Программа кружка Оригами 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса « Волшебство оригами» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования:
Закон « Об образовании в РФ» в № 273- ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241 и 22. 09. 2011г. № 2357);
Занятия по оригами были составлены по материалам книги С.Ю. Афонькина и Е.Ю.Афонькиной. Дополнительный материал из книги Т.Б.Сержантовой «365 моделей оригами», Т.И.Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка».
Данная программа ориентирована на учащихся четвёртого класса (10-11 лет), рассчитана на один год.
- В соответствии с основной образовательной программмой начального общего образования МОУ «СОШ № 2 имени А.А. Стенина» г. Печора;
- «Программой духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников МОУ «СОШ№2» - «Дружные ребята».
Актуальность программы
Актуальность кружка «Волшебство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основными геометрическими материалами.
Практическая значимость программы: занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки.
Отличительной особенность программы Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Новизна программы
Одним из основных условий реализации образовательной программы «Волшебство оригами» является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе.
Цель программы: Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие:
-знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-обучение различным приёмам работы с бумагой;
-применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других.
Развивающие:
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-развитие мелкой моторики руки глазомера;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
Воспитательные:
-воспитание интереса к искусству оригами;
-расширение коммуникативных способностей детей;
-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
Форма занятий – В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Обучающийся научится:
-различным приемам работы с бумагой;
-различать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
-навыкам культуры труда;
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-создавать мысленный образ конструкции;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии;
-осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
-соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
-принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Составление коллективных работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Участие в районных выставках детского прикладного и технического творчества.
Система отслеживания и оценивания
результатов обучения детей
Материалы занятий будут представлены на классных выставках, соревнованиях, конкурсах.
Содержание программы
1 год обучения (33часа)
Беседа по охране труда
Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Двойной треугольник»
«Двойной квадрат»
«Конверт»
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето!
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ
Оформление выставок работ учащихся.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Учебно–тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 класс «Волшебство оригами»-33ч. (теоретических-6 ч., практических- 27 ч. ) | ||
1. | Знакомство с оригами. | 3 |
2. | Базовая форма «Треугольник». | 9 |
3. | Базовая форма «Воздушный змей». | 7 |
4. | Цветы к празднику 8 марта. | 3 |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник». | 2 |
6. | Базовая форма «Двойной квадрат». | 3 |
7. | Базовая форма «Конверт». | 2 |
8. | Базовая форма «Двойной треугольник». | 1 |
9. | Летние композиции. | 1 |
10. | Впереди – лето! | 1 |
11. | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно – тематический план
№ урока | № по теме | Тема урока | Количество часов (теоретическая часть) | Количество часов (практическая часть) | Дата уроков | Формы занятий и формы работы | |
Знакомство с оригами. | |||||||
1 | 1 | Знакомство с оригами. | 1 | Беседа. | |||
2 | 2 | Беседа по охране труда. | 1 | Беседа. | |||
3 | 3 | Правила поведения на занятиях. | 1 | Коллективная работа | |||
Базовая форма «Треугольник» | |||||||
4 | 1 | Стилизованный цветок. | 1 | Работа в паре. | |||
5 | 2 | Лисенок и собачка. | 1 | Работа в группах. | |||
6 | 3 | Котик и бычок. | 1 | Работа в группах. | |||
7 | 4 | Яхта и пароход. | 1 | Работа в группах. | |||
8 | 5 | Композиция «Кораблики в море». | 1 | Коллективная работа | |||
9 | 6 | Стаканчик и фуражка. | 1 | Индивидуальная работа | |||
10 | 7 | Синица и снегирь. | 1 | Работа в парах. | |||
11 | 8 | Композиция «Птицы в лесу». | 1 | Коллективная работа | |||
12 | 9 | Оформление выставки. | 1 | Выставка изделий. | |||
Базовая форма «Воздушный змей» | |||||||
13 | 1 |
| 1 | Работа в группах. | |||
14 | 2 | Курочка и петушок. | 1 | Конкурс изделий | |||
15 | 3 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | Работа в группах. | |||
16 | 4 | Ворона. | 1 | Работа в парах. | |||
17 | 5 | Сказочная птица. | 1 | Индивидуальная работа. | |||
18 | 6 | Сова. | 1 | Работа в парах. | |||
19 | 7 | Диагностика по итогам 1 полугодия. Оформление выставки. | 1 | Индивидуальная работа. | |||
Цветы к празднику 8 марта | |||||||
20 | 1 | Открытка «Букет гвоздичек». | 1 | Выставка работ. | |||
21 | 2 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 1 | Выставка работ. | |||
22 | 3 | Подснежник. | 1 | Конкурс. | |||
Базовая форма «Двойной треугольник» | |||||||
23 | 1 | Рыбка и бабочка. | 1 | Работа в группах. | |||
24 | 2 | Головастик и жук. | 1 | Работа в парах. | |||
Базовая форма «Двойной квадрат». | |||||||
25 | 1 | Жаба. | 1 | Работа в парах. | |||
26 | 2 | Композиция «Островок в пруду». | 1 | Работа в группах. | |||
27 | 3 | Яхта. | 1 | Выставка работ. | |||
Базовая форма «Конверт» | |||||||
28 | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа. | |||
29 | 2 | Композиция «В море». | 1 | Коллективная работа | |||
Базовая форма «Двойной треугольник» | |||||||
30 | 1 | Лилия. | 1 | Работа в группах. | |||
Летние композиции. | |||||||
31 | 1 | Нарцисс. | 1 | Выставка работ. | |||
Впереди – лето! | |||||||
32 | 1 | Парусный кораблик - гонки на столе. | 1 | Соревнование | |||
Итоговое занятие | |||||||
33 | 1 |
| 1 | Праздник. | |||
Список литературы для педагога.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Программа кружка "Оригами", для 1-4 классов
Работа с обучающимися 1-4 классов, по программе "Оригами"....
Программа кружка "Оригами"
Программа разработана для учащихся 2 класса...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только...
Программа кружка «Оригами»
Рабочая программа «Оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся в...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Рабочая программа кружка "Оригами" 1 год обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОРИГАМИ»
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетв...