Рабочая программа кружка "Оригами"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа кружка "Оригами" 1 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_1_klass.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеомская средняя школа №2»
Нижнеомский муниципальный район
Омская область
Рассмотрено: Заседание ШМО протокол № ___ от _________ | Согласовано: Заместитель директора по ВР ______________________ | Утверждаю: Директор МБОУ “Нижнеомская СШ № 2” ____________О.А. Муравьёва приказ № __________ от ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Оригами»
художественное направление
для учащихся 1 класса
срок реализации - 1 год
Автор составитель: Густова Ольга Николаевна,
первая квалификационная категория
с. Нижняя Омка
2020- 2021 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия в данном кружке позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области «Технология», «Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудио с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Срок реализации программы 1 год. Работа рассчитана на 33 часа.
Периодичность занятий – 1 час в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.
Задачи:
- Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
- Развивать воображение, художественный вкус, чувство прекрасного.
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
- Формировать представление об эстетических идеалах.
Значение оригами для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Описание курса в учебном плане
Общекультурное направление по внеурочной деятельности в первом классе представлено кружком «Оригами». По учебному плану общеобразовательного учреждения на этот кружок выделяется 1 час в неделю, в соответствии, с чем и составлена рабочая программа для 1 класса, рассчитанная на 33 часа в год.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15-20 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования бумаги.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с бумагой.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
• Участие в школьных конкурсах.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
•Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
-Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Тематический план 1 год обучения(33 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Знакомство с оригами | 1 | 1 | |
2. | Квадрат- основная фигура оригами | 1 | 3 | 4 |
3. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 3 | 4 |
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | |
7. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | |
8. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 3 |
9. | Впереди - лето! | 2 | 2 | |
10. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 7 | 26 | 33 |
Содержание
Знакомство с оригами 1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Квадрат – основная форма оригами 4 ч.
Знакомство с понятием «базовые формы».
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Базовая форма: «Треугольник» 5 ч.
Стилизованный цветок.
Лисёнок и собачка.
Яхта и пароход.
Стаканчик.
Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
Базовая форма: «Воздушный змей» 5ч.
Кролик и щенок.
Курочка и петушок.
Сова.
Сказочные птицы.
Композиция «Домашние птицы на лужайке».
Базовая форма: «Двойной треугольник» 3 ч.
Рыбка и бабочка.
Головастик и жук.
Лилия.
Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч.
Жаба. Яхта.
Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Конверт» 3 ч.
Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
Цветы к празднику 8 Марта 3 ч.
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции 2 ч.
Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Впереди – лето! 2 ч.
Парусный кораблик.
Соревнования «Гонки на столе».
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ 2 ч.
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Ресурсное обеспечение программы
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- принтер;
Экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике
Специфическое оборудование:
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:
Линейки
Треугольники
Бумага для оригами
Простые карандаши
Цветные карандаши
Ластики
Фломастеры
Бумажные салфетки
Трафареты с кругами
Ножницы
Клей ПВА
Кисточки для клея
Клеенки
Список литературы
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детейи взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план. | Примечание |
1 | Формирование группы. | 1 | ||
2 | Беседа по охране труда. | 1 | ||
3 | Правила поведения на занятиях. | 1 | ||
4 | Базовая форма «Треугольник» Стилизованный цветок. | 1 | ||
5 | Лисенок и собачка. | 1 | ||
6 | Котик и бычок. | 1 | ||
7 | Яхта и пароход. | 1 | ||
8 | Композиция «Кораблики в море». | 1 | ||
9 | Стаканчик и фуражка. | 1 | ||
10 | Синица и снегирь. | 1 | ||
11 | Композиция «Птицы в лесу». | 1 | ||
12 | Оформление выставки. | 1 | ||
13 | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | ||
14 | Курочка и петушок. | 1 | ||
15 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | ||
16 | Ворона. | 1 | ||
17 | Сказочная птица. | 1 | ||
18 | Сова. | 1 | ||
19 | Диагностика по итогам 1 полугодия. Оформление выставки. | 1 | ||
20 | Цветы к празднику 8 марта | 1 | ||
21 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 1 | ||
22 | Подснежник. | 1 | ||
23 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | ||
24 | Головастик и жук. | 1 | ||
25 | Базовая форма «Двойной квадрат».Жаба. | 1 | ||
26 | Композиция «Островок в пруду». | 1 | ||
27 | Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта. | 1 | ||
28 | Базовая форма «Конверт» | 1 | ||
29 | Композиция «В море». | 1 | ||
30 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | ||
31 | Летние композиции. Нарцисс. | 1 | ||
32 | Впереди – лето! | 1 | ||
33 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...