Методическая разработка на тему: "Печатный пряник"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Санкт- Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» Василеостровского района Санкт-Петербурга
Конспект внеклассного мероприятия
для воспитанников 2-3 классов
«Почему пряник печатный?»
мастер класс по изготовлению пряников с сахарной глазурью
Выполнила:
Педагог
Сайкина Екатерина Викторовна
Санкт-Петербург
2020
Цели: выяснить, почему пряник получил название «печатный»
1. Воспитательные:
-расширение знаний воспитанников о пряничном деле, технологии приготовления пряников,
-выработать уважение к одноклассникам;
2.Образовательные:
-расширение кругозора учащихся,
- -обобщение знаний на практике
3. Развивающие:
-развитие внимания и памяти;
-формирование мотивации к работе в группах;
4.Коммуникативная:
-развитие навыка диалогической речи.
Задачи:
- формировать представление у детей о пряничном деле,
- воспитывать уважительные чувства к окружающим людям и совместному делу,
-разукрасить разноцветной глазурью по осенней тематик
-развить интерес к углубленному изучению кулинарного дела,
-провести ряд заданий для обобщения знаний и ценностных через практическое применение знаний
-понять, почему пряники называют «печатные».
-выяснить, какие пряники есть ещё, кроме печатных пряников.
-найти старинный рецепт и испечь пряники.
Оборудование:
Пряничное тесто
Специальные формы-высечки.
Разделочная доска.
Сахарная глазурь различных цветов
Кондитерские мешки для глазури
План выполнения проекта:
Собрать информацию о пряниках, которые называют «печатными»
Сравнить печатные пряники с другими пряниками и выяснить, в чём различие пряников.
Испечь силуэтные пряники с учащимися 2-3 классов начальной школы интернат 576
Ход мероприятия
Теоретическая часть
Когда мы изучали сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», мы прочитали строки:
Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне. Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным... и удивились, почему «заедает пряником печатным»?
История пряника
Слайд 1
Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь... Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб.
Слайд 2
Пряник придумали в глубокой древности, главное в прянике то, что он делается на меду добавляют пряные пахучие травки, Отсюда и название-пряник.
Слайд 3
На Руси первые пряники, называемые тогда «медовым хлебом», появились около 12-13 века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком и пришли к нам из Индии и Ближнего Востока.
Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками.
Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя.
Пряничную поверхность украшали разноцветной сахарной глазурью, иногда даже золотили. По своим размерам пряники могли быть самыми разнообразными: маленькими или огромными.
Для детей выпекали фигурные пряники. Кого только не изображали на них: сказочных птиц, львов, рыб, домашних животных, пароходы и даже алфавит.
Слайд 4 Лепной пряник
Лепные пряники - особый вид пряничного производства, они пришли к нам из языческой Руси.
Чтобы заслужить милость богов и их покровительство, каждому из них приносились жертвенные дары в виде пряночных животных - быки, бараны, олени, петухи.
Сегодня лепные пряники - это большая редкость. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетерка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.
Особенностью производства таких пряников являлось то, что испеченные изделия несколько раз опускались в кипяток, отчего пряники делались гладкими, светлыми и крепкими.
Слайд 5
Лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки. По сути дела каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура. Еще их называют "козули".
Слайд 6 Пряники «тетеры»
Не менее древнюю историю, чем лепные «козули», имеют и так называемые «тетеры», или «витушки», которые до сих пор делают старинных городах России, напипимер, в Каргополе
Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в забавные фигурки зверей
Слайд 7 Печатный пряник
Описание: Печатный пряник - изготавливают с помощью пряничной доски, или «пряницы», как рельефный оттиск на тесте.
Слайд 8, слайд 9
Торжественность таким пряникам придавали не только их размеры, но и соответствующие случаю сюжеты и надписи, которые шли по периметру пряника как красивое декоративное оформление. Существовало два типа пряничных досок - "штучные", позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и "наборные", когда на доске размещались несколько картинок с одним и тем же или разными сюжетами.
Слайд 10 Силуэтные пряники
Силуэтные пряники появились сравнительно недавно
Особенность такого пряника –это мягкий, линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, и не связанный с его формой , расцветка сахарной глазурью и необыкновенные рисунки, которые изображены на них.
Самые замечательные силуэтные пряники под названием «козули» выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске.
Ну а самым известным пряником в нашей стране можно назвать Тульский пряник.
Посмотрите Ребята, есть праздничные, свадебные и рождественские пряники.
И сегодня мы с вами тоже сделаем свой пряник, разукрасим его сахарной глазурью, станем настоящими пряниками. Посмотрите на экран ,что мы будем делать.
Видео роспись пряников гжель.
Практическая часть
Приготовление пряников по старинному русскому рецепту, роспись пряников цветной глазурью,
Детям раздаются заранее приготовленные пряничные коржики, кондитерские мешочки с разноцветной глазурью.На корже разноцветной глазурью дети рисуют картинки на осенние тематику.
1. | Приготовление необходимых для теста ингредиентов | 1/2 стакана муки, | |
3. | Положить в кастрюлю мед, сахар, налить воду и нагреть до 70—75°C, добавить половину просеянной муки и мелко растертые пряности и быстро перемешать деревянной лопаткой или крепкой ложкой. | 0,5 стакана мёда, | |
4. | Замешанное тесто следует обязательно хорошенько охладить до комнатной температуры (чтобы в нем не ощущалось никакой теплоты!) | Тесто, | |
5. | Добавить яйца, жирную сметану, коньяк, размягчённое сливочное масло, сок лимона | 2 яйца, | |
6. | Вымешивать тесто в течении 25-30 минут до получения вязкой пластичной консистенции теста, которое почти не липнет к столу и рукам. | Тесто, мука | |
7. | Готовое тесто кладут на ровную доску или стол. Чтобы оно не прилипало к рукам и к доске, посыпают доску и тесто мукой. Формуют руками тесто в виде кирпича, кладут его на посыпанную мукой доску. | Пряничное тесто, мука, разделочная доска, скалка. | |
8. | Тесто сверху также посыпают мукой и скалкой раскатывают в ровный пласт толщиной 5—8 мм. | Тесто, мука, скалка | |
9. | Готовый пласт теста разрезают ножом или при помощи выемок на всевозможные фигурки. | Нож, разнообразные формы –насечки | |
10. | Сбрызгивают противень холодной водой, чтобы пряники при смазке не сдвигались | Холодная вода, противень | |
11. | Перед выпечкой пряников сметают с них лишнюю муку и смазывают яйцом или лучше яичными желтками. | Метёлка для смахивания муки, пёрышко для обмазывания яйцом, | |
12. | Мелкие и тонкие пряники выпекают при температуре 220—240°С в течение 8—15 мин | Духовка или жарочный шкаф | |
13. | Сразу после выпечки протирают поверхность пряников мягкой салфеточкой или щеткой. Это увеличивает блеск изделий. | Мягкая салфетка или щёточка | |
14. | Сахар с водой кипятить до пробы на мягкий шарик. | 1 стакан сахарного песка, - 1/2 стакана воды. | |
15. | Белки взбить в густую пену. | 2 белка, миксер или веничек | |
16. | Получившийся густой горячий сироп постепенно (при непрерывном взбивании) вливать тонкой струей в предварительно хорошо взбитые белки, не прекращая взбивания массы. | Горячий сироп, взбитые белки, миксер или веничек | |
17. | Затем отложить миксер (или веничек), добавить какао для окраски глазури в желаемый цвет и, помешивая лопаточкой, нагреть до 60—65°. | 1 чайная ложка поршка-какао, лопаточка для помешивания | |
18. | Изделия глазировать кисточкой, а затем подсушить | Глазурь, кисточка для глазировки |
Заключение
По способу изготовления различают 3 вида старинных русских пряников:
1. Лепные ("козули", "тетерки")- самые древние
2. Печатные - самые популярные
3. Вырезные (силуэтные) ("архангельские козули" и пр.) - самые красивые
Печатные пряники изготавливают с помощью пряничной доски – получают печать на тесте. Отсюда и название пряников – печатные.
Лепные пряники – это объёмные пряники которые лепят руками (как из пластилина) в виде различных фигурок животных.
Особенностью производства таких пряников являлось то, что испеченные изделия несколько раз опускались в кипяток, отчего пряники делались гладкими, светлыми и крепкими. Сырьем для производства таких пряников служила грубая ржаная мука, соль и вода.
В отличие от лепных, вырезные (силуэтные) пряники — плоские. Они вырезаются из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм.
Пряники – очень вкусные и полезные, так как в состав пряничного теста входят полезные для человека продукты – мёд, сметана, цукаты, орехи, различные пряности.
Из пряничного теста можно делать не только пряники, но и пряничные дома и даже дворцы. Такой подарок будет не только полезным и вкусным, но и очень красивым.
Литература
- Библия Кондитера. Эксмо, 2009
- Потникова Т.В. Азбука домашней выпечки от А до Я. Феникс, 2010
- Сметанина Н. История хлеба на Руси. От ситного до калача. ВАКО, 2002.
- Федотов Г. Пряничные доски. / Юный техник/, № 12, 1983
- 250 рецептов современной выпечки. Сталкер, 2003.
- 1000 лучших рецептов домашней выпечки. Терция, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Конспект урока + презентация по изобразительному искусству на тему: «Печатный пряник с ярмарки», 2 кл
Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки» Тип урока: открытие нового знания Цель: знакомство с историей создания туль...
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"
Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Технологическая карта по изобразительному искусству.Тема "Печатный пряник с ярмарки". УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Дата: 04.05.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 6Кабинет: 111Студент: Колдаева И.МГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Методист: Буторина В.В...