный этнокультурный социально-педагогический комплекс воздействия на подрастающую личность поможет ребенку органично войти в окружающую его социальную среду (коллектив), побуждая самого ребенка к непосредственной деятельности как социально-значимой личности, сохраняя его неповторимые индивидуальные качества и стимулируя его психофизиологические потребности в единстве и взаимосвязи с социально-общественными и духовно-нравственными нормами жизни общества [3, с. 53].
Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям [1, с. 228].
Список литературы
- Балашова, С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов [и др.]; сост. Т. В. Челышева. – М. : Просвещение, 1993. – 240 с.
- Корнев, Д. В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков: монография [Текст] Д. В. Корнев. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 136 с.
- Корнев, Д. В., Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 124 с.
- Линева, Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. – СПб., 1904.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".
Проблемы, рассматриваемые в статье очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость. Именно школа является основным звеном...
Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы
В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников
Игра неразрывно связана с развитием речи детей.Игра способствует развитию познавательных интересов.Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.Оказывает влияние на поведение ребенк...
Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников
В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...
Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.
Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня....