РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОРИГАМИ»
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоаннинская основная школа № 2
Новоаннинского муниципального района Волгоградской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНАЮ
На заседании методического совета школы Директор МКОУ Новоаннинской ОШ № 2
Протокол № __ от «___» ___________ 2021 года __________________/Борисова Е.В../
Руководитель МС: __________ О. В. Кирпичева «___» _____________ 2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ОРИГАМИ»
на 2021 – 2022 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Учитель: Провоторова Валентина Петровна
Квалификационная категория: первая
Новоаннинский, 2021 год
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель программы
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Учебно-тематический план.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Знакомство с оригами | 1 |
2 | Квадрат- основная фигура оригами | 2 |
3 | Базовая форма «Треугольник» | 5 |
4 | Базовая форма «Воздушный змей» | 6 |
5 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 |
6 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 |
7 | Базовая форма «Конверт» | 2 |
8 | Цветы к празднику 8 марта | 3 |
9 | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 |
10 | Базовая форма: «Рыба» | 2 |
11 | Базовая форма: «Дверь» | 3 |
12 | Базовая форма «Дом» | 2 |
13 | Впереди - лето! | 1 |
14 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | 2 |
ИТОГО: | 34 |
Средства обучения:
- методические пособия и книги по оригами;
- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;
- инструменты, материалы и принадлежности
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
Знакомство с оригами | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. | 1 |
Квадрат – основная форма оригами | ||
2 | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | 2 |
Базовая форма: «Треугольник» | ||
3 | Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Домик с крыльцом, домик с трубой. | 5 |
Базовая форма: «Воздушный змей» | ||
4 | Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке». Лебеди. | 6 |
Базовая форма: «Двойной треугольник» | ||
5 | Бабочка. Лилия | 2 |
Базовая форма: «Двойной квадрат» | ||
6 | Жаба. Золотая рыбка. Композиция «Аквариум». | 3 |
Базовая форма «Конверт» | ||
7 | Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Рыбка-бабочка. Оформление аквариума. | 2 |
Цветы к празднику 8 Марта | ||
8 | 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | 3 |
Базовая форма: «Рыба» | ||
9 | Пингвин. Композиция «Пингвины на льду». | 2 |
Базовая форма: «Дверь» | ||
10 | Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». | 3 |
Базовая форма «Дом» | ||
11 | Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. | 2 |
Впереди – лето! | ||
12 | Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе». | 1 |
Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | ||
13 | Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Оригами", для 1-4 классов
Работа с обучающимися 1-4 классов, по программе "Оригами"....
Рабочая программа кружка " Волшебный мир оригами"
Программа кружка «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обуче...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» для первого класса
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» для первого класса...
Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами"
Программа направлена на интеллектуальное и творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Рабочая программа кружка "Оригами"
Рабочая программа кружка "Оригами" 1 год обучения...