Статья "Игра как средство развития способностей первоклассников в работе воспитателя"
статья

Васильева Марина Владиславовна

В статье представлен обзор игр и упражнений, направленных на общее развитие обучабщихся первого класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития способностей первоклассников в работе воспитателя.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности, разными возможностями физического, психического, интеллектуального развития. У них неодинаково развито внимание, способность запоминать и осознавать получаемую информацию. Некоторые дети вовсе не посещали детские дошкольные образовательные учреждения, и класс – это, возможно, их первый опыт коллективного общения. Такой разный уровень возможностей детей становится едва ли не основной проблемой обучения и воспитания первоклассников.

Важно учитывать, что ведущим видом деятельности у дошкольников была игра. Она остается невероятно значимой и в младшей школе, особенно у первоклассников. Поэтому в воспитательской деятельности следует стараться проводить занятие в после урочное время в форме игры или с ее элементами.

Игра как феномен общечеловеческой культуры развивает, обучает, воспитывает, социализирует, развлекает, организует досуг…

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Как правило, одна форма игровой деятельности решает сразу несколько воспитательных задач и может быть направлена на развитие мелкой моторики, координации, внимания, памяти, воображения, создание дружного коллектива.

Для того, чтобы игра действительно стала помощником воспитателя в развитии разносторонней личности ребенка, можно выделить несколько положений, которые важно учитывать в деятельности воспитателя:

1.Регулярность. Игровые развивающие занятия должны проводиться не от случая к случаю, а иметь свое четко отведенное время ежедневно в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

2.Продолжительность. Игровые развивающие занятия на начальном этапе освоения могут начинаться с 5-10 минут и проводится несколько раз в день. По мере взросления детей продолжительность игровых занятий может быть увеличена до 15-20 минут.

3.Перемена вида деятельности. Игровые занятия не должны повторять вид деятельности, который только что использовался другими педагогами или вами. Смена вида деятельности занятия – основа возникновения интереса детей к проводимой игровой деятельности.

4.Настроение. Занимаясь развитием интеллектуальных способностей обучающихся, надо помнить о том, что эти способности развиваются в деятельности, и что для их развития нужна высокая познавательная активность. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, обязательно педагогом должна создаваться ситуация успеха.

5. Доступность. Игра должна соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка или работать на его опережение. Правила игры должны быть понятны каждому играющему, необходимо очень четко и доступно донести их до детей.

6. Гибкость проведения. Условия игры в процессе могут несколько изменяться, если воспитатель замечает, что такие изменения станут более понятными и удобными для игры, помогут больше раскрыть таланты детей или сделать игру более увлекательной. Педагогу необходимо давать детям возможность составлять самостоятельно новые варианты заданий, а также проявить максимум своих знаний и навыков.

7. Разнообразие. После того, как определенная игра проведена уже достаточное количество раз, дети хорошо справляются с заданием, знают условия и правила игры, можно эти правила усложнить, а далее и вовсе на какое-то время «забыть» про данную игру. В арсенале воспитателя должно быть достаточное количество игр, развивающих разнообразные способности детей.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Заинтересовавшись, дети даже не замечают, что учатся.

Через игру можно и нужно развивать моторику рук. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Мелкая моторика включает в себя разнообразные движения, начиная с примитивных жестов захвата до мельчайших движений, на основе которых формируется почерк ребенка. Исследователями доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Детям с плохо развитой мелкой моторикой рук труднее дается письмо. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе наблюдаются нарушения речи, есть трудности с освоением письма, поэтому игровым занятиям по развитию мелкой моторики нужно отводить значительное внимание.

Перед любыми занятиями рекомендуется проводить тренировку мелкой моторики пальцев, кистей рук. Выбираем одну-две игры. Вот некоторые игры, которые можно использовать в работе:

- «Пальчики здороваются». Каждый пальчик поочередно «здоровается» с большим пальцем (соединяются подушечки большого пальца и поочередно указательного, среднего, безымянного, мизинца), потом пальчики «разговаривают» (постукивания подушечками друг об дуга) и «прощаются» - соединяются в обратном порядке (от мизинца к большому пальцу). Теперь пальчики «здороваются» между правой и левой рукой. Соединяем одинаковые по названию пальцы левой и правой руки и делаем надавливания 5-10 раз.

- «Пальчики пошли». Кисти рук перед собой, ладошки смотрят друг на друга. Большой палец правой руки соединен с указательным пальцем левой руки, большой палец левой руки соединен с указательным правой руки (крест на крест) меняем по очереди (пальчики пошли) участвуют 4 пальца (большой и указательный правой руки, и большой и указательный левой руки), далее большой палец остается участником, меняем указательный на средний и так далее.

- «Цветочек раскрывается». Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику. «Цветочек закрывается» Начиная с большого пальца, дети одновременно закрывают оба кулачка, загибая по одному пальчику.

- «Игра на фортепиано». Дети ставят кисти рук на стол, подражая движениям пианиста. Синхронно руки поднимаются вверх и опускаются вниз двигаясь сначала вправо, затем влево. Далее движения повторяются, но руки расходятся сначала в разные стороны, затем навстречу друг другу. При поднятии рук кисти нужно расслабить, при опускании немного напрячь и надавить на стол. Далее играем «гаммы», поднимая и опуская каждый пальчик отдельно, синхронно и затем в разные стороны. Во время проведения этой игры можно включить запись игры на фортепиано, что дает дополнительный позитивный настрой.

- «Кто сильней». Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны, перехватывают руки. Повтор 5-10 раз

- «Квакушка». Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку. Появляется специфический звук, похожий на кваканье лягушки.

- «Готовим салат». Ребром ладони дети постукивают по столу, показывают, как они «рубят капусту».  «Трем морковку на терке» - кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки, поменяли руки. «Посыпаем салат солью» - движением пальцев имитируется посыпание солью. Взяли в руки ложку и вилку, «перемешиваем салат». Берем тарелку и ложку, «накладываем салат в тарелку», кушаем. Вкусно!

Так же мелкую моторику развивает штриховка, раскрашивание, аппликация, лепка, шнуровка, мозаика и другая работа руками. Совместно с развитием мелкой моторики улучшаются еще и внимание, речь, координация, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Очень важно развивать познавательные способности детей. Это связано с тренировкой различных видов памяти. Для успешного обучения ребёнку важны такие основные когнитивные способности, как память и внимание, которые принимают участие в обработке и упорядочивании информации.

Память является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребёнка плохо развита, например, оперативная, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию.

Другой значимой когнитивной функцией является внимание. На уроке детям нужно слушать, воспринимать и понимать информацию. Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, им может мешать фоновый шум за окном и т.д. — такой ребёнок может просто не понять получаемую информацию и быстро потерять интерес к занятиям.

Ещё один важнейший когнитивный навык — обработка информации. Дети со слабыми навыками обработки информации испытывают трудности с языком, чтением, письмом и математикой.

Важное значение в улучшении когнитивных способностей имеет игра, в различных видах, формах, проявлениях.  Различные упражнения и игровые тренинги, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Такие задания дают возможность ученикам отдохнуть от учебных занятий, переключиться на другой вид деятельности.

Развивающие игры - прекрасные занятия для младших школьников. Игры погружают ребёнка в процесс познания и помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. Регулярно играя в развивающие игры, ребёнок усвоит самые необходимые для жизни навыки, будет чувствовать себя увереннее в школе и ему будет легче адаптироваться в первые годы школьной жизни.

Для мозга нужна такая же зарядка, как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятия необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенок рассматривает верхнюю и нижнюю картинки и находит отличия.

Раздаточный материал содержит несколько неоконченных рисунков, несколько наполовину раскрашенных картинок. Задача - обвести овалом на верхней картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов на нижней.

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте детям небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву. Фиксируйте время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию.

Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», букву «б» подчеркни».

Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.

Игра на развитие произвольного внимания

Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят каждого нарисовать в ряд 10 треугольников (квадратов, кругов…) Когда эта работа будет завершена, предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

Игра на развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

«Самый внимательный». Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры, ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра на развитие внимания, слухового восприятия.

«Кто позвал?» Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес его имя.

Другой вариант игры. «Узнай, кто я такой». Игроки становятся в круг, водящий в середину круга, глаза у водящего завязаны платком. Водящий кружится на месте, вытянув вперед правую руку, остальные участники игры ходят по кругу и хором декламируют:

Мы идем, идем, идем,

Дружно песню мы поем.

Только петь нам надоело —

Вот оно какое дело.

Ты, водящий, не зевай,

Нас по голосу узнай.

С последними словами стихотворения все останавливаются и поворачиваются лицом в круг. Водящий одновременно со всеми тоже прекращает движение, и, таким образом, его рука будет указывать на кого-то из игроков, который должен сказать: «Угадай, кто я!» Если водящий правильно узнает игрока по голосу, то они меняются местами, если же попытка оказывается неудачной, водящий остается на своем месте, игра продолжается. Абсолютного победителя в этой игре нет, так что играть в нее можно сколько угодно.

Игра на развитие внимания, слухового восприятия

«Кто внимательный?» Воспитатель садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом разложены игрушки. Взрослый предупреждает, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: «Женя, возьми мишку, посади в машину», «Ваня, покатай мишку в машине по столу» «Даша, возьми расческу и причеши мишку», «Даня, посади мишку себе на колени», «Алиса, возьми мишку у Дани и погладь его по голове», «Саша, возьми мишку у Алисы и покачай ее на ручках», «Кирилл, попроси мишку у Саши и передай его Жене» так далее. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко. Постепенно задачи нужно усложнять.

Игра на развитие внимания, слухового восприятия, общения

«Испорченный телефон»

В этой игре чем больше игроков, тем лучше. Первый участник произносит шепотом два-три слова на ухо второму игроку, второй шепотом передает третьему то, что услышал, третий – четвертому, и так далее. Последний игрок вслух говорит то, что услышал. Если он угадал, то «телефон» признается исправным.

Игра на развитие памяти

«Я положил в мешок...». Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь; «Я положил в мешок яблоки и бананы». Дальше следующий повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Игра «Самый внимательный». Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игры на развитие переключения внимания

«Летает – не летает». Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Игра “Съедобное – несъедобное”. Прекрасная детская игра, которая развивает фантазию, быстроту реакции и чувство юмора. Перед началом игры выбирается ведущий. Все остальные игроки садятся напротив него. Ведущий стоит с мячом напротив игроков и поочередно кидает им мяч, называя любое слово. Участник должен успеть среагировать и решить нужно ли ловить мяч или нет. Решение будет принято в зависимости от названного слова, если названо то, что можно съесть, то игрок должен поймать мяч, если нет – то он должен отбросить мячик. Если игрок перепутал и “съел несъедобное”, то он становится ведущим.

Игра «Дни недели». Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека. К сожалению, первоклассники часто путают право и лево, не могут найти предмет по словесному описанию, поэтому практикуются игры на ориентацию в пространстве:

Игра «Роботы». Взрослый подает детям команду превратиться в роботов. С этого момента они должны строго выполнять команды ведущего: «Роботы, сделать шаг вперед, повернуться направо, развернуться обратно, сделать два шага назад, повернуться два раза налево, поднять правую руку, согните и поднимите левую ногу, вытяните вперед две руки, опустите левую руку, подпрыгните два раза. Сделайте шаг вперед, вернитесь на место, сделайте два шага назад, правой рукой коснитесь левого уха, левой рукой указательным пальцем дотроньтесь до кончика носа, правую руку положите на голову, левую руку положите на живот, погладь себя по голове, правую руку на пояс, левую вперед, топни левой ногой, попрыгай на правой ноге, помаши правой рукой, почеши правой рукой левое ухо, закрой правый глаз левой рукой…».

«Автомобиль». Необходимо расставить по комнате разные предметы (столы, стулья и так далее), сказав ребёнку, чтобы он представил, что он автомобиль. После этого ребёнку надо завязать глаза, и с помощью подсказок взрослого он будет «ехать» по маршруту, огибая препятствия.

Кроме занятий на развитие способностей детей к обучению, очень важно развивать и творческую направленность. Для этого подойдут игры типа:

«Договори слово». Эта игра помогает расширить словарный запас и кругозор, тренирует память и развивает логическое мышление. Суть игры: первый игрок называет слово, на последнюю букву которого должен вспомнить слово следующий игрок. Далее каждый игрок говорит слово на последнюю букву предыдущего слова. Игру можно усложнить, если сузить сферу слов: например, называть только города, животных, овощи и так далее.

«Рисунки мыльными пузырями». Игра развивает творческое мышление и фантазию. Смешайте пять столовых ложек гуаши, одну столовую ложку шампуня или жидкости для мытья посуды и одну чайную ложку воды. В полученную смесь опустите трубочку для сока и взбейте, чтобы получилась пена. Поднесите к этой пене лист бумаги, на нём появятся необычные формы. Закончить рисунок можно с помощью фломастеров и красок.

«Что бы это значило?». Педагог заранее наклеивает на чистый лист для рисования наклейку с изображением какого-то предмета. И предлагает детям придумать историю и нарисовать рисунок с участием этой наклейки. Получается очень интересно и весело.

«Крокодил». На листиках пишутся слова. Один из участников выбирает слово в случайном порядке и пытается изобразить то, что написано на листке. Другие участники игры должны отгадать загаданное слово. Изображающий может использовать только мимику, движения и жесты. Кто отгадал загаданное слово — берет следующий листок бумаги.

Важным аспектом проведения игровой деятельности является место проведения занятий. Даже если заниматься приходится в том же кабинете, где до этого дети учились, нужно что-то изменить в пространстве, например, переместиться в другую часть класса, противоположную относительно доски. Можно составить парты в любую геометрическую фигуру, попробуйте рассадить ребят на стульчики полукругом возле себя, или вовсе предложите им прилечь на коврики для йоги, немного сдвинув парты в сторону доски. Главное – почаще менять обстановку в месте проведения занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

«Оценка – как средство развития способности к вариативности в младшем школьном возрасте».

В современном мире мы сталкиваемся с тем, что ребенок часто мыслит стандартно, предлагая один вариант ответа на поставленный вопрос. Ему очень трудно  о...

«Кружковая деятельность как средство развития творческих способностей первоклассников».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.Исходя из цели, определены следующие зада...

Оригами как средство развития способностей школьников в учебно-воспитательном процессе

Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способност...

Современные технологии как средство развития способностей детей.

Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед учителем задачи всесторонне развитой, творческой свободной личности. Прои...

Использование сказок как средства развития речи в коррекционной работе по преодолению алалии

Применение на коррекционных занятиях данных видов работы позволяет наиболее полно использовать сказочный сюжет для развития речевых и неречевых функций ребенка с системным недоразвитием речи, включая ...

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей первоклассников»

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей, не может быть одинаковым у всех детей. С этой целью были созданы нетрадиционные техники рисования (НТР), где разнообразие способов...