Методическая разработка классного часа на тему: «Александр Прохоренко - Герой нашего времени»
методическая разработка (3, 4 класс)

Метиль Екатерина Сергеевна

Данная разработка посвящена воспитанию патриотизма и гражданственности  учащихся  начальных классов. Были поставлены задачи воспитывать у детей интерес к изучению истории на ярком примере героизма земляка  Александра Александровича Прохоренко – Героя России; сформировать представление о его героизме,  знать и чтить память героя страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

на тему: «Александр Прохоренко - Герой нашего времени»

 Содержание

  • Аннотация……………………………………………………. 3
  • Введение……………………………………………………….3
  • Пояснительная записка ………………………………………3
  • Содержание ……………………………………………………4
  • Конспект часа общения ………………………………………5
  • Заключение…………………………………………………….8
  • Список использованных источников…………………………8
  • Приложение…………………………………………………….9

Аннотация

Данная разработка посвящена воспитанию патриотизма и гражданственности  учащихся  начальных классов. Были поставлены задачи воспитывать у детей интерес к изучению истории на ярком примере героизма земляка  Александра Александровича Прохоренко – Героя России; сформировать представление о его героизме,  знать и чтить память героя страны.

                                                                       

                                                    Введение

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна.  Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста школьников. Следовательно, на каждом этапе своего развития  общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

                                                 Пояснительная записка

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у школьников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Оренбургская область– благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного народа. Современность с её мерилом успеха в виде денежных единиц рождает куда больше героев скандальной светской хроники, нежели истинных героев, своими поступками вызывающих гордость и преклонение.

Иногда кажется, что настоящие герои остались лишь на страницах книг о Великой Отечественной войне. Но в любые времена остаются те, кто готов пожертвовать самым дорогим во имя близких, во имя Родины, как земляк Александр Александрович Прохоренко.  

Истинные способности, возможности и характер человека зачастую проявляются в экстренных ситуациях, в трудное время для страны, общества, людей. В такие моменты и рождаются герои. Герои России и их подвиги навсегда вошли в историю Отечества, помнят о них люди долгие годы, рассказывают последующим поколениям. Каждый герой достоин уважения и почитания. Подвиги совершаются не во имя славы и почета. В момент их свершения люди не думают о собственной выгоде, напротив, проявляют мужество ради других людей или во имя Родины. Поэтому главной целью методической разработки является: знакомство с героем России и его подвигом, педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности и мужественности.

Задачи:

- расширить представление о понятиях «герой», «подвиг», "героизм", раскрыть образ героя на примерах из  жизни;    

- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;

- развивать умение  выбирать качества характера, свойственные герою;

- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;

- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;

- формировать активную жизненную позицию;

- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.

                                                            Содержание

В начальной школе (1–4 классы) у детей доминирует эмоционально- чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому главными формами проведения классного часа является  рассказ, беседа, виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. Для детей 7-9 лет интерес вызывают заочные путешествия: «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной». В ходе классного часа рекомендуется использовать развивающие тесты, занимательные вопросы, а также организовывать викторины и конкурсы. Классный час «Урок мужества» преследует образовательные и воспитательные цели. В связи с этим рекомендуется музыкальное и наглядное оформление урока. Песни военных лет придадут эмоциональный характер мероприятию.

              

                                                               

         

                                                        Конспект часа общения :

  1. Организационный момент
  2.  Постановка цели , определение темы классного часа.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Перед тем, как назвать тему классного часа – давайте немного поиграем. У вас на партах лежат карточки со словами (Приложение 1).  Вам нужно составить из них предложения - это могут быть высказывания каких-то известных, а может и неизвестных вам людей, и затем прочитать вслух то, что у вас получилось (обучающиеся составляют высказывания).

- Несчастна страна, у которой нет героев.

- Героизм — это победа души над телом.

- В жизни всегда есть место подвигам.

- Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях.

(затем учащиеся читают вслух получившиеся высказывания)

Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе? (учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: Да, правильно. Мы поговорим с вами о герое и героизме, ведь тема нашего классного часа: «Александр Прохоренко - Герой нашего времени». Я долго думала, какой знак препинания поставить в конце - точку, восклицательный или вопросительный знак. Но остановилась на многоточии. Почему? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего занятия. Эпиграфом к нашему часу общения я выбрала слова Алексея Толстого: "Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь". Скажите, а кто это - герои?

(Ученики высказывают свое мнение).

Учитель: Но кто же на самом деле герой?

"Герой – это человек, совершивший что-то хорошее ради других, обладающий мужеством, отвагой, смелостью, способный на самопожертвование".

 " Герой – это человек, совершивший великий подвиг", и здесь же: "Герой - это персонаж литературного произведения".

 "Герой – это человек, который спасает людей".

Карточки с пословицами (Приложение 2)

-Каких вы знаете героев?

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактуют данное понятие словари. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

 (Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)

Учитель: Герой - это человек, совершающий подвиг. А как вы понимаете слово «подвиг»? (мнение учащихся).

Учитель: А вот такое определение даётся в словаре: "Подвиг - самоотверженный героический поступок". "Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке" (слова даны на слайдах). Скажите, а кто-нибудь из вас считает себя героическим, мужественным человеком? Почему? (мнение учащихся).

Учитель: Давайте с вами попробуем составить портрет героя (на доске - слова "Внешность", "Возраст", "Профессия", "Место рождения", "Национальность", "Качества"). Помощь в этом нам окажет стихотворение

Ученица: Герой не тот, что грудь горою.

И голос – во! И руки – во!

Не громким голосом героя

Мы измеряем рост его.

Другой, глядишь, и скажет скупо,

И вид не тот, и ростом мал...

Но как высок его поступок!

Как звонок мужества металл!

И мы теряемся порою,

И нелегко бывает нам

Все подвиги и всех героев

Назвать стране по именам…

Учитель: Итак, нам важно, какая внешность у героя? (ответ: нет). Убираем эту карточку. Важно, какой возраст? Место рождения? Профессия? Национальность? А что тогда нужно, чтобы стать героем? (ответ: качества)

Учитель: Замечательный получился портрет. Вот только мучает меня вопрос: легко ли быть героем? Во имя чего или кого они готовы совершить подвиг, даже зная, что он станет для них последним? (мнение учащихся)

Учитель: Во имя веры, во имя своих убеждений можно стать героями, но я считаю, что героями становятся из-за любви. Да-да, именно любви - любви к Родине, любви к матери, любви к ближнему своему. Ведь еще Иисус Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". А как становятся героями? Может быть, ими рождаются? (мнение учащихся)

Учитель: Вернемся к теме нашего классного часа. Так почему все-таки я поставила в конце предложения многоточие? (мнение учащихся)

Учитель: Я хотела вам рассказать об Александре Прохоренко

Просмотр презентации «Один из нас. Посвящается подвигу Александра Прохоренко»

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/49361-prezentaciya-odin-iz-nas-posvyaschaetsya-podvigu-aleksandra-prohorenko.html

Александр Прохоренко родился 22 июня 1990 года в селе  Городки  Тюльганского района Оренбургской области. Отец Александр Васильевич работал трактористом, мать Наталья Леонидовна — уборщицей в администрации. В 2007 году с серебряной медалью окончил Городецкую среднюю общеобразовательную школу, поступил в Оренбургское высшее зенитное ракетное училище. В 2008 году в связи с закрытием училища был переведён в Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации, которую окончил с отличием. После окончания академии был распределен на должность специалиста группы Сил специальных операций Российской Федерации. С января 2016 года принимал участие в российской военной операции в Сирии, выполнял задачу по наведению авиаударов на важнейшие объекты террористической организации «Исламское государство», выдавая точные координаты расположения боевиков. 17 марта 2016 года Прохоренко, находившийся неделю в тылу противника, был окружён боевиками «Исламского государства» в районе населённого пункта Тадмор  (провинция Хомс, Сирия). Старший лейтенант вступил в бой с террористами и, не желая сдаваться в плен, вызвал огонь на себя. Вместе с Прохоренко погибли и окружившие его боевики «Исламского государства». О гибели Прохоренко Министерство обороны Российской Федерации  официально сообщило 24 марта 2016 года. 6 мая 2016 года тело Прохоренко было захоронено с воинскими почестями на кладбище села Городки. В день похорон в Оренбургской области был объявлен траур. Указом Президента РФ Александру Прохоренко присвоено звание Героя России посмертно. Ему не было и 26 лет.

Учитель: Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком». Помните о том, что в жизни всегда есть место подвигу и человеческой доброте, но путь к ним лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто рядом с вами.

Просмотр видеоролика «Школа Александра Прохоренко»

https://vk.com/video-165342698_456239017

Учитель: Наш классный час походит к концу. Закончить его мне хотелось бы такими словами:

          Срывает время тайного печать.

          И подвиг не забыть, не замолчать,

          Не спрятать вместе с папками в архив.

          Пока мы помним, этот подвиг жив!

Учитель: Если наша беседа хоть немного затронула вас, затронула пусть даже самый маленький кусочек вашей души, зажгла в вашем сердце хоть искорку, или просто вам понравилось то, что вы сегодня услышали, возьмите это маленькое сердечко (они лежат у вас на партах) и прикрепите его сюда, на большое сердце. Это будет знаком того, что герои живы, жива и память о них - она в наших сердцах (учащиеся прикрепляют сердечки на макет сердца и крепят его к доске).

Учитель: Спасибо вам, ребята за работу!

Фото (Приложение 3)

                                                             Заключение

В ходе данного часа общения были реализованы воспитательные задачи: развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитание у них бережного и уважительного отношения к героическому поступку, формирование уважительного отношения к Героям России. У обучающихся развиваются способности к сопереживанию, коммуникативные навыки (умение сотрудничать, выступать перед аудиторией).

Задачи каждого этапа мероприятия соответствовали поставленной цели мероприятия.  

Проведена подготовительная работа: подборка  видео и аудио материала, составление сценария, работа с материалами по теме мероприятия. В ходе подготовки мероприятия приобретены новые знания по биографии Александра Прохоренко. Такая форма патриотического воспитания является источником обогащения духовного мира обучающихся.

Методика работы соответствует  индивидуальным и психологическим качествам обучающихся.

Используемые ресурсы:

 http://www.orenday.ru/novosti/novostnaya-lenta/news290316094748

 http://www.orenday.ru/novosti/novostnaya-lenta/news290316110829

https://vk.com/video-165342698_456239017

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/49361-prezentaciya-odin-iz-nas-posvyaschaetsya-podvigu-aleksandra-prohorenko.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточки со словами:

Смелый

Трусливый

Мужественный

Злой

Честный

Безответственный

Решительный

Упорный

Добрый

Ответственный

Самоотверженный

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки с пословицами:

        

Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт

Герой        

за Родину горой

Жить

Родине служить

Врага бояться

в живых не остаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Наша дружная семья

Классный час формирует убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;  воспитывает у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;  формирует духовные и...

Методическая разработка классного часа "Профессии наших мам"

Методическая разработка  на тему "Профессии наших мам"...

Методическая разработка классного часа в 3 классе. Тема: «Будущее планеты в наших руках»

Классный час  для обучающихся 3-4 классов (с приложением). Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой:Задачи: - формиро...

Методическая разработка классного часа на тему: "Наши эмоции. Страх и тревога."

Методическая разработка классного часа на тему:"Наши эмоции. Страх и тревога."  Цель: развивать способность, оценивать настроение и состояние человека по внешним признакам;снижение...

Методическая разработка классного часа во 2 классе по теме «Братья наши меньшие»

Тема: «Братья наши меньшие»Цель: Прививать любовь к домашним животным, учить правильной заботе о них.Задачи: - обсудить по какой причине домашние животные верны человеку;-закрепить знания ...

Методическая разработка классного часа «Герои нашего времени».

   Методическая разработка классного часа ««Герои нашего времени»  написана с целью:- получения углублённых знаний о героях СВО,- воспитания чувства патриотизма...

Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...