«Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников»
статья

Младший школьный возраст предполагает большие возможности ознакомления с духовными ценностями. Школа становится ориентиром, а учитель – наставником. Важную роль в ознакомлении детей с понятием духовности и нравственности играет воспитательная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников»

Нравственное становление человека начинается с детства. Младшее школьное детство – это период, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. В этот период изменяется социальный статус: дошкольник превращается в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Часто бывает, что не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно. Если раньше, в дошкольном детстве, главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка, по мнению А. С. Белкина, имеет несколько этапов: - первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни; - вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива; - появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни. Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников. Младший школьный возраст – ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменения происходят в социальной ситуации развития: ребенок выходит за рамки семьи, расширяется круг значимых лиц. С началом обучения в школе у ребенка происходит перестройка в системе социальных отношений. Если взаимодействия дошкольника можно охарактеризовать с помощью двух систем: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь система «ребенок – взрослый» разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». При этом важно отметить, что система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Это было экспериментально доказано психологами Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович. Из этого следует, что данные отношения становятся для ребенка центральными. Таким образом, отношения «учитель – ребенок» превращаются в отношение «ребенок – общество». В учителе оказываются воплощенными требования общества. Учитель – самая авторитетная личность для младших школьников. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учителю, в котором видит, точнее, хотел бы видеть, прежде всего, справедливого, доброго, внимательного человека. С другой – он чувствует и даже понимает, что учитель – это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать общую атмосферу жизни и деятельности коллектива. Д.Б. Эльконин отмечал, что дети очень чутки к тому, как учитель относится к детям. Если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему снижается. В первое время дети строго следуют указаниям учителя, но если он проявляет лояльность по отношению к правилу, то правило начинает разрушаться изнутри. Большую роль в формировании поведения ребенка играет деятельность, в которую он включен. При выполнении различных действий школьники овладевают способами построения тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей и норм и усваивают их содержание посредством этих способов. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Исходя из этого, выделяются аспекты духовно-нравственного воспитания, которые должен усвоить младший школьник, среди них почтение и уважение, чувство стыда, чувства понимания и сострадания, правдивости, воли, совести. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Поэтому младший школьный возраст идеален для систематического и последовательного духовно - нравственного воспитания детей. В.А. Сухомлинский считал, что в детстве начинается длительный процесс познания и умом, и сердцем тех нравственных ценностей, которые лежат в основе морали. Начало обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в этот период. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, характер и воля. Исходя из того, что дети, становясь младшими школьниками, приобретают новый статус, можно определить особые требования к их духовно-нравственному воспитанию. Так, требования, предложенные Ю.К. Бабанским, заключаются в том, что младший школьник должен:

 знать гимн, гордиться своей великой Родиной;

 уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

 любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;

 дружить с детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь;

 трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;

 бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

 беречь общественное добро и родную природу;

 помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

 творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.

Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе духовно-нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. Функции духовно-нравственного воспитания определяют нравственные отношения личности. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Большую роль по формированию играет деятельность учителя, так как организация дружного воспитательного коллектива – одна из основных его функций. Необходимым условием нравственного развития младшего школьника является становление положительного эмоционального благополучия ребенка в коллективе. Это состояние зависит и от отношения учителя к ребенку, и от отношения детей между собой. Личность младшего школьника формируется, прежде всего, в коллективе под влиянием общественного мнения, из этого следует, что стержнем воспитания является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников. В небольшой группе ребенок чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать свое общественное поведение. В начальной школе происходит изменение отношений к учителю и сверстникам. Так, школьники 1 – 2 классов отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, которые объявляются им как непреложные законы школьной жизни. Сказывается новизна социального статуса ребенка, впервые ступившего в систему «ответственных зависимостей», неразвитость оценочной и самооценочной деятельности. По мере естественного развития, на рубеже 3 – 4 классов, у младших школьников начинает формироваться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих. Приблизительно к третьему классу ребенок начинает самостоятельно строить отношения со сверстниками, в какой-то степени независимо от учителя. К этому времени у него появляется обращенность к коллективу, в котором утверждаются собственные моральные нормы и правила. Задача педагога – помочь ребенку выбрать адекватную норму поведения, помочь осознать свой поступок с правильной позиции. К этому можно добавить, что единство слова и дела учителя, развитие здорового общественного мнения, самостоятельности оценочных суждений – наиболее эффективный путь предупреждения разделения нравственных представлений у детей. При формировании нравственной стороны личности младшего школьника перед педагогом стоит важная задача – выработать и углубить у детей правильные представления о моральных нормах и правилах поведения. Систематически предъявляя требования к нравственной стороне поведения ребенка, учитель тем самым определяет образец поведения, которому надо следовать. Здесь стоит отметить, что нормы, которыми руководствуются младшие школьники, не всегда совпадают с требованиями, предъявляемыми к детям взрослыми людьми. Педагогу для правильной организации процесса воспитания необходимо не только знать нормы детского общества, но и учитывать их в воспитательной работе. Для нравственного формирования личности исключительно важными являются самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. В этих целях воспитательный процесс следует построить так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка, а это важная предпосылка выработки мотивов поведения. Из этого следует, что ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета. Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Таким образом, важно учитывать накопленный опыт педагогической практики последних лет при организации и осуществлении работы педагога по духовно-нравственному воспитанию младших школьников:

 Процесс духовно-нравственного воспитания – длительная работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.

  Важно организовывать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки

 Как можно больше поступков должны побуждаться благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу.

 Высокие нравственные качества всегда основываются на простых, элементарных. Уважение к людям, милосердие вырабатывается с приобщением навыков культурного поведения.

 Для воспитания многих нравственных качеств необходимо прочное усвоение конкретных привычек, например, забота о других, сочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников

В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»

Программа  предусматривает все стороны развития личности ребенка:-  патриотическое;-  нравственное;-  эстетическое;-  воспитание гражданственности, толерантности;-  эколо...

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Методическое объединение учителей нашей начальной школы разработало проект "Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников. Калейдоскоп путешествий по МАЛОЙ РОДИНЕ". Наш проект б...

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников в усливиях реализации ФГОС....

"Реализация программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В статье указаны основные пути реализации программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младих школьников ", результаты программы....