Современные технологии как средство развития способностей детей.
методическая разработка ( класс) на тему
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед учителем задачи всесторонне развитой, творческой свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения в рамках нового образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии как средство развития способностей детей.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
- личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала;
- применения современных обучающих технологий.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, видно, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
ФГОС требует от учителя умения выбирать и использовать современные образовательные технологии. Именно благодаря им, на уроках развертывается деятельность учеников. На слайде представлены современные педагогические технологии, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем же актуальность этой технологии?
Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».
Вывод:
− •проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
− • у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
− • возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
− •коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Уровневая дифференциация
В ФГОС выдвинута концепция уровневой дифференциации, согласно которой школьники, обучаясь по единой программе, получат возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательной подготовки. Достижение этого уровня свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению учебного материала.
Уровневая дифференциация обучения как педагогическая технология направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования.
Уровневая дифференциация является эффективным средством повышения качества знаний учащихся, способствует развитию их мышления, играет определяющую роль в осуществлении личностно-ориентированного подхода к учащимся, так как обеспечивает сознательное осмысление всех элементов структуры выполняемой учебной деятельности.
Уровневая дифференциация- это разновидность дифференцированного обучения, при которой определяется уровень обязательного усвоения программного материала, для учащихся возможен поэтапный учебный процесс достижений повышенных уровней.
Главной целью уровневой дифференциации является – достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего государственный стандарт образования, и при этом создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету, для усвоения изучаемого материала на более высоких уровнях. В соответствии с этим по каждой теме явно выделен уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала.
Система инновационной оценки "портфолио".
К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Основной целью оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
• Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
• Формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
• Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.
Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Проектная деятельность
На своих уроках применяю и приемы проектной деятельности, так как проектная деятельность способна развивать у ученика важнейшие компетенции, которые делятся на группы универсальных умений…
- регулятивные универсальные учебные действия - формулировать цель, составлять план, реализовать его и оценивать результат;
- познавательные универсальные учебные знания – ориентироваться в системе знаний, отбирать, перерабатывать информацию;
- личностные результаты – оценивать ситуации и поступки с разных точек зрения, объяснять свою позицию;
- регулятивные универсальные учебные действия – донести свою позицию до других, работать в команде, согласуя со всеми свои интересы ради совместной деятельности.
При выполнении каждого нового проекта по любому предмету (по программе, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Обучение в сотрудничестве
Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:
- обучение в коллективе,
- взаимооценку,
- обучение в малых группах.
Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.
При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:
- Учащиеся гораздо лучше учатся если они умеют устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
- От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
- В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Этот метод обучения не так "технологичен" так как управлять учебным процессом намного сложнее. Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).
Технология учебного диалога –
это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому технология учебного диалога является в настоящее время чрезвычайно востребованной и актуальной.
Технология учебного диалога в нашем понимании – это инструментарий, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие учителя и учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Диалог можно подразделить на три уровня:
1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень
2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.
3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).
Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
Технология учебного диалога позволяет формировать коллективный и индивидуальный субъекты учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки, а также в соответствии с требованиями госстандартов второго поколения формировать главную компетенцию современного человека – умение учитьСЯ, т. е. умение приобретать новые компетентности.
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Здоровьесберегающие технологии.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Своё выступление я хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"
Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...
«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Из опыта работы по применению информационных коммуникативных технологий, как средство развития познавательных способностей младших школьников на различных ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Игровые технологии как средство развития познавательных способностей младших школьников.
Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте....
«Информационные коммуникативные технологии , как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Мы живем в « цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!»...
«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития познавательных способностей»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С ...