Оригами как средство развития способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
статья ( класс) по теме
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики — сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
Для здорового существования и совершенствования целостной природы ребёнка в начальный период обучения в школе очень важна игра, а также предметно – практическое творчество. Ребёнку нужен положительный эмоциональный отклик, который он мог бы получать в результате совершения тех или иных действий в процессе своей деятельности.
Для того, чтобы активизировать развитие ребёнка нужны особые средства, особые приёмы, которые позволят:
- обогатить развивающую среду эмоциональным и образным содержанием;
- акцентировать внимание на развитии мелкой моторики или развитии тонких ручных движений.
Благоприятно на развитие ребёнка младшего школьного возраста влияет применение оригами в качестве развития школьника.
Оригами - искусство складывания из бумаги. Оно возникало буквально в каждой стране вскоре после изобретения и сколько-нибудь широкого использования бумаги. Поэтому складывание из бумаги связано с общечеловеческими природными потребностями и интересами.
Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. Оригами в переводе с японского «ори» - бумага, « ками» - складывать.
Делая выбор в пользу оригами, учитель , тем самым, выбирает, такую технологию, которая способствует целостному развитию личности ребенка. Младшие школьники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами, а с какого-то времени зарисовывают схемы новых понравившихся фигур.
Педагоги заметили, что оригами позволяет выявить (пробудить), успешно и увлекательно взрастить, натренировать такие важные природные способности воспитанников как логическая и образная память, мышление, внимание.
Медики и физиологи обратили внимание на то, что сосредоточенные занятия оригами на положительном эмоциональном фоне замечательно освобождают от накапливающихся, особенно при напряжённой учёбе по обычным технологиям или от длительного вынужденного пребывания в больницах, хронических нервных стрессов.
По итогам исследований в японских школах стало широко применяться оригами, а само складывание (к примеру, журавликов) пропагандироваться как занятие, приносящие мир и счастье в семье и удачу в жизни.
Выбирая оригами, многих педагогов заинтересовала не столько эстетическая сторона, сколько возможность использования оригами для развития всех психических процессов, повышения обучаемости на основе эмоционального самовыражения. А также, выбирая оригами, учёные, педагоги, психологи обращали и обращают внимание на развитие мелкой моторики рук.
Что же это такое и для чего её нужно развивать? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
От развития мелкой моторики зависит:
- формирование основных практических умений ребенка (овладение ложкой, развязывание и расшнуровывание одежды и обуви, рисование фломастером кистью, вырезание ножницами, пересыпание, готовность руки к письму и т.п.).
- развитие речи. Когда ребёнок манипулирует мелкими предметами, развиваются соответствующие зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи.
- развитие интеллектуальных способностей, внимания, памяти, мышления, воображения.
Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая, под этим связь руки с мыслительными способностями. Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг». Человек, который сдвинул гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.
Именно эти высказывания заставляют современных педагогов обратить внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.
Оригами – один из видов деятельности, которые, действительно, интересны ребёнку. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги.
Какое же значение имеет оригами для развития ребёнка:
- ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук;
- улучшает пространственное воображение, глазомер;
- развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами;
- знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;
- учит аккуратности, последовательности;
- формирует терпение, смекалку.
Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:
- занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;
- стимулирует поисковую деятельность;
- оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;
- оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;
- способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.
Оригами занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.
Ещё в 1918 году А. В. Луначарский написал: «Как доказал опыт американских и норвежской школы, достаточно весёлая и напряженная работа буквально истребляет в классе все те инцинденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинированные взыскания. Умейте занять детей – вот единственное правило школьной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Актуальные проблемы этического образования....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
Технология игры как средства активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе
Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов школьников, помнить, что развитие идет от ...
Игра как средство обеспечения качества организации учебно-воспитательного процесса
Игра как средство обеспечения качества организации учебно-воспитательного процесса...
Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов "Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе...