Рабочая программа кружка "Моя Родина"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа кружка "Моя Родина" для обучающихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Моя Родина" | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Моя Родина»
для обучающихся начальных классов
Пояснительная записка
В начальной школе в связи с принятием Стандартов нового поколения происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.
Программа “ Моя Родина-Россия ” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, школьный музей Воинской славы, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности
Программа обучения рассчитана на школьников 2 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Курс программы рассчитан на год обучения.
Занятия проходят 1 раз в неделю, за год 34 ч
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Саратовской области, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Содержание изучаемого курса
Тема 1: Введение (1ч)
Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями.
Тема 2: « Мы живем в правовом государстве».(2ч)( формирование правовых знаний и элементарных политических взглядов)
Предлагаемый раздел рассчитан на то, что ребенок ознакомился с: государственными символами нашей страны, Конституцией РФ, правами и обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными политическими деятелями.
Программа предполагает комплексный подход к развитию личности , предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.
Тема 3: «Культурное наследие нашей страны.» (2ч)(включение учащихся в сферу осмысления культурных ценностей нашей страны).
Раскрытие духовно-нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла разносторонней личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя частью единого общества.
ТЕМА 4: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 5: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 6: «Праздники»(2ч) включение учащихся в праздничную атмосферу, осмысления главной идеи праздника)
Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными направлениями праздников: государственными, семейными религиозными, профессиональными На занятии «Традиции проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах. На последнем уроке ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу. В процессе работы учащиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению, сотрудничать.
Тема 7: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 8: “Моя улица” (2 ч) Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам села”.
Тема 9: “Наша школа” (1 ч) Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).Знаменитые выпускники .Выпускники-медалисты– дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 10: “Моя малая Родина” (2 ч)Экскурсия по достопримечательным местам Базарнокарабулакского райна.
Знаменитые люди нашего краяФорма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 11: “Природа нашего края” (4 ч)
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Саратовской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района,
занесенные в Красную книгу.
Памятники природы района.
Объекты природы своей области.
Климат. Проект «Огород на подоконнике» Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
-проект «Огород на подоконнике»
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 12: “Что дает наш край стране” (2 ч) Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.
Экскурсии на предприятия.
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 13: “Наш край богат талантами” (2 ч)Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Знакомство с книгой «Славные люди земли Саратовской»Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 14: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (3 ч)Форма урока: видеоурок, беседа.События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.Встречи с ветеранамиВеликой Отечественной войны и тружениками тыла.
Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
Тема15: «Родина» в творчестве поэтов и писателей»(3ч)(воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности)
Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Учащиеся знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к Родине. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной кружковой работы.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть | Воспитательная деятельность | |
план | факт | |||||
07.09 | Вводное занятие «Моя Родина» | 1 | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. | Создание ситуации понимания единства малой родины и огромной страны России | Воспитание любви к родной школе, краю, стране. | |
14.09 | Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг. | 1 | Знакомство с символами государства – Флаг, Герб,Гимн России; способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе | Рисование «Символы России» | Воспитывать любовь к России, к своему народу, к своей малой родине. | |
21.09 | Конституция РФ. Права и обязанности родителей, детей | 1 | Понятия «правовое государство», « гражданское общество», «закон и правопорядок» Знакомство с конвенцией о правах ребёнка , правами детей в семье. | Составление альбома «Моя родословная» | Воспитание гражданина, патриота своего села, своей страны. | |
28.09 | Культурное наследие нашей страны. Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль. | 1 | Ознакомление с народами России,городами , в которых живут люди разных национальностей, с особенностями их культуры и быта | занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская. | Воспитание гражданина, патриота своей страны. | |
05.10 | Санкт-Петербург. Эрмитаж. Петергоф (Петродворец). | 1 | Ознакомление с народами России,городами , в которых живут люди разных национальностей, с особенностями их культуры и быта | занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская. | Воспитание гражданина, патриота своей страны. | |
12.10 | Мой край на карте Родины | 1 | Географическое положение области и района; границы, история образования. Изучение местной топонимики | Карта Саратовской области Творческая работа “Загадочный мир названий” | Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность. | |
19.10 | Мой край на карте Родины | 1 | Географическое положение области и района; границы, история образования. Изучение местной топонимики | Карта Саратовской области Творческая работа “Загадочный мир названий” | Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность. | |
26.10 | Я и моя семья Профессии моих родителей | 1 | Профориентация.Знакомство с миром профессий. | «Все работы хороши» выставка творческих работ | воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; положительного отношения к труду как важной ценности | |
09.11 16.11 | Моя родословная | 2 | Знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; привитие простейших навыков самоанализа. | Творческая работа «Моя родословная» | Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; | |
23.11 | Праздники | 1 | Понятие «праздник». Государственные, семейные, религиозные, профессиональные. Знакомство с зимними русскими народными праздниками «Рождество», «Старый Новый год», обычаями, традициями и атрибутами. Зимние приметы и пословицы . | Участие в проведении праздника Осень, славная пора!», «Рождество» Разучивание народных песен, народных игр, обрядов Творческая мастерская «Зимние приметы» Наблюдения за погодой. | организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и знакомство с понятием культура поведения; формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России | |
30.11 | Традиции проведения семейных праздников. | 1 | Ознакомление с особенностями проведения семейного праздника | Игра «К нам гости пришли», кроссворды, конкурсы. Изготовление подарков друг другу. | Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; | |
07.12 | Дом, в котором я живу | 1 | Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | Составление моделей, показывающих место человека в природе. | Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность. | |
14.12 | Дом, в котором я живу | 1 | Отличительные особенности квартиры современного человека от жилища человека древнего | Творческая работа с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала «Дом моей мечты» | организация самообслуживания воспитание уважения к культуре и истории семьи | |
21.12 | Моя улица | 1 | Знакомство с названием улиц,расположением домов | Экскурсия по улицам села | Воспитание любви и чувство гордости к родному краю | |
28.12 | Моя улица | 1 | Знакомство с названием улиц,расположением домов. историческиеобъекты, мемориальные доски | Коллективная работа «Улица Дружбы» с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала | Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; ответственность | |
18.01 | Наша школа | 1 | Знакомство с традициями школы | Экскурсия по школе , стенд «Гордость школы» Встреча с выпускниками | способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы | |
25.01. | Моя малая Родина Знаменитые люди нашего края | 1 | Знаменитые люди нашего края-герои Советского Союза | Экскурсия в районную библиотеку | Воспитание истинного патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа; осмысление разрушающей силы войны | |
01.02 | Моя малая Родина Достопримечательные места родного края | 1 | Достопримечательные места | Творческие работы «Сердцу милый уголок» | воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности | |
08.02 | Природа нашего края Растения и животные. | 1 | Актуализировать представления детей о птицах, как о группе животных и о перелетных птицах своего края | Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц своего края. | Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность | |
15.02 |
| 1 | Пополнить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. | Красная книга Саратовской области. | Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и ответственность. | |
22.02 | Климат | 1 | Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Предсказание погоды по народным приметам | Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины: (экологические несовпадения их с реальностью. | Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Воспитание экологической культуры | |
01.03 | проект «Огород на подоконнике» | 1 | Пополнить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. | Практическая работа по обработке почвы комнатных растений Различные способы размножения комнатных растений | Воспитание ценностного и рачительного отношения к природе | |
15.03 22.03 | Что дает наш край стране” (2 ч) Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их история. | 2 | Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Знакомство с пшеницей – озимой и яровой | Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга. Экскурсии на коне- ферму,свиноферму | Воспитание уважения к людям труда, ценностное отношение к плодам труда Воспитывать бережное отношение к растениям, экологическую культуру и ответственность. | |
05.04 | Наш край богат талантами Посещение творческих выставок земляков | 1 | Знакомство с творчеством художников и поэтов –земляков. | Посещение картинной галереи | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями художников и поэтов. | |
12.04 | Славные люди земли Саратовской Ю.А.Гагарин | 1 | Знакомство с жизнью и деятельностью первого космонавта. | Игра-путешествие по городу | Воспитание чувства гордости за свой народ и великую силу духа | |
19.04 26.04 03.05 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 3 | События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. | Посещение районной библиотеки Встречи с ветераном ВОВ и тружениками тыла Творческая работа “Расскажи о своем герое”. | воспитание истинного патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа; осмысление разрушающей силы войны | |
10.05 | «Родина» в творчестве поэтов и писателей. Пословицы и поговорки о Родине | 1 | Знакомство с устным народным творчеством | Игры «Доскажи словечко», разучивание поговорок и пословиц | воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности | |
17.05 | Стихи русских поэтов о Родине. | 1 | Знакомство с творчеством великих русских поэтов, посвятивших Родине свои произведения | конкурс чтецов | воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности | |
24.05 | Рассказы о Родине. М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний детства), К.Ушинский «Наше Отечество», И.Тургенев «Деревня» | 1 | Знакомство с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения | конкурс чтецов Рисунки «Это Родина моя» | воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности | |
31.05 | Итоговое мероприятие: «Россия – Родина моя!» | 1 | Подведение итогов работы | Устные и письменные сообщения | Осознание своего продвижения | |
Итого: | 34 ч. |
Методическое обеспечение:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). как можно
больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
- Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей М.: Планета, 2011(серия «Наш Волго-Донской край»)
- Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. М.: Планета, 2011.(серия "Наш Волго-Донской край").
- Волгоград: хроника истории 1589-1989гг. Волгоград: Ниж.-Волжское кн. Изд.2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....
Рабочая программа по курсу "Я патриот Родины"
В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование, итоговый тест по курсу...
Рабочая программа по курсу "Я патриот Родины"
В данной программе представлена пояснительаня записка, тематичсекий план, календарно-тематическое планирование, итоговый тест по курсу...
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа кружка "Музыка Родины"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Музыка Родины" для 1-2 классов....