Использование сказок как средства развития речи в коррекционной работе по преодолению алалии
методическая разработка
Применение на коррекционных занятиях данных видов работы позволяет наиболее полно использовать сказочный сюжет для развития речевых и неречевых функций ребенка с системным недоразвитием речи, включая мимику и жесты. Текст сказки используется в качестве основы занятия, в ходе которого осуществляется: развитие оптико-пространственных функций, обогащение лексического запаса, развитие фонематических навыков, совершенствование грамматического строя речи, совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие высших психических функций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование сказок как средства развития речи в коррекционной работе по преодолению алалии
Коррекционная работа по преодолению системного недоразвития речи у неговорящих детей включает в себя не только воздействие на различные компоненты речевой функциональной системы, но и развитие неречевых психических функций, таких как слуховые, психомоторные, оптико-пространственные.
Развитие речи начинается с активизации уже имеющихся у ребенка минимальных способностей к восприятию речи и порождению собственных высказываний. Данные способности совершенствуются при помощи разнообразных приемов и методов.
Специалисты, которые занимаются воспитанием и обучением неговорящих детей, часто в своей работе опираются на возможности сказок, не только авторских и классических, но и специально придуманных, с целью достижения обучающих, воспитательных и коррекционных задач.
Применение сказок в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи имеет следующие преимущества:
- простота и занимательность сюжета сказки позволяет обыгрывать действия персонажей посредством разнообразных заданий, которые направлены на развитие неречевых и речевых функций;
- персонажи сказок, их действия могут быть обозначены простыми по структуре словами или звукоподражаниями, которые легко включаются в экспрессивную речь ребенка;
- дети, которые испытывают трудности в понимании обращенной речи, благодаря сказкам оказываются способными воспринимать простой сюжет сказки, который включает множество повторов и устойчивых оборотов;
- в контексте сказки ребенку легче воспринимать новые слова и даже развернутые инструкции к заданиям, в которых обыгрываются сюжетные ходы сказки и действия персонажей;
- беря за основу простые и в то же время разнообразные действия, которые совершают персонажи сказок, попевок из текста существенно развивается не только речевая, но и двигательная сфера ребенка посредством координации речи с движением.
Коррекционное занятие может быть целиком построено на основе сюжета сказки, а на более поздних этапах возможно использование текстов сказок лишь в отдельных видах работы. Последовательность включения сказок в игровые занятия обуславливаются дидактическим принципом «от простого к сложному», а именно:
1) Структурно-синтаксические особенности текста. На первых занятиях используются простые сказочные сюжеты, либо бытовой сюжет, который содержит единственное событие. Затем - сказки, представляющие собой развернутый ряд разнообразных событий.
2) Морфологические и фонетические особенности лексики. На начальных этапах в сказках действует небольшое количество персонажей, действия и названия которых могут быть оречевлены звукоподражаниями или простыми по слоговой и фонетической структуре словами (мяу, ав, ох, топ-том, баба). Позже используются сказки с большим количеством действующих лиц. Для обозначения этих персонажей используются слова более сложной слоговой структуры, ребенок повторяет попевки и несложные реплики персонажей сказки.
В соответствии с вышесказанным, предлагается следующая последовательность включения сказок в коррекционные занятия: 1. «Репка», 2. «Курочка Ряба», 3. «Колобок», 4. «Маша и медведь», 5. «Теремок». [2]
Каждая сказка является основой для 3-4 коррекционных занятий, на которых детям предлагаются следующие виды заданий:
«Совместное рассказывание» сказки. Педагог произносит текст и звукоподражания, которые должен повторить ребёнок. Позже ребенок сам произносит соответствующее звукоподражание, а затем и слово.
Задачи, которые решаются при выполнении данного вида работы: развитие навыков произносительной речи, обогащение и совершенствование просодики, развитие эмоциональной сферы, обогащение лексического запаса, обучение пониманию контекстной речи.
На заключительном этапе, при рассказывании сказки «Теремок», после знакомства с произведением со слов педагога, ребенок пересказывает самостоятельно с опорой на иллюстрации и драматизацию с помощью настольного кукольного театра.
Драматизация сказки. По ходу рассказывания сказки педагогом, ребенок должен выставить на стол картинку или фигурку персонажа, который называется в сказке, а затем с помощью этих же картинок или фигурок обыграть сюжет сказки. На этом виде работы происходит развитие слухового внимания, развитие навыка соотнесения слова с материальным объектом.
Сопоставление изображения и названия сказочного персонажа с текстом сказки. Педагог рассказывает сказку, ребенок выбирает в соответствии с названным персонажем изображающую этот персонаж карточку или фигурку, на которой написано название героя. Карточки и фигурки с названиями персонажей должны размещаться на разных подносах (карточки на подносе слева от ребенка, фигурки - справа). При этом происходит развитие навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом, обучение глобальному чтению, развитие навыка соотнесения звучащего слова с его графическим изображением.
Складывание из букв разрезной азбуки звукоподражаний и слов, встречающихся в тексте. Ребенку предлагаются буквы, необходимые для составления какого-либо выделенного из текста сказки звукоподражания или слова. При затруднениях педагог показывает ребенку карточку с написанным словом, затем ребенок по памяти или образцу складывает требуемое слово. В данном виде работы осуществляется развитие оптического гнозиса, дифференциация букв, формирование начальных навыков письма и чтения.
Формирование навыков фонематического восприятия и слухо-произносительной дифференциации гласных звуков, выделенных из слов и звукоподражаний, встречающихся в тексте сказок. Эта работа в структуре занятия применяется после работы с разрезной азбукой. В сложенном из отдельных букв слове (например, аф) педагог выделяет и называет букву, которая соответствует гласному звуку. Ребенку предлагается повторить гласный звук, запомнить его звучание и буквенный образ.
Затем педагог произносит различные речевые звуки, ребенок должен внимательно слушать и, услышав звук [а], поднимать букву, которая соответствует выделенному для изучения звуку. Таким образом, формируется навык фонематического восприятия, слухо-произносительной дифференциации и выделения гласных звуков на фоне слова.
Артикуляционная гимнастика с обыгрыванием отдельных качеств сказочных персонажей. Например, при изучении сказки «Репка» каждому персонажу приписывается определённое движение какого-либо органа артикуляции, которое ярко характеризует персонаж. Определенное артикуляционное движение соотносится с картинкой или фигуркой персонажа, чтобы впоследствии показ изображения или фигурки персонажа сказки стимулировал ребёнка к выполнению конкретного артикуляционного упражнения.
Например, дед – надуть щеки, баба – вытянуть губы «трубочкой», внучка – растянуть губы в улыбке, Жучка – высунуть язык «лопаткой», кошка – «лакаем молочко», мышка – поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
Для выработки навыка переключения движений артикуляционного аппарата, фигурки персонажей демонстрируются попеременно, ребенок в разном порядке выполняет соответствующие артикуляционные движения.
Применение на коррекционных занятиях данных видов работы позволяет наиболее полно использовать сказочный сюжет для развития речевых и неречевых функций ребенка с системным недоразвитием речи, включая мимику и жесты. Текст сказки используется в качестве основы занятия, в ходе которого осуществляется: развитие оптико-пространственных функций, обогащение лексического запаса, развитие фонематических навыков, совершенствование грамматического строя речи, совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие высших психических функций.
Литература
1. Аванесян Р.Д., Румянцева О.А., Сизова О.Б. Программа первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи //Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997.
2. Летела сова – веселая голова / Сост. Л. Грибова. М., 1986
3. Придумай слово / Под ред. О.С. Ушаковой М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (введение)
Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде....
Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (1)
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (2)
Использование пиктограмм для автоматизации звуков носит положительный характер: дети быстро закрепляют поставленные звуки в речи, постепенно укрепляется их образное мышление, развивается память, они н...
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...
Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...
«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...
Система коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Процесс письма – сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. Этот процесс осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных...