Программа воспитательной работы по экологии Зелёный лес
рабочая программа (1 класс)
Программа воспитательной работы по экологии "Зелёный лес" для учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_po_ekologii_zelyonyy_les.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Программа
воспитательной работы
по экологии
«Зелёный лес»
для учащихся 1 классов
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ибрагимова Ж.А.
учитель начальных классов
Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся важными качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Ведь здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит и качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основой проявления экологической культуры является деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, использование ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли является начальная ступень общеобразовательной школы. Общаясь с природой и изучая её, младший школьник постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому для работы с первоклассниками был выбран экологический проект "Зелёный лес". В качестве объекта исследований детьми выбрано дерево, так как деревья играют большую роль в нашей жизни.
Проблема:
Деревья окружают нас постоянно. Но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Зачастую дети воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Так как у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Деревья – это крупные объекты. С деревьями ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цель проекта: выяснить представления детей о деревьях, заинтересовать проблемой, формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга.
Задачи проекта:
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать такие умственные операции, как сравнение и обобщение;
- развивать познавательный интерес к живой природе, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
- прививать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
- Определять цель выполнения работы под руководством учителя;
- Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
- Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
Коммуникативные
- Уметь согласованно работать в группе;
- Воспитывать взаимодействие и сотрудничество;
- Уметь подчиняться правилам;
- Уметь разрешать конфликты;
- Уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные
- Уметь слушать и понимать речь других;
- Уметь отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
- Уметь классифицировать, наблюдать, обобщать.
Личностные
- Уметь делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения)
Работа с родителями. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс родителей.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: учащиеся 1-х классов, родителей.
Сроки выполнения проекта: долгосрочный ( 1 учебный год)
Перечень форм и методов реализации проекта:
- Классные часы, КВН, презентации
- Дидактические, творческие, подвижные игры
- оформление «книжек-малышек» о деревьях
- разработка экологических знаков
- Занятия оригами
- Акции по охране окружающей среды
- Экскурсии в природу
- Агитбригады
- Внеклассные мероприятия – путешествия в лесное царство.
Ожидаемые результаты:
Для учащихся
- Расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений; о неразрывной связи человека и природы;
- Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Ответственное отношение детей к окружающей среде;
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей
- Повышение уровня экологического сознания;
- Активное участие в жизни класса и школы.
Для педагога
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
- Личностный и профессиональный рост;
- Самореализация
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (реализация)
3 этап – заключительный, отчёт о проделанной работе (театрализованное представление, презентация проекта, подготовка сообщений).
Одним из способов привлечения детей к окружающей природе являются экскурсии. Во время проведения с детьми прогулок в парк, дети учатся наблюдать за природой, пробуждается интерес к окружающему миру, обращается внимание детей на форму и окраску листьев деревьев, внешний вид деревьев, знакомятся с различными породами деревьев.
Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние («беспокоится», «радуется», «боится», «просит ласки»). Поэтому ребятам предлагаются задания, связанные с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы: лист какого – то дерева, веточки дерева, самого дерева и т.д. Темы таких заданий: «Выглянул из почки первый нежный, зелёненький листочек, он подумал…», «Посреди полянки вырос маленький дубочек. Рос он рос и вдруг…..». Ребятам очень нравятся задания такого характера. Они с удовольствием включаются в игру, используя при этом полученные ранее экологические знания. Используются разнообразные словесные дидактические игры: «Что где растет?», « Узнай по описанию?», «Опиши листочек.» , «Продолжи ряд деревьев». Эти игры проводятся во время прогулок для обобщения знаний о деревьях. Проводятся беседы с детьми, например: «Почему нельзя шуметь в лесу?». Где дети стараются дать полные ответы, на основе наблюдений, исследований. Таким образом, дети сами приходят к выводу, что по лесу надо идти тихо и спокойно, только тогда в лесу можно увидеть много интересного. Так дети сами составляют правила поведения в природе, придумывают экологические знаки «Правила поведения в лесу» в виде рисунков, коллажей.
Большую роль играет и занимательный материал в виде загадок, ребусов, пословиц, кроссвордов, стихов о природе, которые помогает детям глубже проникнуть в тайны природы, развить мышление и воображение.
Ещё одной из форм экологического воспитания является игра. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры: КВН, экологические викторины, игры-путешествия, игры-соревнования, интерактивные игры.
Игры: Игра развивает эмоции и дает много нестандартных ситуаций для умственного развития.
"Чудо-дерево", "Волшебный круг", "Закончи предложение", "Не ошибись!", "Берёзка", "Кто, что, из чего и чем?", "Кто дружит с деревом?", "Какое время года?", "Пищевые цепочки", "Кто и что делает из дерева?", "Что вырастили люди?", "Природа и человек", "Путешествие в мир природы", "Путешествие в лесное царство", "Угадай правило", пантомимы.
Большую роль в работе играют экологические акции: «Помоги дереву», «Покорми птиц». А перед Новым годом проводится акция «Береги ёлочку». Цель данной акции: убедить ребят в том, что не стоит рубить ели и сосны ради нескольких праздничных дней. Для этого ребятам предлагается выступить агитбригадой перед учащимися начальной школы.
Классные часы: "Превращение бумажного листка", "Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы", "Превращение бумажного листка" и другие. Тематика классных часов способствует воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё.
Экологический театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы.
Участвуя в коллективной работе, ребенок увидит конечный её результат - спектакль, и почувствует важность своего вклада. Так на заключительном этапе проекта организуется и проводится театрализованное представление «Путешествие зайчонка» или «По лесным тропинкам». Основная идея спектакля сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам.
В рамках заключительного этапа проводятся: занятие с дошколятами или с учащимися других первых классов на тему: «Удивительный мир деревьев». Цель данного занятия – расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы. Ребятам предлагаются загадки, ребусы, рассказы о деревьях с презентациями, а также отметили важность экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нарисовали экологические знаки, составили коллажи. В конце занятия первоклассники предлагают дошкольникам «книжки-малышки о деревьях», а также буклеты о бережном отношении к природе, которые готовят сами.
Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
План мероприятий по реализации экологического проекта "Зелёный лес".
1 этап- подготовительный | |||||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Взаимодействие с семьей | Примечание | ||
1.Беседа с детьми о видах деревьев (выявление уровня знаний детей о деревьях) | Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проекта. | Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. | На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта. | ||
2 этап - основной | |||||
1.Экскурсии в природу, в парк. | Помощь детям в подготовке сообщений "Откуда берется бумага" |
| |||
3 этап - заключительный | |||||
| · Театрализованное представление "По лесным тропинкам" для дошкольников, учащихся начальной школы. | | На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации | ||
|
Литература:
- Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - № 12
- Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005
- Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001/
- Познавательная и занимательная экология: познавательные и занимательные материалы по экологии и природоведению. Методическое пособие для учителя /Сост. Буланый Ю.И.- Саратов: Научная книга, 2003 Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе// Начальная школа. – 2000.- №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...