Рабочая программа кружка "Моя Родина"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Мартьянова Любовь Федоровна

Рабочая программа кружка "Моя Родина" для обучающихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Моя Родина»

для обучающихся начальных классов

Пояснительная записка

В начальной школе в связи  с принятием  Стандартов нового поколения происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.

 Программа “ Моя Родина-Россия ” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей,  школьный музей Воинской славы,  другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности

Программа обучения рассчитана на школьников 2 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Курс программы рассчитан на  год обучения.

Занятия   проходят 1 раз в неделю, за год  34 ч

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Саратовской области, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки;

готовить и выступать с докладами и сообщениями;

работать в семейных архивах;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

сравнивать и обобщать факты;

воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  • Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка.

Содержание изучаемого курса

Тема 1: Введение (1ч)

 Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями.  

Тема  2:  « Мы живем в правовом государстве».(2ч)( формирование правовых знаний и элементарных  политических взглядов)

      Предлагаемый раздел  рассчитан на то, что  ребенок ознакомился  с:  государственными символами нашей страны, Конституцией РФ, правами и обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными политическими деятелями.
     Программа предполагает комплексный подход к развитию личности , предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического  воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.

Тема 3: «Культурное наследие нашей страны.» (2ч)(включение учащихся в сферу осмысления культурных ценностей нашей страны).

Раскрытие духовно-нравственной  стороны познания окружающего мира, его    богатства, красоты и разнообразия;  воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла  разносторонней  личности, способной  отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя частью единого общества.

ТЕМА 4: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Творческая работа “Загадочный мир названий”.

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 5: “Я и моя семья” (3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”- Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 6: «Праздники»(2ч)  включение учащихся в праздничную атмосферу, осмысления главной идеи праздника)

 Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными направлениями праздников: государственными, семейными религиозными, профессиональными  На занятии «Традиции  проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах. На  последнем уроке  ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу.  В процессе работы учащиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению, сотрудничать.

 Тема 7: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)

Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 8: “Моя улица” (2 ч) Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам села”.

Тема 9: “Наша школа” (1 ч) Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).Знаменитые выпускники .Выпускники-медалисты– дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 10: “Моя малая Родина” (2 ч)Экскурсия по достопримечательным местам Базарнокарабулакского райна.
Знаменитые люди нашего краяФорма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 11: “Природа нашего края” (4 ч)

 Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Саратовской области.  Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района,

занесенные в Красную книгу.
Памятники природы района.
Объекты природы своей области.
Климат. Проект «Огород на подоконнике»
Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

-проект «Огород на подоконнике»

а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.

Тема 12: “Что дает наш край стране” (2 ч) Знакомство с  сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.
Экскурсии на предприятия.
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Тема 13: “Наш край богат талантами” (2 ч)Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Знакомство с книгой «Славные люди земли Саратовской»Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 14: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (3 ч)Форма урока: видеоурок, беседа.События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.Встречи с ветеранамиВеликой Отечественной войны и тружениками тыла.
Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
 Тема15: «Родина» в творчестве поэтов и писателей»(3ч)(воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности)

        Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Учащиеся знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к Родине. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной кружковой работы.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во

часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Воспитательная деятельность

план

факт

07.09

Вводное занятие    

«Моя Родина»

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении   наблюдений и практикумов.

Создание ситуации понимания единства  малой родины и огромной страны России

Воспитание любви к родной школе, краю, стране.

14.09

Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг.

1

Знакомство с символами государства – Флаг, Герб,Гимн России;

способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе

Рисование «Символы России»

Воспитывать любовь к России, к своему народу, к своей малой родине.

21.09

Конституция РФ.

Права и обязанности родителей, детей

1

Понятия «правовое государство», « гражданское общество», «закон и правопорядок» Знакомство с конвенцией о правах ребёнка ,  правами детей в семье.

Составление альбома

«Моя родословная»

Воспитание гражданина, патриота своего села, своей страны.

28.09

Культурное  наследие нашей страны. Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль.

1

Ознакомление с народами России,городами , в которых живут люди разных национальностей,  с особенностями их культуры и быта

занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

Воспитание гражданина, патриота  своей страны.

05.10

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Петергоф (Петродворец).

1

Ознакомление с народами России,городами , в которых живут люди разных национальностей,  с особенностями их культуры и быта

занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

Воспитание гражданина, патриота  своей страны.

12.10

Мой край на карте Родины

1

Географическое положение области и района;

границы, история образования. Изучение местной топонимики
.

Карта Саратовской области

Творческая работа “Загадочный мир названий”

Воспитывать  бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность.

19.10

Мой край на карте Родины

1

Географическое положение области и района;

границы, история образования. Изучение местной топонимики
.

Карта Саратовской области

Творческая работа “Загадочный мир названий”

Воспитывать  бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность.

26.10

Я и моя семья

Профессии моих родителей

1

Профориентация.Знакомство с миром профессий.

«Все работы хороши» выставка творческих работ

воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;   положительного отношения к труду как важной ценности

09.11

16.11

Моя родословная

2

Знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; привитие простейших навыков самоанализа.

Творческая работа «Моя родословная»

Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство   с понятием культура поведения; воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ;

23.11

Праздники

1

Понятие «праздник». Государственные, семейные, религиозные, профессиональные.

Знакомство с зимними русскими народными праздниками «Рождество»,  «Старый Новый год», обычаями, традициями и атрибутами.

Зимние приметы и пословицы .

Участие в проведении праздника Осень, славная пора!», «Рождество» Разучивание народных песен, народных игр, обрядов

Творческая мастерская «Зимние приметы»

Наблюдения за погодой.

организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и знакомство   с понятием культура поведения; формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России

30.11

Традиции проведения семейных праздников.

1

Ознакомление с особенностями проведения семейного праздника

Игра «К нам гости пришли»,  кроссворды,  конкурсы. Изготовление подарков  друг другу.

Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство   с понятием культура поведения; воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;

07.12

Дом, в котором я живу

1

Человек – верный сын природы.   Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Составление моделей, показывающих место человека в природе.

Воспитывать  бережное отношение к природе,

экологическую культуру и ответственность.

14.12

Дом, в котором я живу

1

Отличительные особенности квартиры современного человека от жилища человека древнего

Творческая  работа с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала «Дом моей мечты»

организация самообслуживания воспитание уважения к культуре и истории семьи

21.12

Моя улица

1

Знакомство с  названием улиц,расположением домов

Экскурсия по улицам села

Воспитание любви  и чувство гордости к родному краю

28.12

Моя улица

1

Знакомство с  названием улиц,расположением домов.

историческиеобъекты,

мемориальные доски

Коллективная работа

«Улица Дружбы» с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала

Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; ответственность

18.01

Наша школа

1

Знакомство с традициями школы

Экскурсия по школе ,

стенд «Гордость школы» Встреча с выпускниками

способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы

25.01.

Моя малая Родина Знаменитые люди нашего края

1

Знаменитые люди нашего края-герои Советского Союза

Экскурсия в районную библиотеку

Воспитание истинного патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа; осмысление разрушающей силы войны

01.02

Моя малая Родина Достопримечательные места родного края

1

Достопримечательные места

Творческие работы «Сердцу милый уголок»

воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности

08.02

Природа нашего края

Растения и животные.

1

Актуализировать представления детей о птицах, как о группе животных и о перелетных птицах своего края

Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  своего края.

Воспитывать  бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность

15.02


Объекты и памятники  природы.

1

Пополнить  представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы.

Красная книга Саратовской области.

Воспитывать  бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность.

22.02

Климат

1

Дать общее понятие погоды и климата.  Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины: (экологические несовпадения их с реальностью.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Воспитание экологической культуры

01.03

проект «Огород на подоконнике»

1

Пополнить  представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы.

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений Различные способы размножения комнатных растений

Воспитание ценностного и рачительного отношения к природе

15.03

22.03

Что дает наш край стране” (2 ч)

 Знакомство с  сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.
Экскурсии на предприятия.
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

2

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Знакомство с пшеницей – озимой и яровой

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга.

Экскурсии на коне- ферму,свиноферму

Воспитание уважения к людям труда, ценностное отношение к плодам труда

Воспитывать  бережное отношение к растениям, экологическую культуру и ответственность.

05.04

Наш край богат талантами Посещение творческих выставок земляков

1

Знакомство с творчеством художников и  поэтов –земляков.

Посещение картинной галереи

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями художников и поэтов.

12.04

Славные люди земли Саратовской Ю.А.Гагарин

1

Знакомство  с жизнью  и деятельностью первого космонавта.

Игра-путешествие по городу

Воспитание чувства гордости за свой народ и великую силу духа

19.04

26.04

03.05

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Посещение районной библиотеки

Встречи с ветераном ВОВ и тружениками тыла

Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

воспитание истинного патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа; осмысление разрушающей силы войны

10.05

«Родина» в творчестве поэтов и писателей. Пословицы и поговорки о Родине

1

Знакомство с устным народным творчеством

Игры  «Доскажи словечко», разучивание поговорок и пословиц

воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности

17.05

Стихи русских поэтов о Родине.

1

Знакомство с творчеством великих  русских поэтов, посвятивших Родине свои произведения

конкурс чтецов

воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности

24.05

Рассказы о Родине.

М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний детства), К.Ушинский «Наше Отечество», И.Тургенев «Деревня»

1

Знакомство с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения

конкурс чтецов

Рисунки «Это Родина моя»

воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности

31.05

Итоговое мероприятие: «Россия – Родина моя!»

1

Подведение итогов работы

Устные и письменные сообщения

Осознание своего продвижения

Итого:

34 ч.

Методическое обеспечение:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). как можно

больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

           Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
  2. Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей М.: Планета, 2011(серия «Наш Волго-Донской край»)
  3. Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. М.: Планета, 2011.(серия "Наш Волго-Донской край").
  4. Волгоград: хроника истории 1589-1989гг. Волгоград: Ниж.-Волжское кн. Изд.2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Рабочая программа по курсу "Я патриот Родины"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование, итоговый тест по курсу...

Рабочая программа по курсу "Я патриот Родины"

В данной программе представлена пояснительаня записка, тематичсекий план, календарно-тематическое планирование, итоговый тест по курсу...

Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"

Факультативный курс по краеведению в начальной школе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа кружка "Музыка Родины"

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Музыка Родины" для 1-2 классов....